Разработка стратегии малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 06:12, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является определить процесс разработки стратегии на малых предприятиях, а так же применение полученных знаний на практике.
Исходя из поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
1. Дать понятие стратегическому менеджменту.
2. Рассмотреть процесс разработки стратегии на малых предприятиях.
3. Исследовать стратегическое планирование и разработку бизнес-плана.

Содержание

Введение
1. Стратегический менеджмент малых предприятий
1.1. Понятие стратегического менеджмента
1.2. Процесс разработки стратегии на малых предприятиях
1.3. Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ремстройкомплект»
3. Разработка стратегии ООО «Ремстройкомплект»
3.1. Процесс принятия стратегических решений ООО «Ремстройкомплект»
3.2. Расчет эффективности применения стратегии ООО «Ремстройкомплект»
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Разработка стратегии малого предприятия.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

      Рациональная  модель стратегии рассматривает  процесс разработки стратегии как  формальный вид деятельности, в рамках которой основное внимание уделяется  связи между внешней средой бизнеса и организацией. Эта модель рассматривает достижение так называемого «стратегического соответствия» (условиям внешней и внутренней деловой окружающей среды) как одну из важных задач, которые призван решать стратег.

      Вторая  модель-это модель интуитивной разработки стратегии. Лучше всего она рассмотрена в работе McCarthy и Leavy, которые сопоставили обе модели (табл.1)28. Модель интуитивной разработки стратегии сосредоточена на внутренних параметрах организации, таких, как культура, стиль руководства, политика в отношении человеческих ресурсов. В соответствии с этой моделью формальное стратегическое планирование со временем утрачивает свое значение, преимущественно из-за динамичности внешней среды, когда ключевыми условиями для выживания компании становятся способность к инновативности и гибкости.

      Таблица 1

      Сравнение моделей рационального  планирования и интуитивной  разработки стратегии

      Модель  рационального планирования       Модель  интуитивной разработки стратегии
      Формальна       Имеет формальный или намеренный характер (предназначенный для определенной цели) и/или возникает спонтанно
      Фокусирует  внимание на внешней деловой среде       Фокусирует  внимание на внутренней среде организации
      Линейная  модель разработки стратегии       Нелинейная  модель разработки стратегии
      Принятие  решений носит иерархический  характер, осуществляется по нисходящей с самого верхнего уровня организации       Принятие  решений осуществляется как по нисходящей, так и по восходящей (с нижних уровней организации к верхним)
      Рациональна       Рациональна и эмоциональна
      Адаптивна       Изобретательна 
      Характеризуется волюнтаризмом (основная движущая сила – воля руководителя)       Не  может считаться преимущественно  волюнтаристской или излишне  детерминистской (т.е. определяемой в  основном обстоятельствами)

      Предприниматель или руководитель малого бизнеса, организующий новое дело, должен иметь бизнес-план29. Бизнес-план позволяет предпринимателю четко сформулировать свои деловые идеи. Владельцу-управляющему МСП он помогает намечать цели бизнеса и определять, каким образом достичь их. Для того чтобы реализовать стратегический план МСП, его следует перевести в оперативную плоскость. Иными словами, существует необходимость и потребность разработать целый набор необходимых тактических действий, в том числе в области маркетинга, ценообразования, совершенствования технологий, составление бюджета: эти характеристики позволят реализовать на практике стратегический план, перевести его в плоскость конкретных практических действий. Все вышеперечисленное сводится воедино в документе, получившем название «бизнес-план». Имеется множество источников, которые могут быть полезны в процессе составления бизнес-плана. В списке использованной литературы указаны некоторые полезные интернет-ссылки, которые помогут в процессе подготовки бизнес-плана.

      Zimmerer и Scarborough утверждают, что бизнес-план выполняет две важные функции: во-первых, он направляет деятельность фирмы, указывая ее курс действий в будущем и уточняя соответствующую стратегию, во-вторых, привлекает инвесторов30. Грамотно составленный бизнес план помогает предпринимателю избежать ошибок в бизнесе, таких, например, как игнорирование маркетингового плана, плана реализации, положения с наличными средствами, незнание клиентов, персонала, отказ от идеи бизнеса в целом. Хотя не существует единой модели или формы бизнес-плана, есть все основания полагать, что успешный бизнес-план может31:

      • Обеспечить первое благоприятное впечатление от бизнеса;
      • Демонстрировать энтузиазм предпринимателя по отношению к данному начинанию;
      • Четко показывать, кто является клиентами компании;
      • Обеспечивать четкую всеобъемлющую оценку рисков и возможностей предприятия;
      • Представлять информацию о деятельности бизнеса в структурированной концентрированной форме с использованием наглядных материалов;
      • Представлять в понятной форме техническую информацию, касающуюся бизнеса;
      • Обладать последовательностью изложения и стилистики, что облегчает чтение бизнес-плана;
      • Подчеркивать управленческий опыт и компетентность, указывая на проблемы, которым следует уделить внимание.

      В целом единого формата для бизнес-плана не существует32: каждый бизнес-план уникален, отвечает особенностям той отрасли бизнеса, для которой предназначен, и бизнес-план одной компании не будет похож на бизнес-план другой. Например, бизнес-план, разработанный для нового предприятия в области обрабатывающей промышленности, никогда не будет похож на бизнес-план для страхового бизнеса.

      Однако  имеется ряд пунктов, которые  обязательно должны присутствовать в любом бизнес-плане. Lasher утверждает, что несмотря на огромные различия существа планов разных компаний, типичный бизнес-план должен иметь восемь глав: содержание, краткое изложение сути бизнеса, миссия и стратегия, анализ рынка, описание операций, руководство, персонал, финансовый прогноз, возможные непредвиденные ситуации. Со своей стороны, Burns полагает, что типичный бизнес-план должен содержать следующие 11 элементов33:

      • Подробности бизнеса;
      • Цели и задачи бизнеса;
      • Информацию о рынке;
      • Сильные и слабые стороны нового предприятия, а также его конкурентные преимущества;
      • Информацию о клиентах;
      • Маркетинговую стратегию;
      • Потребности в помещении и оборудовании;
      • Информацию об основных работниках, их функциях и уровне подготовки;
      • Финансовые показатели – оборот, прибыль, точка безубыточности и пр.;
      • Детализированные прогнозы;
      • Подробные ежемесячные прогнозы потоков денежной наличности34.

      После того как малый бизнес стал участвовать  в электронной коммерции и  использовать возможности интернета  для рекламы и реализации своих  продуктов и услуг, он столкнулся с необходимостью использовать для своих бизнес-планов более динамичный формат.

      Делая вывод, можно сказать, что стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

 

  1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ремстройкомплект»
 

      В качестве практики хотелось бы подробно проанализировать малое предприятие ООО «Ремстройкомплект».

      Компания  ООО «Ремстройкомплект» создана  в 2006 году. Около 50% товара реализуется  в розницу, 50% предназначено для  оптовых поставок. В ассортиментном перечне более 150 наименований. В 2007 году компания переехала на новый отапливаем склад, что способствовало расширению ассортимента.

      В прошлом индивидуальный предприниматель Бочкарев Петр Викторович, создатель компании ООО «Ремстройкомплект», собирается заработать на продаже строительных материалов более мелким компаниях в Белгороде и Белгородской области. Он готов предложить им широкий выбор строительных материалов по ценам ниже чем у большинства крупных компаний в нашем городе, тем самым получив прибыль от большего оборота,  а не от наценки. Все время компании приходится сдерживать натиск конкурентов.

      Общая численность персонала ООО «Ремстройкомплект» – 10 человек. Оборот компании не раскрывается.

      Важное  замечание, Бочкарев основал «Ремстройкомплект» в 2006 году, имея только $1 тыс. стартового капитала, начал он с продажи сухих смесей. Тогда бизнес строительных материалах ему представлялся просто: он арендует помещение под офис, находит партнеров, которые на условиях предоплаты заказывают товар, после чего закупает товар у местных производителей и продает его партнерам. Иного варианта, кроме продажи сухих смесей по предоплате, Бочкарев тогда даже не рассматривал: казалось, это была единственная стратегия, не требовавшая особых затрат и одновременно гарантировавшая компании определенный уровень продаж.

      Сухие смеси пользовались стабильным спросом  у покупателей, и нажив небольшой  капитал директор «Ремстройкомплект» Петр Бочкарев решил добавить в ассортимент сантехнику.

      Переломный  момент в работе «Ремстройкомплект» наступил через год после открытия компании, когда партнер компания «Магма» заказала большую партию сухих смесей. Тогда Бочкарев понял выгоду работы по оптовым поставкам. К тому времени был уже найден хорошим поставщик, который давал низкие дилерские цены. Заказ был выполнен, было решено пополнять ассортимент товара, который возможно было закупать у производителей по низким ценам. Дали объявление в специализированную газету и Интернет. 

      В результате в 2007 году ассортимент «Ремстройкомплект» пополнился цементом, цементностружечными плитами, комплектующими для гипсокартона.

      И так рассмотрим сильные и слабые стороны организации, а так же возможности и угрозы.

      Сильные стороны: проработав на рынке уже 2 года предприятие накопило достаточные финансовые ресурсы, так же появилась кредитная линия в банке, что позволяет значительно расширить возможности предприятия по кредитованию своих клиентов. Плюсом является хорошая репутация у покупателей, и почти самая низкая цена в городе на определенные группы товаров. Происходит большая экономия на складских услугах за счет большого объема продаж сразу с завода производителя. Преимуществом среди конкурентов является то, что у предприятия подписаны договора с транспортными компаниями, которые находят машины на доставку и поставку товара в два раза дешевле, что сокращает расходы на транспорт и уменьшает себестоимость товара.

      Слабые  стороны: Как уже отмечалось, несмотря на множество преимуществ использования в МСП стратегического менеджмента, все еще остаются руководители, такие как директор рассматриваемой нами организации, которые по тем или иным причинам избегают его применения.

      Эти причины заключаются  в следующем: недопонимание всей важности стратегического менеджмента для своего бизнеса, отсутствие необходимые знания в этой области и информация о стратегическом процессе и его преимуществах для них и их компаний, не знание методик стратегического менеджмента. Наконец, недостаток управленческого таланта у руководителя, я думаю это связано с отсутствием специального образования, и с достаточным опытом работы в данной сфере. Отсутствие квалификации у менеджеров часто приводят к ошибкам в работе. Плохое отслеживание процесса выполнения стратегии, цель у руководства получить прибыль, а от чего это не важно, важно чтобы работа не прекращалась. Так же минусами являются: ниже среднего маркетинговые способности и неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

      Возможности: выход на новые рынки, увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах – как правило строители привыкли закупать все в одном месте, это позволяет увеличить разнообразие товаров, тем более когда известны примерные соотношения, что ведет к экономии. Ускорение роста рынка строительных услуг ведет к ускорению рынка строительных материалов, это открывает большие возможности «Ремстройкомплект», тем более предприятие уже зарекомендовало себя на рынке.

      Угрозы: появление новых конкурентов на рынке, у которых будут более большие возможности и связи, например, приход на рынок какой-нибудь московской компании. На сегодняшний день подобных конкурентов местным фирмам не так много, но они создают конкуренцию.

        В данном случае был выбран  самый простой способ провести  сканирование среды бизнеса –  применить SWOT-анализ.

      Таким образом, можно сказать, что формирование стратегии представляет собой разработку долгосрочных планов для эффективного управления возможностями и угрозами внешней среды на основе корпоративных  преимуществ и недостатков. Формирование стратегии включает определение корпоративной миссии, постановку достижимых целей, разработку стратегии, выработку руководящих принципов политики. Реализация стратегии представляет собой процесс, в ходе которого стратегии приводятся в действие путем разработки программ, подготовки бюджета и рабочих процедур. Процесс этот может включать изменения общей культуры, структуры и руководства организации.

Информация о работе Разработка стратегии малого предприятия