Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:05, доклад
Теории мотивации, рассматривающие динамику взаимодействия различных
мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека,
называют теориями процесса мотивации . Эти теории позволяют узнать то, как
строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на
достижение желаемых результатов. Имеется три основные процессуальные теории
мотивации: В.Врума, Адамса и Э.Лока, а также объединяющая все концепции
модель Портера-Лоулера.
Процессуальные теории мотивации:
Теории мотивации, рассматривающие динамику взаимодействия различных
мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека,
называют теориями процесса мотивации . Эти теории позволяют узнать то, как
строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на
достижение желаемых результатов. Имеется три основные процессуальные теории
мотивации: В.Врума, Адамса и Э.Лока, а также объединяющая все концепции
модель Портера-Лоулера.
Согласно теории ожиданий В.Врума не только потребность является
необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и
выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что
поведение сотрудников определяется поведением:
- руководителя, который при определенных условиях стимулирует
работу сотрудника;
сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему
будет выдано вознаграждение;
- сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном
улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
- сотрудника, который сопоставляет
размер вознаграждения с
которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в
преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет
отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою
потребность.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен
иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени
удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель
должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую
потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение
выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них
нуждается.
Теория справедливости является одной из наиболее красивых и потому
наиболее известной теорией мотивации в западном менеджменте. Разработку
теории справедливости как теории трудовой мотивации обычно приписывают
социальному психологу Дж. Стейси Адамсу. Ее основные постулаты:
1. Люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения (что я
вкладываю и что получаю).
2. Неэквивалентность
вклада и отдачи является
(вины или обиды).
3. Люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить25
справедливость.
Несправедливость возникает в ситуации, когда человек чувствует, что
отношение отдачи, которую он получает, к его вкладу в выполнение работы
оказывается не равным соответствующему соотношению у других работников.
О том, что происходит дальше, говорят три способа восстановления
справедливости:
1. Если человек получает меньше, чем отдает, он начинает уменьшать свой
вклад. Сотрудники начинают опаздывать на работу, уходить раньше, сокращать
объем работ, увеличивать время перерывов и т. п.
2. Сотрудники начинают требовать повышения зарплаты, продвижения по
службе, повышения премии и т.п.
3. Кардинальный способ
представляет собой разрыв
Проведенные до настоящего времени исследования, имевшие цель проверить
обоснованность теории справедливости Адамса, дали достаточно материала в ее
поддержку. Обзор полученных результатов показал, что лабораторные
исследования подтверждают существование “нормы справедливости” (люди
оценивают вклад и отдачу в отношении самих себя и других, и если они ощущают
несправедливость, то стараются ее устранить), в то же время эта теория получила
лишь ограниченное подтверждение при проведении соответствующих полевых
исследований.
Теория постановки целей была разработана в 70-х гг. XX века рядом
западных исследователей, однако её основателем по праву считают Эдвина Локка.
В Украине же она стала актуальной сравнительно недавно.
Особенностью нового типа мотивации труда, который формируется при
применении данной технологии, является интерес работника к целям и миссии
организации . Работник планирует свои действия в организации , исходя из её
целей. Иными словами, идентифицирует цели организации со своими целями.
Формирование такого типа мотивации осуществляется при помощи
следующих методов:
1. Приобщение работников к собственности организации.
2. Партисипативный менеджмент.
Партисипативный менеджмент - это деятельность по вовлечению работников
в управленческий процесс, принятие управленческих решений. Партисипативные
стратегии служат целям привлечения персонала в результате необходимости или
выбора к одному или нескольким видам деятельности.
Вовлечение или участие работников должно:
- затрагивать "надлежащих" работников на "надлежащих" работах;
- внушать понимание
- обеспечивать самосознание и саморуководство со стороны работников и
групп в области перемен;
- обеспечивать совместимость целей индивида, группы и организации;
- обеспечивать более действенное, быстрое и в целом более гладкое
внедрение;
- внушать приверженность делу;
- улучшать трудовые установки;
- приводить к возможно
более высокой
результативности.
Эти два метода способствуют приобщению работника к деятельности
организации и дают ему возможность влиять на эту деятельность. Таким образом,
возникают отношения социального партнерства между работником и
руководством организации, что приводит к появлению заинтересованности в
достижении целей организации, а впоследствии - к восприятию этих целей и их
идентификации с собственными целями.
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.
Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории
справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением27
и достигнутыми результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер
вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его
способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания
здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии
с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно
затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том,
что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или
неправильности вознаграждения
по сравнению с другими
соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что
именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не
наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно
повышаться.