Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:43, реферат
Пятьсот лет назад в Западной Европе началась религиозная Реформация, которая стремительно распространилась на многие страны. В итоге это движение не только полностью реформировало церковь, но также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые оно затронуло. В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божьего от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века.
Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность протестантизм…………………………………3
Глава 2. Формирование протестантской трудовой этики………..5
Глава 3. Макс Вебер и его исследование "духа капитализма"…..7
Глава 4. Реформационная мысль и происхождение капитализма.11
Заключение……………………………………………………….....12
Список использованной литературы……………………………...
М.Вебер считал, что когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании, необходимо развитое чувство ответственности и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания. Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.
Схематически сравнение морали традиционного средневекового человека и протестанта нового времени можно изобразить при помощи таблицы, в которой показаны отношение к труду, профессии, деятельности.
Таблица 1.
Традиционный человек | Протестант |
Работает, чтобы жить | Живет, чтобы работать |
Профессия- Бремя | Профессия- Форма существования |
Простое производство | Расширенное производство |
Не обманешь - не продашь | Честность - лучшая гарантия |
Основной вид деятельности- Торговля | Основной вид деятельности- Производство |
Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, М. Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему ощущение хорошо исполненного долга.
Далее М.Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть, использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.
Отношение
носителей новых веяний и церкви
складывались достаточно сложно. К
торговцам и крупным
М.Вебер проводит глубокий анализ развития взглядов на занятие мирской деятельностью предреформаторской церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием религиозных мотивов. М.Вебер считает, что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.
М.Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в отличие от католицизма, предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни, тем самым обязанность становится его призванием - таким образом, декларируется равенство всех профессий перед Богом. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.
Глава 4. Реформационная мысль и происхождение капитализма
М. Вебер отметил, что капитализм существовал задолго до реформации. Капиталистические отношения характерны как для средневековых купеческих князей, так и для традиционных крестьянских обществ. М.Вебер назвал капитализм, который он увидел в средневековом периоде, "авантюрным капитализмом". Он утверждал, что эта форма капитализма была беспринципной: она предполагала трату своих денежных доходов на пышный и испорченный образ жизни. М.Вебер утверждал, что новый "дух капитализма" возник в XVI веке. В отличие от средневекового "авантюрного капитализма", эта новая версия капитализма имела твердое нравственное основание. Хотя она поощряла приобретение и накопление богатств, она, тем не менее, относилась к ним аскетически. М.Вебер связывает эти новые настроения с возникновением протестантизма. Протестантизм, утверждал М.Вебер, выработал психологические условия, необходимые для развития современного капитализма. Следует отметить, что М.Вебер правильно определил мощное экономическое и социальное влияние религиозных идей на раннюю Европу нового времени.
Заключение
Можно бесконечно рассуждать о том, в чем мы отстаем от Запада. Есть нечто более интересное. Дело в том, что само представление о профессионализме для них включает в себя понятие честности. Этим людям иное просто не приходит в голову. Честность – банальная вещь. Каму я могу доверять? Отдавая в ремонт технику, мне мало компетентного ремонта, мне нужна уверенность в том ,что они не воспользуются моей наивностью? И главное – если по их вине с техникой будет что-то не так, то признаются ли мне в этом? Ответственность – тоже не о «высоком»: там оскандалившийся политик уходит сам, а у нас... Нет, важна сама культура ответственности – неважно, политика или техника – как готовности на вопрос «Кто виноват?» ответить «Я». У них, возможно, этого осталось чуть больше, чем у нас. Речь меж тем не о том, что «у них все хорошо, а у нас все плохо». Все не так просто, и корни их профессиональной честности тянутся в прошлое как минимум на пятьсот лет. К временам религиозной реформы XVI века в Европе с началом и развитием предпринимательства. Для первых предпринимателей их бизнес был не способом наживы, а призванием, делом, на которое они поставлены Богом и которое должны исполнять ради спасения души.
Потом все это трансформировалось и деградировало. Первые капиталисты много работали, много зарабатывали и на себя почти ничего не тратили. Их потомки получили в наследство огромные денежные состояния и гораздо меньше – того духа, что эти состояния породил. Пятьсот лет спустя, мы кое-где можем видеть его остатки. Хотя зачастую это лишь исключения. Видимо, в этом отношении мы сближаемся с Западом, причем это они идут в нашу сторону. Кто-то смошенничал, кто-то воспользовался доверием, кто-то избежал ответственности. Это движение нельзя назвать такой уж неожиданностью. М.Вебер, искренне пытавшийся быть беспристрастным ученым, в конце своей книги все же доходит до эмоционального :«...Представление о «профессиональном долге» бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей… Не наступит ли век механического окостенения, преисполненный судорожных попыток людей поверить в свою значимость? Тогда-то обретут истину следующие слова: «Бездушные профессионалы, бессердечные сластолюбцы – и эти ничтожества полагают, что они достигли ни для кого ранее не доступной ступени человеческого развития». Сегодня эти слова сбываются. Более того, можно увидеть следующий этап этой деградации – когда и представление о профессиональном долге уходит из деловой среды. Вот Михаил Ходорковский пишет о коррупции как о глобальной угрозе. А что такое коррупция, как не отступление от своего профессионального долга в угоду собственным интересам?
Список использованной литературы
Информация о работе Протестантская этика и «дух капитализма»: развитие предпринимательства