Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа
Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.
Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.
Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п.
Методы принятия управленческих решений
Все методы принятия управленческих решений можно разделить на три группы.
1.Коллективные методы обсуждения и принятия решений
Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.
Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.
Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п.
Наиболее
распространен такой метод
Если
предстоит решение сложной
Метод
Дельфы получил название от греческого
города Дельфы, прославившегося жившими
там мудрецами –
Метод Дельфы – это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок.
Первый
тур анкетирования проводится без
аргументации, во втором – отличающийся
от других ответ подлежит аргументации
или же эксперт может изменить
оценку. После стабилизации оценок опрос
прекращается и принимается предложенное
экспертами или скорректированное решение.
Японская, так называемая кольцевая система принятия решений – "кингисё", суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно.
Эксперты
выбирают свое решение в соответствии
с индивидуальными
- принципа большинства голосов – выбирается то решение, которое имеет наибольшее число сторонников;
- принципа диктатора – за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;
- принципа Курно – используется в том случае, когда коалиций нет, т. е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;
- принципа Парето – используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;
- принципа Эджворта – используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу.
2.Эвристические методы принятия решения.
Управленческая
практика свидетельствует о том,
что при принятии и реализации
решений определенная часть руководителей
использует неформальные методы, которые
основываются на аналитических способностях
лиц, принимающих управленческие решения.
Это совокупность логических приемов
и методики выбора оптимальных решений
руководителем путем
В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.
Эвристические
методы основаны на логике, здравом
смысле и опыте при РУР, при
которых выявляется новая существенная
информация. Они используют метод Сократа
— извлекать скрытую в человеке информацию
с помощью искусных наводящих вопросов.
Методы применяются при недоступности
или отсутствии условий для использования
формализованных методов РУР. Основу эвристических
методов составляет метод индукции, т.е.
переход от частного к общему. При этом
проблема разделяется на несколько относительно
простых подпроблем. Для каждой подпроблемы
формируются набор задач и набор соответствующих
решений. Считается, что при успешном выполнении
всех решений проблема будет разрешена
в целом. Данные методы j практически целиком
относятся к искусству в управленческой
деятельности. .Эти методы эффективны,
если руководитель смог так разделить
проблему, что получившиеся подпроблемы
являются типовыми (штатными) для конкретной
компании и имеется типовая методика их
реализации.
Разработка
управленческих решений для нетиповых,
обычно творческих задач — довольно
трудное занятие. В управленческой
практике таких задач встречается
довольно много. Это связано с
новыми условиями, в которые попадает
человек или коллектив в
Собрания и совещания можно проводить двумя способами:
без
подготовки и с подготовкой. Без
подготовки такие мероприятия
Характерные наборы приемов эвристических методов
Существует
множество наборов приемов
Набор 1
· Обобщение задачи;
· Конкретизация задачи;
· Формулирование обратной задачи;
· Включение в другую структуру;
· Критика очевидных решений;
· Поиск привнесенных условий;
· Движение от конца к началу;
· Сближение данных и цели;
· Перекодирование текста в модель;
· Использование сходных задач рассмотрение с различных сторон;
· Анализ условий анализ конфликта;
· Выдвижение любых идей;
· Переструктурирование.
Набор 2
· Включение в другую структуру;
· Выдвижение противоположных гипотез;
· Перерыв в решении нескольких задач;
· Вживание в образ явлений задачи;
· Регуляция уровня уверенности в себе;
· Движение от общих целей к частным;
· Символическая запись условий;
· Определение области поиска неизвестного;
· Включение в деятельность;
· Введение дополнительных элементов или отношений;
· Деление задачи на части;
· Выделение доминирующих целей;
· Подведение под логические категории;
· Подведение под диалектические категории;
· Резонанс;
· Замена терминов определениями.
Данные приемы составляют три фазы разработки решения: анализ условий задачи, поиск решения, проверка решения.
3.Количественные методы принятия решений
В их основе лежит научно –практический подход, предполагающий выбор
оптимальных решений путём обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.
В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:
- линейное моделирование - используются линейные зависимости;
- динамическое программирование – позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;
- вероятностные и статистические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания;
- теорию игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;
- имитационные модели – позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним. [1]
Модель Карнеги
Модель принятия решений в организации, известная как модель Карнеги, была сформулирована в работе Ричарда Кайерта (Richard Cyert), Джеймса Марча (James March) и Герберта Саймона (Herbert Simon), и получила такое название потому, что все эти авторы так или иначе были связаны с университетом Карнеги - Меллон. Они изложили суть ограниченно рационального подхода при принятии решений, а также внесли нечто новое в представления о принятии решений в организациях. До появления этой работы все исследования экономики строились на том, что компании принимают решения так, как будто вся относящаяся к делу информация как в воронку просачивается к менеджеру, ответственному за решение, для того, чтобы он сделал свой выбор. .Исследование же, выполненное группой Карнеги, показало, что к решениям на уровне организации, как правило, подключаются многие менеджеры, и что окончательный выбор менеджеры могут сделать только в коалиции. Коалиция означает альянс между несколькими менеджерами, одинаково представляющими себе цели организации и приоритеты проблемы. Этот альянс может, к примеру, состоять из менеджеров подразделений конвейерной линии, специалистов по кадрам и даже групп людей вне организации: важных клиентов, банкиров или представителей профсоюзов.