Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:55, доклад
Адаптация персонала в организации является необходимым и очень важным звеном. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новый сотрудник оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден корректировать свои представления, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.
Программа социологического исследования
Формулировка проблемы
Адаптация персонала в организации
является необходимым и очень
важным звеном. Действительно, становясь
работником конкретного предприятия,
новый сотрудник оказывается
перед необходимостью принять организационные
требования: режим труда и отдыха,
положения, должностные инструкции,
приказы, распоряжения администрации
и т. д. Он принимает также совокупность
социально-экономических
На сегодняшний момент очень многие компании активно занимаются
подбором и обучением персонала, но не уделяют достаточно внимания социальной адаптации персонала.
Зачастую новым сотрудником никто не занимается, в лучшем случае его представляют коллегам и предлагают ознакомиться с должностными инструкциями. Во многих компаниях нет даже базовых программ адаптации. Система адаптации должна охватывать, по возможности, основные аспекты профессионального и межличностного общения в коллективе.
Отсутствие системы адаптации в организации может привести к возникновению проблем профессионального и личного характера, что негативно отразится на эффективности труда.
Определение целей, задач, объекта и предмета исследования.
Цель исследования – изучить социальную адаптацию сотрудников в организации ЗАО «Зара СНГ».
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования:
Процесс адаптации новых сотрудников (имеющих стаж не более года) применяемые в ЗАО «Зара СНГ».
Предмет исследования:
Формы социальной адаптации новых сотрудников в ЗАО «Зара СНГ»
Раздел 3. Выдвижение гипотез
Основная гипотеза исследования:
Настя, здесь можно сделать гипотезу об эффективности используемых на предприятии форм социальной адаптации.
Либо о том, что в организации основное внимание уделяется профессиональной и организационной адаптации в ущерб социально-психологической… Или что-то ещё в этом роде.
Были выдвинуты следующие гипотезы по задачам исследования:
- гипотеза об основных проблемах с которыми сталкиваются новые сотрудники в процессе адаптации
- нужна гипотеза о факторах, влияющих на успешность или скорость адаптации
Логический анализ основных понятий
Настя проверь этот список, исходя из задач исследования и убери лишнее!
Ключевыми понятиями социологического исследования являются:
1) особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия.
2) процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
1)процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой.
2)процесс, который заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях, процесс включения работника в новую для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между работником и производственной средой
эмоционально окрашенное
оценочное представление
Операционализация исследуемых переменных
Настя, разбей все на формы адаптации организации (например раздели профессиональную адаптацию на получение специфических знаний и уменя которыми должен овладеть работник и т.д.)
Переменные |
Теоретические определения |
Операциональные понятия |
Понятие-индикаторы |
щкалы |
|
1.1 Оценка подготовленности новичка |
1.1.1 наличие опыта работы в организации |
1.1.1.1 да 1.1.1.2 нет |
Номинальная |
1.1.2 наличие опыта работы на аналогичной должности |
1.1.2.1 да 1.1.2.2 нет |
Номинальная | ||
1.2 Программа ориентации |
1.2.1 Ознакомление с рабочей документацией |
1.2.1.1. Должностные инструкции 1.2.1.2книга об организации 1.2.1.3инструкции по технике безопасности 1.2.1.4 Правила внутреннего трудового распорядка 1.2.1.5Все выше перечисленное |
Номинальная | |
1.2.2 Ознакомление с предприятием (производственная экскурсия) |
1.2.2.1 да 1.2.2.2 нет |
Номинальная | ||
|
1.2.3 Содержание экскурсии |
1.2.3.1 Экскурсия в салоне магазина 1.2.3.2 экскурсия склада, подсобных и служебных помещений 1.2.3.3 все выше перечисленное |
Номинальная | |
1.2.4 Проведение вводных лекций |
1.2.4.1 да 1.2.4.2 нет |
Номинальная | ||
1.2.5 Наличие специальной программы обучения |
1.2.5.1 да 1.2.5.2 нет |
Номинальная | ||
|
1.2.6. Содержание специальной программы обучения |
1.2.6.1 проведение тренингов о брендовой продукции 1.2.6.2 изучение и обращение с оборудованием 1.2.6.3 техника обращения с продукцией 1.2.6.4 все выше перечисленное |
Номинальная
| |
1.3 Действенная адаптация |
1.3.1 Знакомство с коллективом |
1.3.1.1 меня представили коллективу, рассказали о сотрудниках 1.3.1.2 познакомился со всеми сам |
Номинальная | |
1.3.2 поддержка коллектива |
1.3.2.1 да, поддерживали все члены коллективы 1.3.2.2 да, некоторые члены коллектива 1.3.2.3 нет, поддержки не было |
Номинальная | ||
1.3.3 Наличие наставника |
1.3.3.1 да 1.3.3.2 нет |
Номинальная | ||
1.3.4 наличие тренингов в коллективе |
1.3.4.1 да 1.3.4.2 нет |
Номинальная | ||
1.3.5наличие открытой коммуникации на разных уровнях |
1.3.5.1 да 1.3.5.2 нет |
Номинальная | ||
1.4 Функционирование |
1.4.1 проведение контроля в процессе освоения трудовой деятельности |
1.4.1.1 да, осуществлялся контроль по проверке обучения 1.4.1.2 нет, контроля не было |
Номинальная | |
1.4.2 период перехода к стабильной работе |
1.4.2.1 за 1 месяц 1.4.2.2 за 2-3месяца 1.4.2.3 до 6 месяцев 1.4.2.4 до сих испытываю трудности в переходе к стабильной работе |
Номинальная | ||
|
2.1 Профессионально - |
2.1.1усвоение должностных инструкций |
2.1.1.1 да, полностью усвоена 2.1.1.2 да, большая часть 2.1.1.3 нет, многого не знаю |
Номинальная |
2.1.2 усвоение специальной программы обучения |
2.1.2.1 да, полностью усвоена 2.1.2.2 да, большая часть 2.1.2.3 нет, многого не знаю |
Номинальная | ||
2.2Организационно-нормативная область |
2.2.1выполнение |
2.2.1.1 да, полностью выполняю 2.2.1.2да, большую часть 2.2.1.3нет, многое не выполняю |
Номинальная | |
2.2.2соблюдение трудовой дисциплины |
2.2.2.1да, полностью соблюдаю 2.2.2.2 соблюдаю время от времени 2.2.2.3 нет, не соблюдаю |
Номинальная | ||
2.3Социально-профессиональная область |
2.3.1удовлетворенность |
2.3.1.1 да, полностью удовлетворен, ничего менять не хочу 2.3.1.2 да, пока все устраивает 2.3.2.3 нет, хотелось бы большего |
Номинальная | |
2.3.2выполнение должностных обязанностей |
2.3.2.1 да, полностью выполняю 2.3.2.2да, большую часть 2.3.2.3нет, многое не выполняю |
Номинальная | ||
2.4Социально-психологическая область |
2.4.1роль наставника в профессиональной деятельности |
2.4.1.1 большую, полностью обучил, помог и подготовил ко всему 2.4.1.2 среднюю, дал базовые знания, поддерживал 2.4.1.3 низкую, поработал со мной пару дней и все |
Номинальная | |
|
3.1 Организация труда |
3.1.1 организация режима и интенсивности трудовой деятельности |
3.1.1.1нет, нарастание происходило постепенно 3.1.1.2 да, были сложности 3.1.1.3 да, до сих пор присутствуют сложности |
Номинальная |
3.1.2организация рабочего места |
3.1.2.1 да, полностью 3.1.2.2 да, многое 3.1.3.3 нет, многое остается не понятым |
Номинальная | ||
3.1.3правила внутреннего распорядка |
3.1.3.1 да, полностью 3.1.3.2 да, усвоил многое 3.1.3.3 нет, многое остается не понятым |
Номинальная | ||
|
4.1 Уровень сплоченности коллектива |
4.1.1 оказание помощи в коллективе |
4.1.1.1 да, всегда приходят на помощь 4.1.1.2 помогают время от времени 4.1.1.3 нет, помощь не оказывают |
Номинальная |
4.1.2готовность выхода на работу за сотрудника |
4.1.2.1 да, всегда готовы заменить меня 4.1.2.2 соглашаются выйти на замену время от времени 4.1.2.3 нет, на замену не выходят |
Номинальная | ||
4.1.3участие в корпоративных мероприятиях |
4.1.3.1 зачастую присутствует весь коллектив 4.1.3.2 собирается большая часть коллектива 4.1.3.3 присутствует малая часть коллектива |
Номинальная | ||
4.1.4 общение вне работы |
4.1.4.1 да, постоянно общаемся с сотрудниками 4.1.4.2 время от времени собираемся определенной компанией 4.1.4.3 нет, вне работы общение не происходит |
Номинальная | ||
4.1.5 отношение с руководителем |
4.1.5.1 формальное, сдержанное 4.1.5.2 формальное, лояльное 4.1.5.3 неформальное, дружеское |
Номинальная | ||
4.2 Конфликтные ситуации |
4.2.2возникновение конфликтов с руководителем |
4.2.2.1 да, часто 4.2.2.2 да, время от времени 4.2.2.3 да, очень редко 4.2.2.4 нет |
Номинальная | |
4.2.3 возникновение конфликтов с кем либо из коллег |
4.2.3.1 да, часто 4.2.3.2 да, время от времени 4.2.3.3 да, очень редко 4.2.3.4 нет |
Номинальная | ||
|
5.1 Субъективные факторы |
5.1.1 семейное положение |
5.1.1.1 замужем/женат 5.1.1.2 не замужем/ не женат |
Номинальная |
5.1.2 наличие детей |
5.1.2.1 да, один ребенок 5.1.2.2 да, два или более 5.1.2.3 нет, детей нет |
Номинальная | ||
5.1.3 проживание |
5.1.3.1 живу один/одна 5.1.3.2 с молодым человеком/девушкой 5.1.3.3с родителями |
|||
5.1.4 Главная цель в работе |
5.1.4.1 карьерный и профессиональный рост 5.1.4.2 получение денежных средств 5.1.4.3Развитие и |
Номинальная | ||
5.2 Объективные факторы |
5.2.2 размер заработной платы |
5.2.2.1 да, устраивает 5.2.2.2 нет, хотелось бы большего размера з/п |
Номинальная | |
5.2.3 расположение предприятия |
5.2.3.1 да, добираюсь максимум за полчаса 5.2.3.2 нет, дорога вызывает много времени и трудностей |
Номинальная | ||
|
6.1Профессиональные трудности |
6.1.1 количество необходимого материала |
6.1.1.1 да, необходимого материала было достаточно 6.1.1.2нет, возникали трудности в процессе изучения |
Номинальная |
6.1.2 качество проведенной программы обучения |
6.1.2.1да, программа обучения была полной и хорошо структурированной 6.1.2.2 скорее да, чем нет 6.1.2.3скорее нет, чем да 6.1.2.4 нет, программа обучения практически не проводилась |
Номинальная | ||
6.1.3 трудности в обучение наставником |
6.1.3.1 нет, трудностей не возникло 6.1.3.2 да, возникали трудности |
Номинальная | ||
6.1.4 недостаток информированности |
6.1.4.1 да 6.1.4.2 нет |
Номинальная | ||
6.2Психологические трудности |
6.2.1 готовность к напряженному труду |
6.2.1.1нет, нарастание происходило постепенно 6.2.1.2 да, были сложности 6.2.1.3 да, до сих пор присутствуют сложности |
Номинальная | |
6.2.2 отношение коллектива к новым сотрудникам |
6.2.1.1коллектив помогает и поддерживает новичков 6.2.1.2 большинство сотрудников коллектива оказывает помощь и поддержку 6.2.1.3 малая часть коллектива оказывает помощь и поддержку 6.2.1.4 не замечает новичков |
Номинальная | ||
6.2.3 Наличие психологического комфорта |
6.2.1.1 да 6.2.1.2 скорее да, чем нет 6.2.1.3 скорее нет, чем да 6.2.1.4 нет |
Номинальная | ||
|
7.1 Отношение к трудовой деятельности |
7.1.1 интерес к работе |
7.1.1.1 работа для меня интересна и соответствует моим ожиданиям 7.1.1.2 мой интерес к работе в компании снижается вопреки моим ожиданиям 7.1.1.3 работа для меня является не интересной |
Номинальная |
7.1.2интерес к карьерному росту |
7.1.2.1 да 7.1.2.2 нет |
Номинальная | ||
7.1.3 интерес к профессиональному росту |
7.1.3.1 да 7.1.3.2 нет |
Номинальная | ||
7.2 Удовлетворенность трудовой деятельностью |
7.2.1удовлетворённость организацией рабочего места |
7.2.1.1Полностью удовлетворен 7.2.1.2Скорее да, чем нет 7.2.1.3Скорее нет, чем да 7.2.1.4Не удовлетворен |
Номинальная | |
7.2.2удовлетворенность содержанием труда |
7.2.2.1довлетворен 7.2.2.2Скорее да, чем нет 7.2.2.3Скорее нет, чем да 7.2.2.4Не удовлетворен |
Номинальная | ||
7.2.3 удовлетворённость системой вознаграждения |
7.2.3.1довлетворен 7.2.3.2Скорее да, чем нет 7.2.3.3Скорее нет, чем да 7.2.3.4Не удовлетворен |
Номинальная | ||
|
8.1Предложения |
8.1.1 мнения по улучшению системы социальной адаптации |
Открытый вопрос |