Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:11, реферат
Переход от ручного труда к использованию машин в промышленности произошел в последней четверти XVIII столетия. В Англии были изобретены ткацкий станок и прядильная машина. На первых текстильных фабриках эти станки и машины приводились в движение при помощи силы падающей воды. С изобретением паровой машины появилась возможность значительно расширить территории размещения предприятий, а не только вблизи рек.
Переход от ручного
труда к использованию машин
в промышленности произошел в
последней четверти XVIII столетия. В
Англии были изобретены ткацкий станок
и прядильная машина. На первых текстильных
фабриках эти станки и машины приводились
в движение при помощи силы падающей
воды. С изобретением паровой машины
появилась возможность
Паровые машины стали быстро распространяться как в Англии, так и в странах Европы и США. Изготовление машины
двигателя, передаточных устройств и самой рабочей части
потребовали новых
видов материалов, сырья и вызвали
к жизни новые отрасли
Все это происходило и в России, но на фабриках и заводах Запада применялся наемный труд, а в нашей стране вплоть до реформы 1861 г. производство основывалось на крепостническом и полукрепостническом труде. В этом и проявилась разница в подходах к управлению трудом наемных рабочих или крепостных. Здесь и была причина различий в росте производительности труда и в темпах развития промышленности.
Промышленный переворот создал необходимые условия для развития тяжелой промышленности, но начался он с развития легкой промышленности, производящей предметы личного потребления: ткани, обувь, одежду и предметы быта. Крупные фабрики и заводы объединяли на одном предприятии тысячи рабочих, управление которыми требовало новых подходов, иной организации, дальнейшего углубления внутрипроизводственного разделения труда. В этот период происходили частые военные столкновения: гражданская война в США, колониальные войны Англии, франко-прусская война, русско-турецкие войны, наполеоновские войны и т.д. Организация и управление войсками, несомненно, повлияли на характер управления и в промышленности. Жестокие войны порождали и жестокие методы управления. Вот один из примеров подхода к управлению -- «Дисциплинарный кодекс», авторство которого приписывают Р. Аркрайту (1732--1792) и его сподвижникам. Английский предприниматель, цирюльник, изобретатель прядильной машины сумел осознать, что для управления фабрикой с системой машин-автоматов необходимо заставить людей отказаться от их прежних привычек ремесленников и рабочих мануфактуры самостоятельно решать организацию своего труда и подчинить их действия строгому ритму работы машин. Для этого потребовалась новая дисциплина труда. Управляющие стали предъявлять к рабочим ряд требований:
ь работник должен быть на фабрике, на своем рабочем месте, в 5.30 утра;
ь при опоздании на 10 минут рабочего не пускали на фабрику до перерыва на завтрак, и он лишался 1/4 части дневного заработка;
ь есть, пить, делать перерывы можно было лишь с разрешения управляющего и по его распоряжению;
ь в последующем, было, введено правило найма на работу и увольнения, по которому рабочий фактически не мог в одно стороннем порядке расторгнуть договор о найме.
Умелое размещение машин и оборудования, координация работы, введение строгой дисциплины принесли свои положительные результаты и позволили значительно повысить производительность труда. Были заложены основы управления крупными фабриками и заводами.
Продолжительный рабочий
день, доходивший до 14 часов, тяжелые
условия труда, штрафы и другие притеснения
побуждали рабочих к
Кроме того, хозяева фабрик и заводов, управляющие и инженеры, мастера и рабочие начали осознавать, что новая техника при хорошем владении ею может показать лучший результат, более высокую производительность труда. Возник и еще один вопрос, касающийся экономии на затраченном капитале, рациональном расходовании материальных ресурсов и денежных средств.
По объективным
причинам Россия тогда не являлась
опасным конкурентом для
Научной и технической
основой для промышленного
Математик Н. И. Лобачевский
создал учение о неэвклидовой геометрии,
в Академии наук в Петербурге М. В.
Остроградский провел ряд работ
в области математической физики,
аналитической механики и сформулировал
принцип наименьшего действия. В
Московском университете П. Л. Чебышев
нашел элементарные связи между
фундаментальными открытиями и прикладными,
практическими средствами применения
их в естествознании и технике. Развитие
химии было тесно связано с
потребностями
В технической области уже нашли свое применение открытия и изобретения на основе электричества. В. В. Петров установил физические и химические действия гальванических пластин, В. С. Якоби сконструировал первый в мире электродвигатель, инженер П. Л. Шиллинг применил электромагнитный телеграф.
Горный инженер П. П. Аносов, инженер-металлург П. М. Обухов, мастера В. Пятов, П. К. Фролов, отец и сын Е. А. Черепанов и М. Е. Черепанов, инженер Д. И. Журавский и многие другие сделали возможным применение на практике чугунно-рельсовых дорог, металлических мостовых конструкций, создали рецепт изготовления «булатной» стали, начали работы по стальному литью и прокату стали.
Все это требовало
новых подходов в управлении производством,
передовых способов организации
производства и новых отношений
между управляющими и управляемыми.
Особенно рельефно это проявилось в
связи с внедрением технических
изобретений. Использование новой
техники и технологий объективно
требовало более
Становилось все более ясным, что эти машины и механизмы могут обеспечить высокую производительность только тогда, когда техническое управление ими будет осуществляться квалифицированными, обученными и заинтересованными в результатах своего труда рабочими. Повсеместная перестройка фабрик и заводов на основе современной техники и технологии заставила управляющих и прежде всего инженеров обратить внимание на вопросы организации производственных процессов и обучения работников необходимым навыкам труда.
Одними из первых научных
подходов в этом деле явились работы
ученых Московского высшего
Так постепенно складывалась структура управления фабриками и заводами. Сформировалось низшее звено управления, в которое вошли мастера цехов, начальники и бригадиры производственных бригад, их помощники, наиболее квалифицированные рабочие -- «рабочая аристократия» -- с более высокой оплатой. На вершине управленческой структуры находились фабриканты -- хозяева предприятий, управляющие заводами и участками, инженеры. Назревала необходимость создания еще одного звена управления -- функциональных управляющих, получившего позднее статус среднего звена управления.
Концентрация и централизация производства и капитала в конце XIX -- начале XX в. привели к созданию гигантских по числу работающих и объему выпускаемой продукции предприятий, монополистических объединений, которые могли позволить себе проведение научных опытов и экспериментов в сфере управления. Приток в производство необученной, полуграмотной и неквалифицированной рабочей силы объективно поставил задачу наиболее рационального ее использования. Во всех индустриально развитых странах на фабриках и заводах, шахтах и рудниках все больше внимания уделялось производственному обучению, поиску эффективных способов и приемов работы, лучшей организации рабочих мест.
Управление предприятиями требовало научного подхода, новых взглядов и свежих идей в области повышения производительности труда и его интенсивности. Повысить интенсивность труда в условиях сложившейся системы управления, жесткой дисциплины и крайне высокой степени напряженности и тяжести труда не удавалось из-за резких протестов рабочих, стачек и забастовок, перераставших в политические выступления. Пересмотр норм выработки в сторону увеличения и снижения расценок немедленно вел к возмущению рабочих. Выход из этого положения был найден, но не в России, Англии или в странах Европы. Новый подход к управлению впервые в мире сформировался в США, когда-то воспринявших организацию и управление производством у английской промышленности.
Основателем научного менеджмента стал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856--1915). Начав трудовую деятельность простым рабочим, он прошел сложный путь в иерархии управления и дорос до должности главного инженера американской сталелитейной компании. Путем практических опытов и экспериментов на предприятиях ему удалось решить ряд важнейших вопросов управления, связанных с повышением производительности и интенсивности труда. В 1911 г. он опубликовал по итогам своей практической работы книгу «Принципы научного управления», с выходом которой, как подчеркивают американские исследователи менеджмента, произошел первый взрыв интереса к научному управлению. К этому же времени относятся работы американских ученых и практиков Лилии и Френка Гилбертов, Генри Гантта и др. Рационализация труда и управления требовала технических средств измерения и контроля. Был изобретен метод хронометрирования движений рабочего во время выполнения трудовых операций, применена кинокамера и другие приборы, позволившие наблюдать и анализировать ход работы и отыскивать самые лучшие и рациональные приемы и способы труда. Шел поиск наиболее рациональных методов управления, возможностей материального вознаграждения за более интенсивный и производительный труд. Научный подход к управлению производством охватил несколько основных, наиболее важных проблем, направленных на рационализацию применения капитала и труда.
Во-первых, технические усовершенствования и нормирование труда, в ходе которых шла разработка оптимальных способов выполнения заданной работы (урока); изучение затрат как времени на отдельные трудовые операции, так и усилий рабочих; выработка наиболее рациональных движений. На основе разработанных норм и нормативов устанавливались стандарты, следование которым было обязательным.
Во-вторых, производственное обучение рабочих и распространение передовых приемов и методов работы среди всех рабочих; определение и отбор работников по их способностям выполнять ту или иную работу. В соответствии с этими результатами устанавливалась двойная шкала оплаты рабочей силы: для выполнивших и перевыполнивших норму выработки _ более высокий заработок, для недовыполнивших -- значительно ниже.
В-третьих, обоснование
необходимости выделения