Процесс управления товарными запасами предприятия (на примере «Модная кожгалантерея»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:47, дипломная работа

Описание

Актуальность проблемы проявляется в том, что финансовое положение предприятия, его показатели ликвидности и платежеспособности непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в текущие (оборотные) активы, превращаются в реальные деньги, т.е. повышение эффективности управления товарными запасами отражает улучшение финансового состояния предприятия.
Целью дипломной работы является раскрытие управления товарными запасами на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

кож галантеркея.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

 

Введение

В условиях рыночной экономики любое  коммерческое предприятие заинтересовано в эффективном и стабильном функционировании. Суть деятельности каждой организации  определяет особенности ее функционирования, содержание и структуру товарных запасов и формирует значительную часть конечного финансового результата. Товарные запасы составляют существенную долю всех активов предприятия, а также они являются наиболее мобильной частью капитала предприятия, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия. Управление товарными запасами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.

Развитие рыночных отношений определяет новые условия организации товарных запасы и новые подходы управления им на предприятии. Высокая инфляция, снижение объемов производства и потребительского спроса, неплатежи, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень налогового бремени, снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением товарными запасами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в разрабатываемой на предприятии политике управления товарными запасами.

Чтобы достичь высоких результатов хозяйственной деятельности, нужна четко выстроенная, обоснованная и эффективная финансовая политика, а в частности налаженный механизм управления товарными запасами.

Дело в том, что выработка  совершенного механизма управления товарными запасами организаций и действенное применение его на практике является крайне актуальной проблемой в настоящее время. Следовательно, изучение вопроса об управлении товарными запасами предприятия является существенным и актуальным в условиях рыночной экономики.

Основная цель анализа при этом – своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотным капиталом и нахождение резервов повышения интенсивности и эффективности его использования. Анализируя структуру оборотных активов, следует иметь в виду, что устойчивость финансового состояния предприятия в значительной мере зависит от оптимального размещения средств по стадиям процесса кругооборота: снабжения, производства и сбыта продукции. Размеры вложения капитала в каждую стадию кругооборота зависят от отраслевых и технологических особенностей предприятия, так, для предприятий с материалоемким производством требуется значительное вложение капитала в такой вид оборотных активов, как производственные запасы, а для предприятий с длительным циклом производства – в незавершенное производство и т.д.

Актуальность проблемы проявляется  в том, что финансовое положение  предприятия, его показатели ликвидности  и платежеспособности непосредственно  зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в текущие (оборотные) активы, превращаются в реальные деньги, т.е. повышение эффективности управления товарными запасами отражает улучшение финансового состояния предприятия.

Объектом дипломной  работы является Общество с ограниченной ответственностью «Модная кожгалантерея». Предмет исследования – процесс управления товарными запасами предприятия.

Целью дипломной работы является раскрытие  управления товарными запасами на предприятии. Таким образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная тема весьма актуальна. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить теоретические аспекты сущности  управления  и структуры оборотных активов, источников формирования и финансирования их;

– провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

– оценить состояние и эффективность использования товарных запасов ООО «Модная кожгалантерея»;

– разработать пути повышения эффективности использования оборотных средств.

В настоящее время  существует достаточно большое количество методик и подходов, для изучения управления и эффективности использования оборотных активов на предприятии. В дипломной работе были рассмотрены основные из них, которые являются наиболее актуальными, получили широкое распространение и могут быть приемлемы в системе финансового менеджмента.

Теоретическим и методологическим основам повышения эффективности  деятельности промышленных предприятий  посвящены труды отечественных  и зарубежных ученых в данной области, а именно: О. Андрющенко, A. Бирмана, А. Гаврилова, М. Глазова, Т. Долгопятовой, И. Евсеевой, А. Ильина, Г. Клейнера, Б. Колосс, М. Малыгина, Л. Матвеевой, А. Никитаевой, Г. Шмалена.

Исследования инструментов, методов и механизмов проблемы управления теоретико-методологического характера  и сущностно-содержательного представления  процесса управления представлены в работах В. Архипенко, А. Багурина, А. Бачурина, Л. Злобина, Ю. Колесникова, И. Лысаковой, С. Майерс, А. Мистюкова, И. Никитина, Ю. Павлючука, Е. Румянцева, С. Сухова.

В вопросах управления и  рационального использования оборотных  средств, увязки их с производственной деятельностью предприятия были использованы результаты исследований О. Ефимовой, М. Зайцева, О. Качанова, В. Ковалева, Д. Комарова, И. Лисициана, М. Литвина, В. Мешалкина, В. Фащевского, Э. Хэлферта и ряда других исследователей.

Вопросами изучения процесса принятия решений в области управления оборотными средствами и экономических  факторов, влияющих на эффективность  их использования, занимались такие  отечественные и зарубежные ученые, как И. Абдукаримов, М. Баканов, И. Балабанов, И. Бланк, В. Бочаров, В. Гончаров, М. Гордонов, Л. Давыдова, В. Деружинский, С. Крюков, В. Ковалева, В. Лапшина, Н. Наумова, Б. Рапопорт, Е. Стрельцова, Ф. Фаббоци.

Информационной базой для написания  дипломного проекта послужили следующие  документы: устав ООО «Модная кожгалантерея», годовая бухгалтерская отчетность за 2008-2010 года, а именно: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2), нормативные документы предприятия. Также при написании дипломной работы использовались нормативно-правовые акты РФ; научные труды по данной теме; учебники и учебные пособия; монографии; литература экономистов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.

Структура дипломной работы состоит  из теоретического и аналитического исследования изложенных в 3-х разделах, иллюстрированных таблицами, и рисунками; списка использованной литературы.

 

1. Теоретические основы анализу и управления товарными запасами

1.1. Понятие  и классификация запасов

Запасы в торговле являются составной частью материальных ресурсов, они призваны обеспечить соответствие спроса и предложения, совершенствование ассортимента товаров и повышение доходности деятельности торговой организации. Поскольку категория товарных запасов является достаточно емкой, для организации их учета, формирующего информацию для менеджмента соответствующего звена, необходима классификация, позволяющая обосновать потребность в запасах определенного вида товара. Обзор действующих систем классификации запасов, проведенный в работе, приводит  к выводу о том, что они не позволяют в полной мере структурировать и систематизировать информацию о товарных запасах с целью принятия управленческих решений по их формированию и использованию. Кроме того, необходима адаптация классификации запасов для решения управленческих задач определенной целевой направленности. В работе предложена классификация товарных запасов по роли и значимости в системе торговых отношений для целей управления ими (рис. 1)[7, c. 12].

Так, информация о запасах, сгруппированных по роли в торговых отношениях, используется для уточнения величины текущего запаса и служит основой для планирования их уровня на предстоящий период. Создание спекулятивного запаса возможно в случае предстоящего повышения спроса на товар, поэтому временно он не используется (зарезервирован). При непредвиденном повышении спроса на отдельные наименования  ответственным менеджером обосновывается решение о переводе товара из одной группы в другую для стабилизации показателя выручки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


При этом обосновываются управленческие решения о необходимости  Классификация запасов по  способности   обеспечить   непрерывность    торговых отношений, применяется для оценки их фактического уровня. Это необходимо для своевременного выявления возможностей затоваривания (при избытке товаров) или упущенной выгоды (при имеющемся дефиците товаров) и принятия оперативных решений о пополнении запасов либо разработке мероприятий по увеличению продаж (промоакций, рекламы и др.).  Классификация по признаку «качество» позволяет обосновать решения о необходимости пополнения или замены товаров ненадлежащего качества, а также способы компенсации расходов при их доведении до состояния, при котором возможна их продажа, возврате поставщику.  Используя обозначенный нами признак соответствия потребительскому спросу, ответственный менеджер имеет возможность сконцентрировать свое внимание на востребованных и дефицитных товарах для расширения их ассортимента и поддержания интереса покупателей по этим группам. В свою очередь, не пользующиеся спросом товары (в особенности, когда такая информация имеется по нескольким отчетным периодам),  нуждаются в замене аналогами или исключении из ассортимента. Подобным образом обосновывается принятие оперативных управленческих решений по формированию товарных запасов и корректировке их уровня по другим классификационным основаниям[15, c. 63]…




Информация о работе Процесс управления товарными запасами предприятия (на примере «Модная кожгалантерея»)