Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа
Мы являемся свидетелями значительных политических, экономических, социальных и культурных изменений, происходящих в Восточной, Западной и Центральной Европе с конца 80-х годов. Особой масштабностью и глубиной эти изменения отличаются в бывших социалистических странах, из которых Россия представляет собой наиболее крупную и влиятельную. Для всех, кому небезразлично благосостояние граждан Европы, эти изменения сопряжены с возникновением принципиально новых проблем. Существовавшие ранее системы социального обеспечения стали разрушаться, будучи неспособными обеспечить экономическую, социальную и психологическую защиту многим группам населения, оказавшимся в последние годы в трудном положении.
Введение
Мы являемся свидетелями значительных политических, экономических, социальных и культурных изменений, происходящих в Восточной, Западной и Центральной Европе с конца 80-х годов. Особой масштабностью и глубиной эти изменения отличаются в бывших социалистических странах, из которых Россия представляет собой наиболее крупную и влиятельную. Для всех, кому небезразлично благосостояние граждан Европы, эти изменения сопряжены с возникновением принципиально новых проблем. Существовавшие ранее системы социального обеспечения стали разрушаться, будучи неспособными обеспечить экономическую, социальную и психологическую защиту многим группам населения, оказавшимся в последние годы в трудном положении.
В качестве своеобразной реакции на такую ситуацию в среде политиков, работников социальных служб и исследователей усилилось стремление к поиску новых путей удовлетворения возникающих потребностей населения. Объект исследования – социальная работа. В данной контрольной рассматриваются основные модели социальной политики, существующие в Европе и Америке.
Предметом изучения данной работы являются основные тенденции развития социальной работы за рубежом. Цель данной контрольной работы - всестороннее изучение, обобщение и характеристика моделей социальной политики на примере зарубежных стран. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть особенности социальной работы на примере таких стран как Германия и США;
-проанализировать направления социального законодательства зарубежных стран.
1. Особенности социальной работы в Германии и США
Для
развития социальной работы в России огромное
значение имеет изучение, осмысление и
использование опыта, накопленного в странах
мира.
Группировка различных видов социальной
работы не является универсальной и может
иметь в различных странах свои особенности.
Например, в Германии основные виды социальной
работы в последние годы традиционно группируются
по таким направлениям: социальное страхование, социальное обеспечение, социальная
помощь.
В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий. В США выделяют: социальную работу с индивидом; социальную работу с группами людей оказавшихся в сходной ситуации; социальную работу с общиной.
Возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования.
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей социальной работы[2, 85].
Развитие системы социального обеспечения на Европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи. В большинстве стран Европы создание официальных структур для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп инициировалось государством. Характерной же чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения была и остается до настоящего времени относительно невелика.
Характерной особенностью и основным отличием действующей системы социальной защиты населения в США от большинства европейских моделей является ее децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи в конкретном регионе.
Государственная система
социального обеспечения США
базируется на двух основных формах: социальном
страховании и государственном
вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам
финансирования. Выплаты по социальному
страхованию производятся из страховых
фондов, образуемых за счет налога на социальное
страхование, который взимается и с трудящихся,
и с предпринимателей.
Законом США о социальном страховании (1935 г.) установлено два вида социального страхования - пенсии по старости и пособия по безработице. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С течением времени закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования: выплату пенсии при утрате кормильца; пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой; право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше и др.
Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработной плате, а с предпринимателей - в процентах к фонду выплаченной заработной платы.
На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуются от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку за травмы на производстве[3, 113].
Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты - вспомоществование бедным. Эта система получила наиболее широкое развитие начиная с 60-х гг. В отличие от социального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерий для ее получения - нуждаемость.
Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь.
Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых и инвалидов. Этим категориям населения федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем чтобы обеспечить для них минимум средств существования - так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего «черте бедности». Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств.
Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным с низкими доходами, где глава семьи — вдова, разведенная или мать-одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный.
В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающимся продуктовых талонов. Они предоставляются бесплатно или по сниженным ценам. Есть и другие продовольственные программы - школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др. Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами.
Частные системы социального страхования дополняют государственную и с помощью определенных механизмов регулируются государством. В США существуют две формы частного страхования - коллективная, по месту работы, и индивидуальная. Ведущая форма - коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Аналогичные виды страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют.
2. Социальное законодательство зарубежных стран
Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местных органов самоуправления и, наконец, больший охват населения различными социальными услугами и видами помощи. Характерен опыт Финляндии. В прошлом в этой стране сельская община и церковный приход выполняли многие функции, которые сегодня вошли в сферу деятельности органов социального обеспечения.
Социальную политику разрабатывают и претворяют в жизнь государство и коммуны. Важнейшее место отводится муниципальным властям. Коммуны, обладая большой самостоятельностью, опираясь на право взимать местные налоги с населения, проживающего на территории коммуны, и с расположенных там предприятий, сами решают вопрос об организации на ее территории сферы социальных услуг и отвечают за их деятельность. Так первичное социальное и медицинское обслуживание населения в Финляндии полностью обеспечивается за счет муниципальных больниц и поликлиник, детских садов, интернатов, для домов престарелых и др.
В настоящее время социальная политика Финляндии переживает третий этап децентрализации. Если на первом этапе проходила передача прав на ее осуществление от государства к регионам и коммунам, на втором - от коммун к микрорайонам и общинам, то на третьем этапе функции управления передаются коллективам граждан и даже отдельным лицам.
Деятельность социальных
служб Швеции строится в соответствии
с действующим
Муниципальные власти обязаны организовать социальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом, в соответствии с их личными потребностями и условиями. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно проживает человек. При этом каждому из них предоставляются права на социальную помощь и обслуживание муниципальными властями даже в местах временного проживания[2, 71].
Система социального обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в социальной защищенности. Если человек не удовлетворен получаемой социальной помощью, то по закону он может обратиться в административный областной суд. В целом, с точки зрения законодательного обеспечения, структуры, организации и финансирования, сфера социального обслуживания в Швеции является хорошо продуманной и представляет собой важный элемент шведской модели государства «благоденствия».