Программа адаптации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:55, доклад

Описание

Адаптация персонала в организации является необходимым и очень важным звеном. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новый сотрудник оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден корректировать свои представления, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.

Работа состоит из  1 файл

programma_posledny_variant.docx

— 47.94 Кб (Скачать документ)

Программа социологического исследования

Формулировка  проблемы

Адаптация персонала в организации  является необходимым и очень  важным звеном. Действительно, становясь  работником конкретного предприятия, новый сотрудник оказывается  перед необходимостью принять организационные  требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации  и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых  ему предприятием. Он вынужден корректировать свои представления, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.

На сегодняшний момент очень многие компании активно занимаются

подбором и обучением  персонала, но не уделяют достаточно внимания социальной адаптации персонала.

Зачастую новым сотрудником  никто не занимается, в лучшем случае его представляют коллегам и предлагают ознакомиться с должностными инструкциями. Во многих компаниях нет даже базовых  программ адаптации. Система адаптации должна охватывать, по возможности, основные аспекты профессионального и межличностного общения в коллективе.

Отсутствие системы адаптации в организации может привести к возникновению проблем профессионального и личного характера, что негативно отразится на эффективности труда.

 

Определение целей, задач, объекта и предмета исследования.

Цель исследования – изучить социальную адаптацию сотрудников в организации ЗАО «Зара СНГ».

Для реализации цели  были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать формы социальной адаптации сотрудников в ЗАО «Зара СНГ».
  2. Выявить проблемы, возникающие у новых сотрудников в процессе социальной адаптации.
  3. Определить факторы, влияющие на социальную адаптацию новых сотрудников.
  4. Внести предложения по повышению эффективности социальной адаптации новых сотрудников в организации.

Объект  исследования:

Процесс адаптации новых сотрудников (имеющих стаж не более года) применяемые в ЗАО «Зара СНГ».

Предмет  исследования: 

Формы социальной адаптации  новых сотрудников в ЗАО «Зара СНГ»

 

Раздел 3. Выдвижение гипотез

Основная гипотеза исследования:

Настя, здесь можно  сделать гипотезу об эффективности  используемых на предприятии форм социальной адаптации.

Либо о том, что  в организации основное внимание уделяется профессиональной и организационной адаптации в ущерб социально-психологической… Или  что-то ещё в этом роде.

 

Были выдвинуты  следующие гипотезы по задачам исследования:

- гипотеза об основных проблемах с которыми сталкиваются новые сотрудники в процессе адаптации

- нужна гипотеза о факторах, влияющих на успешность или скорость адаптации

 

 

 

 

Логический  анализ основных понятий

Настя проверь этот список, исходя из задач исследования и убери  лишнее!

Ключевыми понятиями социологического исследования являются:

  1. Адаптация – это:

1) особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия.

2) процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

  1. Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.
  2. Трудовой коллектив – это организованное объединение людей, направленное на достижение общественно значимых целей на производстве.
  3. Социальная адаптация в трудовом коллективе - это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает профессиональными навыками, социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями.

 

  1. Профессиональная адаптация – это:

1)процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой.

2)процесс, который заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях, процесс включения работника в новую для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между работником и производственной средой

  1. Организационная адаптация – усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре. 
  2. Организация труда – приведение трудовой деятельности людей в определенную систему, характеризующуюся внутренней упорядоченностью, согласованностью и направленностью взаимодействия для реализации совместной программы и цели. 
  3. Социально-психологическая адаптация – это включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями
  4. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
  5. Сплоченность коллектива - это формирование и поддержание единства интересов, ценностей, поведения всех его членов в ходе трудовой деятельности. 
  6. Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Среди них можно выделить как объективные, так и субъективные.
  7. Отношение к трудовой деятельности - понятие, означающее совокупность реальных мотивов трудовой деятельности личности, таких, например, как ориентация на заработок, на отношения с коллегами, на общественную значимость труда, его содержание, достижение признания или определенного социального статуса.
  8. Удовлетворенность трудовой деятельностью -

эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей  трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых  она осуществляется.

 

 

Операционализация исследуемых переменных

Настя, разбей все на формы адаптации  организации (например раздели профессиональную адаптацию на получение специфических знаний и уменя которыми должен овладеть работник и т.д.)

Переменные

Теоретические

определения

Операциональные

понятия

Понятие-индикаторы

щкалы

  1. Процесс адаптации

1.1 Оценка подготовленности новичка

1.1.1 наличие опыта работы  в организации

1.1.1.1 да 

1.1.1.2 нет

 

Номинальная

   

1.1.2 наличие опыта работы  на аналогичной должности

1.1.2.1 да

1.1.2.2 нет

Номинальная

 

1.2 Программа ориентации

 

1.2.1 Ознакомление с рабочей документацией

1.2.1.1.       Должностные  инструкции

1.2.1.2книга об организации

1.2.1.3инструкции по технике  безопасности

1.2.1.4 Правила внутреннего трудового распорядка

1.2.1.5Все выше перечисленное

Номинальная

   

1.2.2 Ознакомление с предприятием (производственная экскурсия)

1.2.2.1 да

1.2.2.2 нет

Номинальная

 

 

 

1.2.3 Содержание  экскурсии

1.2.3.1 Экскурсия в салоне  магазина

1.2.3.2 экскурсия склада, подсобных   и служебных помещений

1.2.3.3 все выше перечисленное

Номинальная

   

1.2.4 Проведение вводных  лекций

1.2.4.1 да

1.2.4.2 нет

Номинальная

   

1.2.5 Наличие специальной программы обучения

1.2.5.1 да 

1.2.5.2 нет

Номинальная

 

 

 

1.2.6. Содержание специальной программы обучения

1.2.6.1 проведение тренингов  о брендовой продукции

1.2.6.2 изучение и обращение  с оборудованием

1.2.6.3 техника обращения  с продукцией

1.2.6.4

все выше перечисленное

Номинальная

 

 

1.3 Действенная адаптация

1.3.1 Знакомство с коллективом

1.3.1.1 меня представили коллективу, рассказали о сотрудниках

1.3.1.2 познакомился со всеми сам

Номинальная

   

1.3.2 поддержка коллектива

1.3.2.1 да, поддерживали все члены коллективы

1.3.2.2 да, некоторые члены коллектива

1.3.2.3 нет, поддержки

не было

Номинальная

   

1.3.3  Наличие наставника

1.3.3.1 да 

1.3.3.2 нет

Номинальная

   

1.3.4 наличие тренингов  в коллективе

1.3.4.1 да

1.3.4.2 нет

Номинальная

   

1.3.5наличие открытой коммуникации на разных уровнях

1.3.5.1 да 

1.3.5.2 нет

Номинальная

 

1.4 Функционирование

1.4.1 проведение контроля в процессе освоения трудовой деятельности

1.4.1.1 да, осуществлялся контроль  по проверке обучения

1.4.1.2 нет, контроля не  было

Номинальная

   

1.4.2 период перехода к стабильной работе

1.4.2.1 за 1 месяц

1.4.2.2 за 2-3месяца

1.4.2.3 до 6 месяцев

1.4.2.4 до сих испытываю трудности в переходе к стабильной работе

Номинальная

  1. Степень  адаптированности сотрудников

2.1 Профессионально -деятельностная область

2.1.1усвоение должностных  инструкций

2.1.1.1 да, полностью усвоена

2.1.1.2 да, большая часть

2.1.1.3 нет, многого не  знаю 

Номинальная

   

2.1.2 усвоение специальной  программы обучения

2.1.2.1 да, полностью усвоена

2.1.2.2 да, большая часть

2.1.2.3 нет, многого не  знаю

 Номинальная

 

2.2Организационно-нормативная  область

2.2.1выполнение организационных  норм и правил

2.2.1.1 да, полностью выполняю

2.2.1.2да, большую часть

2.2.1.3нет, многое не выполняю

Номинальная

   

2.2.2соблюдение трудовой  дисциплины

2.2.2.1да, полностью соблюдаю

2.2.2.2 соблюдаю время от  времени

2.2.2.3 нет, не соблюдаю

Номинальная

 

2.3Социально-профессиональная  область

2.3.1удовлетворенность профессиональным  статусом

2.3.1.1 да, полностью удовлетворен, ничего менять не хочу

2.3.1.2 да, пока все устраивает

2.3.2.3 нет, хотелось бы  большего

Номинальная

   

2.3.2выполнение должностных  обязанностей

2.3.2.1 да, полностью выполняю

2.3.2.2да, большую часть

2.3.2.3нет, многое не выполняю

Номинальная

 

2.4Социально-психологическая  область

2.4.1роль наставника в  профессиональной деятельности

2.4.1.1 большую, полностью обучил, помог и подготовил ко всему

2.4.1.2 среднюю, дал базовые знания, поддерживал

2.4.1.3 низкую, поработал со мной пару дней и все

Номинальная

  1. Усвоение системы организации труда

3.1 Организация труда

3.1.1 организация

режима и интенсивности  трудовой деятельности

3.1.1.1нет, нарастание происходило постепенно

3.1.1.2 да, были сложности

3.1.1.3 да, до сих пор присутствуют сложности

Номинальная

   

3.1.2организация рабочего  места

3.1.2.1 да, полностью

3.1.2.2 да, многое

3.1.3.3 нет, многое остается не понятым

Номинальная

   

3.1.3правила внутреннего  распорядка

3.1.3.1 да, полностью

3.1.3.2 да, усвоил многое

3.1.3.3 нет, многое остается не понятым

Номинальная

  1. Удовлетворенность межличностными отношениями

4.1 Уровень сплоченности коллектива

4.1.1 оказание помощи в коллективе

4.1.1.1 да, всегда приходят  на помощь

4.1.1.2 помогают время от времени

4.1.1.3 нет, помощь не  оказывают

Номинальная

   

4.1.2готовность выхода на работу за сотрудника

4.1.2.1 да, всегда готовы заменить меня

4.1.2.2 соглашаются выйти  на замену  время от времени

4.1.2.3 нет, на замену  не выходят

Номинальная

   

4.1.3участие в корпоративных мероприятиях

4.1.3.1 зачастую присутствует весь коллектив

4.1.3.2 собирается большая часть коллектива

4.1.3.3 присутствует малая часть коллектива

Номинальная

   

4.1.4 общение вне работы

4.1.4.1 да, постоянно общаемся с сотрудниками

4.1.4.2 время от времени собираемся определенной компанией

4.1.4.3 нет, вне работы общение не происходит

Номинальная

   

4.1.5 отношение с руководителем

4.1.5.1 формальное, сдержанное

4.1.5.2 формальное, лояльное

4.1.5.3 неформальное, дружеское

Номинальная

 

4.2 Конфликтные ситуации

4.2.2возникновение конфликтов с руководителем

4.2.2.1 да, часто

4.2.2.2 да, время от времени

4.2.2.3 да, очень редко

4.2.2.4 нет

Номинальная

   

4.2.3 возникновение конфликтов с кем либо из коллег

4.2.3.1 да, часто

4.2.3.2 да, время от времени

4.2.3.3 да, очень редко

4.2.3.4 нет

Номинальная

  1. Факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию

5.1 Субъективные факторы

5.1.1 семейное положение

5.1.1.1 замужем/женат

5.1.1.2 не замужем/ не  женат

Номинальная

   

5.1.2 наличие детей

5.1.2.1 да, один ребенок

5.1.2.2 да, два или более

5.1.2.3 нет, детей нет

Номинальная

   

5.1.3 проживание

5.1.3.1 живу один/одна

5.1.3.2 с молодым человеком/девушкой

5.1.3.3с родителями

 
   

5.1.4 Главная цель в работе

5.1.4.1 карьерный и профессиональный  рост

5.1.4.2 получение денежных  средств

5.1.4.3Развитие и самосовершенствование 

Номинальная

 

5.2 Объективные факторы

5.2.2 размер заработной платы

5.2.2.1 да, устраивает

5.2.2.2 нет, хотелось бы  большего размера з/п

Номинальная

   

5.2.3 расположение предприятия

5.2.3.1 да, добираюсь максимум за полчаса

5.2.3.2 нет, дорога вызывает много времени и трудностей

Номинальная

  1. Возникающие трудности, в  процессе адаптации

6.1Профессиональные трудности

6.1.1 количество необходимого материала

6.1.1.1 да, необходимого материала было достаточно

6.1.1.2нет, возникали трудности в процессе изучения

Номинальная

   

6.1.2 качество проведенной программы обучения

6.1.2.1да, программа обучения была полной и хорошо структурированной

6.1.2.2 скорее да, чем нет

6.1.2.3скорее нет, чем да

6.1.2.4 нет, программа обучения практически не проводилась

Номинальная

   

6.1.3 трудности в обучение наставником

6.1.3.1 нет, трудностей не возникло

6.1.3.2 да, возникали трудности

Номинальная

   

6.1.4 недостаток информированности

6.1.4.1 да

6.1.4.2 нет

Номинальная

 

6.2Психологические трудности

6.2.1 готовность к напряженному труду

6.2.1.1нет, нарастание происходило постепенно

6.2.1.2 да, были сложности

6.2.1.3 да, до сих пор присутствуют сложности

Номинальная

   

6.2.2 отношение коллектива к новым сотрудникам

6.2.1.1коллектив помогает и поддерживает новичков

6.2.1.2 большинство сотрудников коллектива оказывает помощь и поддержку

6.2.1.3 малая часть коллектива оказывает помощь и поддержку

6.2.1.4 не замечает новичков

Номинальная

   

6.2.3 Наличие психологического комфорта

6.2.1.1 да

6.2.1.2 скорее да, чем нет

6.2.1.3 скорее нет, чем да

6.2.1.4 нет

Номинальная

  1. Влияние адаптированности на трудовую деятельность

7.1 Отношение к трудовой деятельности

7.1.1 интерес к работе

7.1.1.1 работа для меня интересна и

соответствует моим ожиданиям

7.1.1.2 мой интерес к работе  в компании снижается вопреки

моим ожиданиям

7.1.1.3 работа для меня  является не интересной

Номинальная

   

7.1.2интерес к карьерному росту

7.1.2.1 да

7.1.2.2 нет

Номинальная

   

7.1.3 интерес к профессиональному росту

7.1.3.1 да

7.1.3.2 нет

Номинальная

 

7.2 Удовлетворенность трудовой деятельностью

7.2.1удовлетворённость организацией рабочего места

7.2.1.1Полностью удовлетворен

7.2.1.2Скорее да, чем нет

7.2.1.3Скорее нет, чем  да

7.2.1.4Не удовлетворен

Номинальная

   

7.2.2удовлетворенность содержанием труда

7.2.2.1довлетворен

7.2.2.2Скорее да, чем нет

7.2.2.3Скорее нет, чем  да

7.2.2.4Не удовлетворен

Номинальная

   

7.2.3 удовлетворённость системой вознаграждения

7.2.3.1довлетворен

7.2.3.2Скорее да, чем нет

7.2.3.3Скорее нет, чем  да

7.2.3.4Не удовлетворен

Номинальная

  1. Улучшение системы социальной адаптации

8.1Предложения 

8.1.1 мнения по улучшению системы  социальной адаптации

 

Открытый вопрос



Информация о работе Программа адаптации персонала