Расцвет неформального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:56, доклад

Описание

Электронное обучение как предтеча неформального. Характеристики неформального обучения.

Работа состоит из  1 файл

Расцвет неформального обучения.doc

— 49.00 Кб (Скачать документ)


Расцвет неформального обучения

Все объявления

ЯндексДирект

HR-семинары, обучение в МосквеТренинги по управлению персоналом в Москве. Гос. сертификат. MBS www.mbs-seminar.ru

 

Тренинг для HR директораМетод структурированного интервью. Эффективные техники собеседования! www.arsenal-hr.ru

 

Программа для мотивации персоналаБесплатная программа. KPI, задачи, оценки, расчет любых премий. SaaS kpi-drive.ru

 

 

 

Дальновидные компании хорошо понимают: хотя формальное корпоративное обучение остается неотъемлемой частью развития персонала, но и неформальное обучение уже обрело не меньшую, а то и большую, важность. Бизнес сегодня необычайно интенсивен, и компании встраивают неформальное обучение в свою методологию развития, понимая, что чем лучше информированы и обучены сотрудники, чем более своевременную и уместную поддержку они получают, тем конкурентоспособнее становится сам бизнес.

 

Если организация хочет обрести конкурентное преимущество через развитие персонала, ей следует включить неформальное обучение в общую стратегию обучения и в соответствующие системы. На сегодняшний день дело не только в том, что отдельные сотрудники по-разному общаются, работают и учатся; проблема осложняется тем, что весь персонал многих организаций становится все более мобильным и неуклонно расширяет свою географию.

 

Традиционное – формальное – обучение, как правило, исповедует вертикальный подход, когда сотрудники обучаются сверху вниз; неформальное же представляет собой процесс, ход которого по большей части определяют сами пользователи, делясь друг с другом знаниями и идеями так и тогда, как чувствуют в этом потребность.

 

Электронное обучение как предтеча неформального

 

С развитием технологий неформальное обучение стало гораздо проще и эффективнее для внедрения, а появление электронного обучения вдохновило многие компании на отход от традиционного очного обучения.

 

Электронное обучение по сути своей представляет передачу знаний и умений с помощью компьютеров и сетей. Информация может поставляться через Интернет или по внутренним сетям, по спутниковому телевидению, на CD и DVD носителях, и при этом предназначаться для самостоятельного изучения или же подразумевать поддержку преподавателя.

 

E-learning предоставило компаниям возможность распространять качественное и надежное обучение по всему предприятию, предлагать сотрудникам повсеместный и ежечасный доступ к учебным и развивающим ресурсам – но все же оно скорее воспринимается, как дополнительная возможность для классного, формального обучения. Мы ничуть не имеем в виду, что последнее не имеет особенной ценности. Формальное обучение, будь оно очным или электронным, остается популярным в подготовке новых, равно как и опытных, сотрудников. Оно дает им необходимые для работы и получения запланированных результатов знания, умения и компетенции.

 

Так зачем нам неформальное обучение?

 

В контексте корпоративного обучения термином «неформальное обучение» описывают множество разных форм обучения, которые протекают независимо от программ под руководством преподавателей, в том числе чтение литературы, самообучение, материалы и системы в поддержку эффективности, коучинг, сообщества практиков и экспертов.

 

Вот некоторые характеристики неформального обучения:

 

•   Оно, как правило, проходит вне образовательный учреждений, включая в их число и отделы корпоративного обучения.

•    Оно обычно не следует установленному расписанию, часто завязывается внезапно и происходит от случая к случаю, по необходимости или в связи с какими-то событиями.

•    Опыт неформального обучения напрямую связан с содержанием и течением повседневной жизни и работы.

 

Прибегнув к неформальному обучению – что подразумевает и внедрение социальных проектов и сетей, инструментов для совместной работы – организация получает множество различных преимуществ:

 

1.   Рост инноваций. Неформальное обучение предоставляет сотрудникам платформу для общения с экспертами, обмена знаниями по ключевым вопросам и темам. Контент здесь может быть не только социальным, но и создаваться под конкретную цель, будь то адаптация новичков, запуск нового продукта или создание проектной команды. Информацией могут управлять сами конечные пользователи, что сделает ее более релевантной и применимой в работе.

2.    Рост продуктивности. Неформальное обучение помогает поднять эффективность и продуктивность работы, ведь пользователи получают больший контроль над информацией. С возможностью быстро получать ответы на свои вопросы, совместно работать над документами, обсуждать лучшие практики и общаться с экспертами, пользователи быстро получают все необходимое, а значит, могут работать лучше.

3.   Усиление и удешевление обмена знаниями. Сегодня, когда все стремятся достичь большего, потратив поменьше, сотрудникам приходится выполнять самые разные роли, а это требует дополнительного обучения и развития. Неформальное обучение поможет быстро и целенаправленно перенести результаты обучения в работу и облегчит совместную работу над проектами.

 

Отделы корпоративного обучения ищут способы эффективной межфункциональной подготовки сотрудников, а неформальное обучение может стать в этом ценнейшей альтернативой традиционному. Не говоря уже о преимуществах для бизнеса, сами работники очень ценить те возможности для личностного и профессионального роста, которые благодаря неформальному обучению и типичным для него инструментам – мгновенным мессенджерам, группам электронного обучения, экспертным сообществам, сетям коучинга и наставничества,  учебным порталам и тематическим чатам – привносятся в их жизнь и работу.

 

Совместная работа ведет к компетентности

 

Сейчас главными посредниками неформального обучения стали социальные сети и проекты. Это может быть Facebook, блоги, порталы, любые другие приложения Web 2.0 – неформальное обучение и совместная работа коллег бурным цветом цветут во всех сетях знаний, часто не имеющих отношения ни к какой формальной организационной иерархии.

 

Примером неформальной передачи знаний может быть общение в мессенджерах, беседы по телефону, живые встречи специалистов по продажам при запуске нового продукта, чаты, заранее назначенные веб-собрания, общение с наставником – да даже случайный разговор в обеденный перерыв.

 

Общее здесь в том, что люди начинают спонтанное общение – вместо структурированного формального обучения. Сотрудники здесь общаются непосредственно с экспертом вместо учебных материалов, не просто воспринимают новую информацию, но учатся в действии.

 

Работодатели и директора по обучению много обсуждали, как предоставить работникам всё, что им нужно и тогда, когда нужно. Формальное обучение уже не всегда с этим справляется, ведь и рынок, и бизнес меняются очень быстро. Распространение Интернета дало им эту возможность – сотрудники получают нужную им информацию и сразу же применяют ее в работе.

 

Отследить и измерить неформальное обучение – не оксюморон ли?

 

Если попытаться отслеживать и контролировать неформальное обучение так же, как организация делает это с формальным, под угрозой оказывается спонтанность и непринужденность. Но как же тогда узнать, действительно ли неформальное обучение представляет для организации ценность? В нынешней среде, всецело ориентированной на результат, балом правят изменения. Наивно полагать, что неформальное обучение это не затронет – бизнес-эффект и показатель возврата инвестиций следует измерить, чтобы доказать ценность начинания и обеспечить для него ресурсы.

 

Это показатели выяснить относительно легко. В конце концов, есть исследования, которые показывают: организации, в которых применяются блоги, вики-проекты, внутренние социальные сети могут похвастаться ростом вовлеченности сотрудников. Некоторые эксперты считают, что в действительности 80% от того, чему люди вообще выучиваются, усваивается именно в неформальном обучении, и особенно в совместной работе, а значит, подобные инструменты идеальны для такого обучения на рабочем месте.

 

И все-таки нужно быть готовыми ко встрече со скептиками – теми, кто поставит под вопрос ROI и будет упрекать в недостатке контроля над инструментами неформального обучения. Некоторые скажут, что проникновение в работу технологий Web 2.0 скорее разрушает продуктивность, чем улучшает ее. Так что предельно важно понимать и уметь объяснить все преимущества неформального обучения.

 

Самый подходящий показатель, который отражает успешность неформального обучения – это вовлеченность сотрудников, измерить которую можно напрямую, с помощью опросов, или опосредованно, выявив, какие механизмы социальной обратной связи чаще всего используются сотрудниками. Появление социальных платформ в повседневной работе может прекрасно описываться такими показателями, как время достижения продуктивности, расходы на обучение, даже коэффициент текучести рабочей силы. Оценка успешности платформ неформального обучения должна быть привязана к таким показателям, которые отразят не только вовлеченность, но и общую организационную эффективность.

 

Суета вокруг поставщиков

 

Многие производители технологий воспользовались расцветом неформального обучения, и теперь помогают организациям измерить его эффективность. Так, интегрированные решения для управления талантами сейчас снабжены возможностью включать в документацию по оценке производительности и в истории прохождения обучения данные об активности работника в социальных сетях и в совместной работе.

 

С инвестициями в технологии дело обычно обстоит так – чем больше измеримой ценности они обещают, тем больше требуют и вложений. Поэтому те организации, которые хотят сделать неформальное обучение частью своего общего плана по обучению и развитию, заинтересованы в ресурсах, что помогут им точно понимать, что, когда и каким образом следует измерять, а потому такие ресурсы становятся предметом дискуссий о развитии и эффективности между менеджерами и работниками. В ближайшем будущем следует ожидать, что подобного рода измерительные механизмы интегрируются в системы управления обучением и уничтожат разрыв между неформальным обучением и остальными методами развития персонала.

 

Любая инициатива, связанная с технологиями для управления талантами, должна начинаться с оценки корпоративных и бизнес-целей и выявления, как именно технологии неформального обучения смогут помочь в их достижении. Например, у вас есть система формального обучения обслуживанию потребителей, и неплохой внутренний вики-проект той же тематики – почему бы не сравнить их между собой и не посмотреть, чем больше пользуются сотрудники – формальным источником информации или неформальным, что больше подходит к их рабочему расписанию. Можно создать стратегию создания аналогичных ресурсов неформального обучения по всему предприятию. Многие организации в помощь такому процессу и для достижения долгосрочного успеха приглашают консультантов – специалистов по подобным технологиям.

 

Решиться и прыгнуть

 

Неформальное обучение – прекрасный способ повысить организационную эффективность и доказать при этом, что инвестиции в сотрудников, ресурсы для обучения и информационные технологии могут самым прямым образом поднять результативность, включая доходы, прибыльность, потребительскую удовлетворенность и сохранение кадров.

 

Но достичь этого можно только лишь создав такую среду обучения и совместной работы, в которой неразрывно связаны формальное и неформальное обучение. Чтобы начать, не нужно слишком много времени, денег и прочих ресурсов. Даже действуя во внедрении неформального обучения пошагово, организация получит отличный эффект. Конечно, на пути будут трудности – скажем, достижение соглашений со всеми заинтересованными сторонами – IT, HR, корпоративное обучение – на предмет того, выявлять и оценивать эффект неформального обучения. Но все же внедрение эффективного, оптимального по затратам, уместного неформального обучения в общий организационный подход к обучению и развитию принесет значительные плоды в долгосрочной перспективе.

 

Chief Learning Officer, Перевед Smart education

Похожие материалы



Информация о работе Расцвет неформального обучения