Протестантская этика и «дух капитализма»: развитие предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:43, реферат

Описание

Пятьсот лет назад в Западной Европе началась религиозная Реформация, которая стремительно распространилась на многие страны. В итоге это движение не только полностью реформировало церковь, но также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые оно затронуло. В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божьего от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3

Глава 1. Сущность протестантизм…………………………………3

Глава 2. Формирование протестантской трудовой этики………..5

Глава 3. Макс Вебер и его исследование "духа капитализма"…..7

Глава 4. Реформационная мысль и происхождение капитализма.11

Заключение……………………………………………………….....12

Список использованной литературы……………………………...

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Истории экономике.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

     М.Вебер считал, что когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании, необходимо развитое чувство ответственности и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания. Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.

     Схематически  сравнение морали традиционного  средневекового человека и протестанта  нового времени можно изобразить при помощи таблицы, в которой  показаны отношение к труду, профессии, деятельности.

     Таблица 1.

Традиционный  человек Протестант
Работает, чтобы жить Живет, чтобы  работать
Профессия- Бремя Профессия- Форма  существования
Простое производство Расширенное производство
Не  обманешь - не продашь Честность - лучшая гарантия
Основной  вид деятельности- Торговля Основной вид  деятельности- Производство

     Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники  того времени, М. Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему ощущение хорошо исполненного долга.

     Далее М.Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть, использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

     Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К  торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти: «Источники свидетельствую-то том, что после смерти богатых людей весьма значительные суммы поступали в церковную казну в виде «покаянных денег», а в иных случаях и возвращались прежним должникам в качестве несправедливо взятых с них. Дело обстоит иначе – если оставить в стороне еретические или рассматриваемые как сомнительные по своим учениям направления – лишь в патрицианских кругах, которые внутренне были уже свободны от власти традиции. Однако даже скептически настроенные или далекие от церковности люди предпочитали на всякий случай примириться с церковью, пожертвовав в ее казну, определенную сумму денег, ввиду полной неизвестности того, что ждет человека после смерти, тем более ,что для спасения души достаточно было выполнить предписываемые церковью внешние обряды».

     М.Вебер проводит глубокий анализ развития взглядов на занятие мирской деятельностью предреформаторской церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием религиозных мотивов. М.Вебер считает, что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.

     М.Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в отличие от католицизма, предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни, тем самым обязанность становится его призванием - таким образом, декларируется равенство всех профессий перед Богом. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.

     Глава 4. Реформационная мысль и происхождение капитализма

     М. Вебер отметил, что капитализм существовал задолго до реформации. Капиталистические отношения характерны как для средневековых купеческих князей, так и для традиционных крестьянских обществ. М.Вебер назвал капитализм, который он увидел в средневековом периоде, "авантюрным капитализмом". Он утверждал, что эта форма капитализма была беспринципной: она предполагала трату своих денежных доходов на пышный и испорченный образ жизни. М.Вебер утверждал, что новый "дух капитализма" возник в XVI веке. В отличие от средневекового "авантюрного капитализма", эта новая версия капитализма имела твердое нравственное основание. Хотя она поощряла приобретение и накопление богатств, она, тем не менее, относилась к ним аскетически. М.Вебер связывает эти новые настроения с возникновением протестантизма. Протестантизм, утверждал М.Вебер, выработал психологические условия, необходимые для развития современного капитализма. Следует отметить, что М.Вебер правильно определил мощное экономическое и социальное влияние религиозных идей на раннюю Европу нового времени.

     Заключение

     Можно бесконечно рассуждать о том, в чем мы отстаем от Запада. Есть нечто более интересное.  Дело в том, что  само представление о профессионализме для них включает в себя понятие честности. Этим людям иное просто не приходит в голову. Честность – банальная вещь. Каму я могу доверять? Отдавая в ремонт технику, мне мало компетентного ремонта, мне нужна уверенность в том ,что они не воспользуются моей наивностью? И главное – если по их вине с техникой будет что-то не так, то признаются ли мне в этом? Ответственность – тоже не о «высоком»: там оскандалившийся политик уходит сам, а у нас... Нет, важна сама культура ответственности – неважно, политика или техника – как готовности на вопрос «Кто виноват?» ответить «Я». У них, возможно, этого осталось чуть больше, чем у нас. Речь меж тем не о том, что «у них все хорошо, а у нас все плохо». Все не так просто, и корни их профессиональной честности тянутся в прошлое как минимум на пятьсот лет. К временам религиозной реформы XVI века в Европе с началом и развитием предпринимательства. Для первых предпринимателей их бизнес был не способом наживы, а призванием, делом, на которое они поставлены Богом и которое должны исполнять ради спасения души.

     Потом все это трансформировалось и  деградировало. Первые капиталисты  много работали, много зарабатывали и на себя почти ничего не тратили. Их потомки получили в наследство огромные денежные состояния и гораздо меньше – того духа, что эти состояния породил. Пятьсот лет спустя, мы кое-где можем видеть его остатки. Хотя зачастую это лишь исключения. Видимо, в этом отношении мы сближаемся с Западом, причем это они идут в нашу сторону. Кто-то смошенничал, кто-то воспользовался доверием, кто-то избежал ответственности. Это движение нельзя назвать такой уж неожиданностью. М.Вебер, искренне пытавшийся быть беспристрастным ученым, в конце своей книги все же доходит до эмоционального :«...Представление о «профессиональном долге» бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей… Не наступит ли век механического окостенения, преисполненный судорожных попыток людей поверить в свою значимость? Тогда-то обретут истину следующие слова: «Бездушные профессионалы, бессердечные сластолюбцы – и эти ничтожества полагают, что они достигли ни для кого ранее не доступной ступени человеческого развития». Сегодня эти слова сбываются. Более того, можно увидеть следующий этап этой деградации – когда и представление о профессиональном долге уходит из деловой среды. Вот Михаил Ходорковский пишет о коррупции как о глобальной угрозе. А что такое коррупция, как не отступление от своего профессионального долга в угоду собственным интересам?

     Список  использованной литературы

    1. Биографические очерки: Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. - М.: Республика, 1995
    2. Вебер М. “Протестантская этика и дух капитализма” в книге "Избранные произведения", М. Просвещение, 1990.
    3. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.
    4. История экономики: Учебник. 2-е изд. / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. — М.: ИНФРА-М, 2005.
    5. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Л. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 1999.

Информация о работе Протестантская этика и «дух капитализма»: развитие предпринимательства