Прогнозирование и планирование как функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:58, доклад

Описание

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления).
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
- по степени охвата (общее и частичное),
- содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),

Работа состоит из  1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.docx

— 35.91 Кб (Скачать документ)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

8.1. Место планирования  и прогнозирования в менеджменте

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом  поиске возможностей действовать и  в прогнозировании последствий  этих действий в заданных условиях (см. цикл управления).

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: 
- по степени охвата (общее и частичное), 
- содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности), 
- предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), 
- сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы), 
- охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), 
- срокам (кратко- , средне- , долгосрочное), 
- жесткое и гибкое.

Критерии выбора формы  планирования (принципы планирования): 
- полнота (требуется учесть все), 
- детализация (глубина ее определяется целью планирования), 
- точность, 
- простота и ясность, 
- непрерывность, 
- эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность), 
- выравнивание при планировании (учет "узких мест"), 
- экономичность.

При оценке экономичности  планирования следует учесть его  полезность (что обычно трудно) и  затраты на планирование.

Подход менеджмента к  планированию может быть осуществлен  постановкой критериев и задач  планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

Следует четко определить: 
- объект планирования (что планируется), 
- субъект планирования (кто планирует), 
- период (горизонт) планирования (на какой срок), 
- средства планирования (например, компьютерное обеспечение), 
- методику планирования (как планировать), 
- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

8.2. Обзор техники  и видов планирования

Различают: 
- последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего), 
- скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д., 
- жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия), 
- гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

В принципе любая фирма  имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования: 
- общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы), 
- стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала), 
- тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.), 
- оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического  планирования являются: 
- цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы, 
- носитель идеи планирования - высший менеджмент, 
- проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования, 
- горизонт планирования - долгосрочное, 
- охват - глобальный, широкий спектр альтернатив, 
- принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Обычно важнейшие вопросы  планирования - рынки сбыта.

Это планирование включает: 
- выработку стратегии, 
- стратегическое планирование производственной программы, 
- планирование развития потенциала, 
- планирование развития структуры потенциала.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в  первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Отличительными чертами  оперативного планирования являются: 
- носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента, 
- задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования, 
- горизонт - короткие и средние сроки, 
- глубина - детализация планов, 
- диапазон - ограниченный спектр альтернатив, 
- основа - созданный потенциал.

Оперативным планированием  охватываются отдельные функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины  которых: 
- особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить), 
- особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей), 
- проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств), 
- проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального), 
- большое число лиц, участвующих в планировании, 
- ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие), 
- проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

8.3. Система прогнозов  и планов фирмы

В условиях относительно стабильной внешней среды может использоваться стандартная система прогнозов  и планов предприятия (рис.32).

Годовой план производственного  предприятия обычно составляется в  виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности.

Он состоит из следующих  взаимосвязанных разделов: 
- план маркетинга, 
- производственная программа, 
- техническое развитие и организация производства, 
- повышение экономической эффективности производства, 
- нормы и нормативы, 
- капитальные вложения и капитальное строительство, 
- материально-техническое обеспечение, 
- труд и кадры, 
- себестоимость, прибыль и рентабельность производства, 
- фонды экономического стимулирования, 
- финансовый план, 
- план охраны природы и рационального использования природных ресурсов, 
- социальное развитие коллектива.

Рис. 32. Система прогнозов  и планов предприятия

 

 

 

 

 

 

 

Планирование – важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия.

Как экономическую  категорию планирование можно рассматривать  с экономической и управленческой точек зрения.

С экономической  точки зрения – это способ определения пропорций совместной деятельности, наряду с рыночным механизмом. Но если на рынке главным регулятором выступает закон стоимости, т.е. цена, определяющая выгодность производства, способы, объем, то на уровне отдельного предприятия ценовой механизм вытеснен сознательными действиями и авторитарными решениями предпринимателей и менеджеров.

Внутренняя природа  фирмы основывается на системе плановых решений, в соответствии с которой  участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную  для самостоятельных и независимых  друг от друга субъектов рынка, и  их поведение оказывается под  контролем управляющих предприятием. 
 
С управленческих позиций планирование – важнейшая базовая функция, которая определяет цели системы и способы их достижения. Основное воздействие на объект управления осуществляется именно через планирование.

Исходя из этого, можно сказать, что планирование – средство установления целей и  задач бизнеса и координация  совместной деятельности участников. 
 
Сегодня существует множество определений планирования:

  • Планирование – это, опирающееся на определенном понимании реалий, формирование образа будущего в сознании субъекта.
  • Планирование – это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей.
  • Планирование – это адаптация системы «бизнес» к внешней среде.

Планирование представляет собой процесс формирования целей, определения приоритетов, средств  и методов их достижения. Оно часто  рассматривается как завершающий  этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.

Каждое определение  отражает суть планирования и имеет  право на существование.

Одним из важнейших  аспектов управления системами, экономикой, бизнесом является управление изменениями, поскольку любая система предполагает функционирование и развитие и тем  самым изменение преобразование.

Бизнес-планирование – это планирование развития бизнеса предприятия, хозяйственной деятельности.

Раньше мы считали, что бизнес-планирование имеет собственную  неизвестную технологию, а это  системное, развернутое планирование всех сторон деятельности предприятия, осуществление проекта. Суть бизнес-планирования – детализация сложной проблемы на составляющие отдельные мелкие задачи и их решение.

Рациональное достижение субъективных целей, задач претворяется посредством планов.

План – это рабочий инструмент достижения поставленных целей субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

Основная  цель плана – реализованное событие.

Основной задачей  планирования является выбор волевых  ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Многие руководители отечественных предприятий считают, что не стоит тратить время  на «формальное планирование», т.е. фиксировать на бумаге всю схему действий, тем более, что динамизм внешней среды, ее сложность вызывает необходимость постоянной корректировки разработанных планов.

Зарубежный опыт показал, что выживает именно тот, кто  непрерывно занимается планированием. Быстроменяющиеся условия бизнеса  заставляют предпринимателей все заранее  предусматривать и своевременно разрабатывать оптимальные действия по нивелированию негативов. Предприятие  постоянно рискует, принимая решения, а план не только позволяет предусмотреть  все действия, но и предвидеть любые  неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела и уметь с ними справиться. 
 
Преимущества планирования:

  1. Помогает решать задачи рационально и с наименьшими затратами
  2. Помогает улучшить координацию действий исполнителей
  3. Обеспечивает более рациональное использование ресурсов
  4. Помогает руководителям мыслить перспективно, использовать будущие возможности
  5. Обеспечивает возможность контроля за событиями и позволяет управлять ими
  6. Готовит предприятие к возможным изменениям
  7. Способствует повышению образовательного уровня менеджеров и др.

Вместе с тем, планирование не панацея. Возможности  планирования ограничены рядом объективных  и субъективных причин.

Наиболее важными из них являются:

  1. Неопределенность, многомерность и стохастичность рыночной среды. Планирование выступает как инструмент преодоления неопределенности, быстрого и непредсказуемого изменения среды, угрозы со стороны конкурентов, несовершенства законодательства. Но эта же неопределенность среды не позволяет принимать решения с достаточной степенью точности. Поэтому так важна дополнительная достоверная информация, а также прогноз и определение степени его вероятности.
  2. Издержки планирования. Предел планирования определен и величиной издержек и ограниченностью ресурсов. В результате осуществления планирования возникают дополнительные издержки на научные исследования, на организацию плановых служб и привлечение дополнительного персонала (консультантов, коллег), а также дополнительные затраты времени.
  3. Масштаб деятельности предприятия. На практике, чем больше предприятие (до определенных пределов), тем лучше там поставлена плановая работа. Как правило, организованы и выделены службы планирования, плановой работой занимается высококвалифицированный персонал, присутствуют научные разработки. Все это может быть осуществлено за счет имеющихся финансовых возможностей. И совсем иначе обстоят дела на небольших предприятиях, где формальное планирование присутствует далеко не всегда.
  4. Субъективные факторы. Как правило, они связаны с личностными характеристиками руководителей. Сюда можно отнести и авторитарность руководства, субъективность взглядов исполнителей, ошибки в экономических расчетах, форсмажорные обстоятельства и т.п.

Планирование в  современных условиях рассматривается, и как наука, и как искусство. Оно тесно связано с мыслительной деятельностью человека и в основе своей неповторимо.

Информация о работе Прогнозирование и планирование как функция менеджмента