Профессионально необходимые качества руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:32, реферат

Описание

Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

Работа состоит из  1 файл

Качества руководителя.doc

— 51.00 Кб (Скачать документ)

     Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические  особенности человека, в комплексе  обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью  метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

     Практический  интеллект — способность человека мыслить критически и логично; способность  быстро, гибко и эффективно использовать свои  знания и опыт в решении  практических задач. Это необходимое  качество, но не достаточное. Эффективность  управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

     Социальный  интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства  других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.

     Адекватная  самооценка  —  выражается в способности  к самонаблюдению, самоконтролю, критичности  и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы  снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.

     Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.

     Профессиональные  знания. Установлено, что по мере приближения  к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных  знаний уменьшается.  Так, директору  завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

     Менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными  качествами, позволяющими:

    • выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления;
    • принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов;
    • оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.

     С повышением уровня управления возрастают требования к таким психологическим  качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность заражать их своей энергией, волей, уверенностью в своих силах.

     На  более низких уровнях управленческой иерархии берется во внимание склонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой  переориентации при изменении ситуации.

     Под деловыми качествами понимается наличие  у руководителя следующих способностей:

    • способности находить кратчайший путь к достижению цели;
    • способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;
    • способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;
    • способности высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм).

     Обладающий  деловыми качествами руководитель должен:

    • уметь проводить квалифицированный анализ ситуации и разбираться в сложной обстановке;
    • точно воспринимать предписания вышестоящих руководителей;
    • разрабатывать альтернативные решения с последующим выбором наиболее результативного;
    • своевременно определить содержание действий, требуемых для разрешения возникающих проблем;
    • ясно ставить задачи перед подчиненными и осуществлять эффективный контроль их исполнения;
    • проявлять волю и настойчивость в преодолении возникающих трудностей;
    • оставаться самокритичным в оценке итогов деятельности.

     Деловые качества представляют собой крайне сложную категорию. Не вдаваясь в их обстоятельный разбор, заметим лишь, что они есть симбиоз (сожительство, помощь одного другому) двух составляющих: компетентности и организаторских способностей (знания и умения).

     Компетентность  понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой работы, как понимание связей различных явлений и процессов, как нахождение возможных способов и средств достижения намеченных целей.

     Руководитель, видимо, не может в одинаковой степени  быть компетентным по всем вопросам, в решении которых он принимает участие, и в этом нет ничего компрометирующего. Однако руководителю не обойтись без определенной суммы профессиональных знаний, достаточных для ясного понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений.

     Некомпетентный, не разбирающийся в деле руководитель неизбежно оказывается в унизительной зависимости от своего окружения.

     Он  вынужден оценивать обстановку по подсказкам своих подчиненных или вышестоящих начальников.

     Он, как правило, затрудняется высказывать  весомые суждения, предпринимать  активные действия, давать полезные советы по специальным вопросам.

     Он  нередко вынужден имитировать полезную деятельность, ибо неспособен к реальным и ответственным действиям.

     Он  обычно, чтобы скрыть незнание дела, стремится окружить себя столь же некомпетентными людьми и отдалить способных работников.

     В практике руководства известны и  такие случаи, когда руководитель вполне компетентен в специальной области знаний, но в процессе его деятельности возникают вопросы, в которых он несведущ.

     При этом он может пребывать в добросовестном заблуждении и искренне не сознавать  ограниченности своих знаний. Возможно, он вообще переоценивает себя или  испытывает своего рода управленческий синдром: раз назначен начальником, то не имеет права не знать чего бы то ни было. Избыточная самоуверенность не позволяет своевременно почувствовать потребность посоветоваться с людьми при подготовке тех или иных решений.

     Организаторские способности руководителя выражаются прежде всего в следующем:

    • в умении выделять и четко формулировать как перспективные, так и наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи;
    • в умении своевременно принимать аргументированные решения и обеспечивать их выполнение;
    • в умении согласовывать свои замыслы с условиями действительности;
    • в умении организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;
    • в умении постоянно и эффективно сотрудничать с другими подразделениями и с органами контроля.

     Руководитель  с организаторскими способностями  в состоянии быстро и правильно  оценить ситуацию, выделить первоочередные задачи и достаточно точно рассчитать сроки их решения.

     Особое  значение он уделяет рациональному  распределению работы между сотрудниками и их инструктированию; добивается реальной персональной ответственности каждого за выполнение возложенных на него функций. Развитое чувство ответственности такого руководителя помогает ему всесторонне взвешивать принимаемые решения и действия, быть собранным, аккуратным и дальновидным исполнителем. При всех обстоятельствах оставаться хозяином своего слова.

     Хороший организатор, как правило, обладает острым и гибким умом, сочетающимся с сильной волей. Результаты своих  решений он претворяет в жизнь оперативно и без лишних колебаний. Он всегда добивается завершения начатого дела.

     При этом он может пойти на определенный риск, действуя в условиях неопределенности смело и решительно, не дожидаясь  указаний сверху и проявляя находчивость в сложных обстоятельствах. Риск его оправдан, ибо его смелость основывается на его компетенции. Здесь он отдает себе отчет в серьезности последствий.

     Зачастую  такой организатор не лишен также  «пробивных» способностей, которые  помогают ему находить наиболее результативные в данной ситуации ходы и верные средства решения проблем.

     Способный организатор опирается на разум  всего коллектива, его настойчивость  никогда не переходит в упрямство  и нетерпимость к чужому мнению, он приучает подчиненных к самостоятельности.

     Организаторская работа немыслима без твердой  дисциплины и порядка, иначе большие  и хорошо продуманные усилия по улучшению  организации деятельности могут  быть сведены на нет.

     Соблюдение  дисциплины и порядка предполагает, в свою очередь, контроль со стороны руководителя.

     Организаторские способности во многом определяются природными задатками, но они также  приобретаются в процессе учебы  и работы.

     Таким образом, чтобы стать истинно  деловым руководителем, недостаточно одной компетенции, то есть суммы  знаний, позволяющих глубоко разбираться в деле и эффективно решать возникающие проблемы. Для реализации самой компетенции и осуществления принятых решений необходимы также организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений.

Информация о работе Профессионально необходимые качества руководителя