Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:54, реферат
Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию «стоимость - эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный «программный продукт» для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.
Введение………………………...........…………………………………………3
1. Программно-целевой подход – суть стратегического планирования …..4
1.1 Выбор вида стратегии…………………………………………………..….4
1.2 План осуществления стратегии…………………………………………....5
2. Этапы программно-целевого управления…………………….……………6
2.1 Понятие «Дерево целей»………………………………………………..…7
2.2 Построение системы управления……………………………………........8
2.3 Контроль и анализ реализации программы………………………………9
3. Методология программно-целевого управления………………………..10
3.1 Методы планирования……………………………………………….…..11
3.2 Признаки систематизации научных методов………………………..…13
Заключение……………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………….………..16
Однако для упреждающего управления необходима соответствующая система мотиваций всех участников реализации программы, а это далеко не всегда осуществимо на практике.
3. Методология программно-целевого управления
Значительные результаты в области методологии и технологии программного планирования, организации программного управления.
Однако, несмотря на ряд успешных разработок, пока еще отсутствует единая концепция программно-целевого подхода.
Наличие опыта практического применения программно-целевого планирования, разработки и реализации целевых программ в течение многих десятилетий в разных странах мира не привело к созданию единой методологии формирования программ. Основная причина отсутствия целостной методологии и общепринятой типовой методики разработки и реализации целевых программ заключается в индивидуальности и специфике каждой из них. Конечно, формируя новую программу, разработчик использует опыт разработки аналогичных программ, применяет методические рекомендации, выработанные теорией программно-целевого планирования и управления. Но обладание этой информацией недостаточно для полноценной разработки целевой программы. Характер программно-решаемой проблемы, временные и ресурсные ограничения, намечаемые сроки и область действия программы, состав исполнителей, специфика действия рыночных механизмов и отношений накладывают отпечаток на применяемую методику разработки, порядок выполнения расчетно-аналитических процедур.
3.1 Методы планирования
Методы планирования – это методы подготовки одного или нескольких вариантов плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение. Также к ним можно отнести и методы реализации планов. Рассмотрим каждую из этих групп.
1. Методы подготовки планов – включают в себя эвристические и математические методы. Среди математических методов подготовки планов особое место занимают методы оптимального планирования. При их применении используется решение задач математического программирования, к которым относятся:
- задачи об оптимальном плане производства, сущность которых состоит в определении наилучшего по объему реализации или прибыли плана производства при ограниченных ресурсах;
- транспортные задачи, которые позволяют выбрать план перевозок, обеспечивающий минимум транспортных расходов при выполнении заданных объемов поставок потребителям и другие задачи.
Кроме математического программирования, при подготовке планов часто используют теорию игр, которая позволяет принимать решения в условиях неопределенности.
2. Методы реализации планов можно разделить на две группы:
- Формирование планов, предназначенных для безусловного исполнения (директивных планов).
Такие планы должны быть однозначными и соответствующими возможностям объекта.
- Формирование планов – ориентиров экономического развития (индикативных планов). Они не являются обязательными для исполнения и могут варьироваться в зависимости от условий.
При программно-целевом планировании эти методы обычно сочетаются. Т. е. разрабатываются как директивные планы для достижения каких-либо конкретных целей, так и индикативные, которые служат ориентиром при реализации программы.
Необходимо иметь в виду, что целевая программа в силу своей комплексности, увязанности мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям чрезвычайно чувствительна к нарушению любого из ее элементов. Недофинансирование, срыв сроков, невыполнение предусмотренных программных действий ведет к трудно предотвратимой деструкции всей программы. В итоге не только не достигается главная цель программы, но и уже затраченные средства не дают нужной отдачи.
3.2 Признаки систематизации научных методов
Систематизирована совокупность научных методов, применяемых на различных стадиях формирования и реализации целевых комплексных программ.
На стадии разработки концепции критерием для систематизации, используемых методов выступает признак «информационной насыщенности». По данному признаку в эту группу включены методы, позволяющие описать и проанализировать приоритеты: дерево целей, методы маркетинга, социологические методы, экспертные системы; методы концептуального проектирования; формализованное описание предметной области, начальных условий и ограничений, выбор критериев, поиск решений, анализ альтернатив; методы предпроектного анализа.
На стадии разработки целевых комплексных программ для систематизации используемых методов выступает признак «модельности». По данному признаку к этой группе относятся: метод структурной декомпозиции; методы построения композиционных структурных моделей; методы решения задач на структурных моделях; методы моделирования процессов осуществления целевых комплексных программ; методы построения систем моделей (в т.ч. иерархических) с заданными свойствами; проектное бюджетирование; имитационное моделирование; методы календарного планирования; временной, стоимостной, ресурсный анализ, планирование ресурсов и затрат; методы функционально-стоимостного анализа, учета и управления рисками, надежности и управления качеством.
На стадии реализации целевых комплексных программ для систематизации используемых методов в работе выступает признак «ситуационности». К этой группе методов можно отнести: метод оперативного планирования работ, времени, ресурсов, стоимости; методы мониторинга; учет, контроль затрат, анализ хода работ и динамики показателей; актуализация планов; управление изменениями.
Каждая целевая программа от момента возникновения идеи до ее полного завершения проходит ряд последовательных фаз своего развития, составляющих ее жизненный цикл. Выделены четыре основные фазы жизненного цикла целевой программы: формирование концепции; разработка целевой программы; фаза реализации программы; фаза завершения программы.
На разных фазах и этапах жизненного цикла и для разных видов целевых программ используются различные методы и технологии управления.
Заключение
Нескончаемый спор ученых о применении программно-целевого подхода в планировании и управлении самыми разнообразными социально-экономическими объектами и процессами по сути своей беспредметен. Хотя бы потому, что в любой экономике, как в централизованно управляемой, так и в рыночной, программирование позволяет воплощать плановое начало, укреплять государственное воздействие на социально-экономические процессы, направлять их в нужное русло, противодействовать рыночной стихии.
Роль, которую призваны играть целевые программы в государственном регулировании, заключается, во-первых, в возможности для управляющего органа добиться значительной концентрации ресурсов именно в рамках программного решения отдельной проблемы. Острота проблемы предопределяет повышенное общественное внимание к ее решению и позволяет управляющему органу, а иногда и просто вынуждает его направить большее количество ресурсов на данную цель. Традиционные методы государственного регулирования оказываются менее эффективными, поскольку именно программирование предусматривает наличие жесткой триады «цель – ресурсы (мероприятия) – результат».
Список литературы
1. Виханский, О. С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. – М.: Гардарика, 2003.
2. Герчикова, И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / И. Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 511с.
3. Ильин, А. И. Планирование на предприятии: учеб. пособие / А. И. Ильин. – 9-е изд., стер. – Минск: Новое издание ; М.: ИНФРА-М, 2011. – 668с.
4. Маслова , В. М. Управление персоналом: учебник / В. М. Маслова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 488с.
5. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. / И.В.Белов, Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда и др., Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. – М.: УМК МПС России, 2001. – 600с.
6. Любина, В.А. Менеджмент: метод. Указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Менеджмент» для сиудентов 4 курса заочной формы обучения 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)», 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)» / В.А. Любина. – 2-е изд. – Чита: ЗабИЖТ, 2010. – 29с.