Развитие отечественной теории и практики управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание

На мой взгляд, данная тема является актуальной, т.к. истоки управленческой мысли всегда являлись началом фундаментальных исследований и поисков. Россия с ее особой интеллектуальностью нисколько не уступала в данном направлении другим странам.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция управленческой мысли 5
1.1. Основные этапы развития управленческой мысли 5
1.2. Начало признания управления наукой 5
2. Развитие отечественной теории и практики управления 7
2.1. Краткий обзор управленческой мысли в России 7
2.2. Управленческие идеи реформ Петра I 12
2.3. Управленческие воззрения Ломоносова 15
2.4. Преобразования Александра I 16
2.5. Органы самоуправления в системе государственного управления 17
2.6. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина 19
2.7. Военный коммунизм и НЭП 20
2.8. Управление экономикой в 20-е годы 22
3. Современная теория и практика управления в России 24
3.1. Принципы формирования российского менеджмента 24
3.2. Наша экономика и современный менеджер 26
3.3. Подходы к проект-менеджменту в России 28
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Ready2n_История управленческой мысли в России.doc

— 762.50 Кб (Скачать документ)

     Одновременно  с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся  как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора.

     Также огромное значение имели следующие  законодательные акты,вышедшие из-под  пера Александра I:

     Манифест 17 марта 1775 г. разрешал отпущенным на волю крестьянам оставаться свободными и записываться в сословие мещан и купечества.

     Указ  от 12 декабря 1801 г. разрешал недворянам покупку земли без крестьян. Начальная часть указа намеренно построена так, чтобы показать, что инициатива издания исходит от дворянства, отвечает его интересам и не противоречит уже существующему законодательству.

     Указом  1803 г. фактически создавалась новая социальная категория свободных хлебопашцев, владеющих землей по праву частной собственности (этим они отличались от государственных крестьян).

     Указ  о свободных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Это положение легло затем в основу реформы 1861 г.Спустя год появилось «Положение о лифляндских крестьянах».Новое положение закрепляло статус «дворохозяев» как пожизненных и наследственных арендаторов земли и предоставляло им право выкупить свой участок в собственность.

2.5. Органы самоуправления  в системе государственного  управления

     Без создания органов городского самоуправления вряд ли можно было ожидать эффективного взаимодействия между губернскими властями и уездным населением. Первое время местными делами занимались окружные начальники. С 1870 года в по Городовому Положению были организованы городские Думы и управы. Земства занимались вопросами образования, здравоохранения и т.д. Городским органам общественного управления отводилось решение городских проблем. Но время шло, накапливалось огромное количество идей, проблем.

     Все это требовало изменения Положения 1870г. Изменилась и политическая конъюнктура с приходом к власти Александра III. Ввиду этого в 1892г. принимается новое Городовое положение, конкретизировавшее структуру органов городского самоуправления. Уездные органы городского самоуправления сконструированы следующим образом. В состав городских органов самоуправления входили городская Дума и городская Управа. Дума в этой структуре выступала в роли представительского собрания, а управа - в качестве исполнительного органа. Основным элементом городского самоуправления являлась Дума. Она состояла под председательством городского головы из "гласных" ("гласными" депутаты Думы назывались ввиду того, что они имели 1 "глас" (голос) на заседаниях), избираемых сроком на 4 года. Минимальным количеством гласных являлось 20. Они избирались от 100 городских избирателей. От каждых дополнительных 50 избирателей добавлялось по 3 гласных, пока количество не достигало (по статье 56 здесь и далее - статьи Городового Положения 1892г.): в "городских поселениях" и мелких уездных городах.

     Уездная городская управа (по ст.90) состояла из председателя (городского головы) и 2-х членов и избиралась из числа гласных или из имевших право на голос. Число членов управы могло быть увеличено до 3 в крупных уездных городах. Один из членов управы (по ст.93) назначался заместителем ("заступающим место") городского головы, который имел право исполнять его обязанности. При отсутствии заместителя исполнял обязанности городского головы старший по времени избрания и количеству голосов гласный. Распределение обязанностей между членами управы производилось путем внутреннего распределения и последующего утверждения Думой.

     В структуру городского самоуправления входили также создаваемые временно исполнительные комиссии или назначаемые  на определенные направления работы "особые лица". На них  могли возлагаться предварительное рассмотрение особо сложных дел, подлежавших ведению Думы.

     Существовало  также упрощенное самоуправление. В  маленьких городах применение полной структуры было бы нерентабельным и  неэффективным. Поэтому для них  был предусмотрен "упрощенный" вариант. По нему городская Дума заменялась Собранием городских уполномоченных, состоявшим из 12-15 человек и избираемым сходом домохозяев, владевших недвижимым имуществом стоимостью свыше 100 р. Собрание избирало старосту, который являлся и председателем собрания, и исполнительным органом одновременно. Для успешной практической деятельности ему назначали 1-2 помощников.

2.6. Реформы С.Ю.Витте  и П.А.Столыпина

     Революция вызвала необходимость в проведении реформ по основным вопросам экономической и политической жизни. С.Ю.Витте ещё в 1893-1899 гг. выдвинул программу реорганизации сельского хозяйства на путях фермерства, которую затем в 1907-1911 гг. начал осуществлять П.А.Столыпин. При С.Ю.Витте началось поощряемое правительством переселение безземельных крестьян Центральной России в Сибирь и их расселение вокруг Турксиба. Столыпинский курс сочетал в себе жестокую борьбу против революционного движения с постепенными шагами по обновлению старого строя.

     П.А.Столыпин предлагал осуществить ряд реформ: аграрно-крестьянскую, местного самоуправления, судебную, просвещения, введение страхования рабочих. Цель курса - укрепление государственности, модернизация общества, создание условий для новой социальной опоры существовавшей власти. Поддерживая местное дворянство, он, разрушая крестьянскую общину и раскалывая крестьянство, стремился создать условия для расширения социальной опоры строя за счёт крупной буржуазии и зажиточного крестьянства8.

     Важное  звено аграрной реформы - переселение  крестьян на казённые земли в малообжитые азиатские районы России. Реформа включала также содействие формированию отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, активизацию деятельности крестьянского банка. Тем не менее, Столыпинская аграрная реформа не затрагивала помещичье землевладение. Крах столыпинской аграрной политики выразился в том, что реформа усилила процесс классовой дифференциации, не обеспечила экономические условия для дальнейшего укрепления хозяйств, новых земельных собственников. Главные задачи не были выполнены. Самодержавие по-прежнему опиралось на консервативные слои помещиков. Это не могло не сказаться на позиции буржуазии, которая объективно должна была войти в стан противников существующего строя. Столыпинские реформы оказались половинчатыми и незавершёнными.

2.7. Военный коммунизм  и НЭП

     Термин  “военный коммунизм” ввел в оборот марксистский теоретик А. А. Богданов еще  до октября 1917 года.

     Фактическим же толчком для его проведения в жизнь стало падение производства и нежелание крестьян, в основном середняков, наконец-то получивших землю, возможность развивать хозяйство, сдавать хлеб по твердым ценам.

     В результате был притворен в жизнь  комплекс мер, которые должны были привести к разгрому сил контрреволюции, поднять  экономику и создать благоприятные условия для перехода к социализму.

     В сфере экономической - повсеместная национализация экономики (то есть законодательное  оформление перехода предприятий и  отраслей в собственность государства, что, однако, не означает превращения  его в собственность всего общества), чего требовала и гражданская война

     Следующая сторона, обуславливающая сущность экономической политики "военного коммунизма" - продразверстка. Простыми словами, "продразверстка" - это  есть принудительное наложение обязанности  сдачи "излишков" производства на производителей продуктов питания. Наряду с продразверсткой, Советская власть вводит целый ряд повинностей, как то: дровяную, подводную и гужевую, а также трудовую. Потребность государства учесть и закрепить рабочую силу на одном месте заставляет правительство ввести "трудовые книжки", а Кодекс законов о труде распространяет трудовую повинность  на все население в возрасте от 16 до 50 лет.

     Милитаризация труда превращает рабочих в бойцов трудового фронта, которых можно  перебрасывать куда угодно, которыми можно командовать и которые подлежат уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины.

     Результаты  оказались удручающими: солдаты  крестьяне были неквалифицированной  рабочей силой, они спешили домой  и вовсе не горели желанием работать. Ещё одна немаловажная сторона политики "военного коммунизма" – уничтожение рынка и товаро - денежных отношений. 

     Одновременно  происходит национализация банковского  дела, на их месте создается в 1918 году Народный банк, который, по сути, являлся  отделом Комиссариата финансов.

     К зиме 1921 всеобщее недовольство "военным  коммунизмом" достигло предела.

     Тяжелейшее  положение экономики, крах надежд на мировую революцию и необходимость  каких-либо немедленных действий для  улучшения положения страны и  укрепления власти большевиков заставили правящие круги признать свое поражение и отказаться от военного коммунизма в пользу Новой Экономической Политики.

     Нэп по своему экономическому содержанию выявился как система серьёзных  реформ по отношению к предшествующей политике “военного коммунизма”.

     С осени 1921 сделки обычной купли-продажи, вместо затеянного “продуктообмена”, распространились по всей стране. все  виды натурального налогообложения  в деревне были заменены единым сельскохозяйственным налогом в денежной форме. Хотя земля оставалась национализированной, партийно-государственное руководство гарантировало в определённой мере права крестьянина на владение землёй; c некоторыми ограничениями, но санкционировалось также использование аренды дополнительной земли и применение наёмного труда. Нэп в области промышленности мыслилось развивать в двух основных направлениях. Во-первых сохранить мощный государственный фактор, изменив методы его работы на основе использования элементов капиталистической организации труда. Во-вторых, допустить в умеренных приделах частный капитал к работе в промышленности и торговле. Появление рынка потребовало допущения частного капитала и в сферу торговли. В 1922 г.  Нэп был назван “политикой отступления”. Отступление от “военного коммунизма”, фактически незавершённой политики. Весь свод реформ новой экономической политики не был продуман до конца, и медленно, но верно шёл к тенденции “военного коммунизма” и был обречён.

2.8. Управление экономикой  в 20-е годы

     В 20-е годы большие изменения происходили в системе управления экономикой. Это касалась в первую очередь ослабления централизации, характерной для периода «военного коммунизма». Были упразднены главки в ВСНХ, их функции на местах перешли к крупным районным управлениям и губернским совнархозам.

     Основной  формой управления производством в  государственном секторе стали  тресты, то есть объединения однородных или взаимосвязанных между собой  предприятий.

     В связи с этим преобразованием  ВСНХ, потерявший большинство своих  полномочий, и прежде всего право  вмешиваться в оперативную деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр.

     Тресты  наделялись широкими полномочиями, они  самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продукцию, несли  материальную ответственность за организацию производства, качество выпускаемой продукции, сохранность государственного имущества. Предприятия, входящие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Все это получило название «хозяйственный расчет» (хозрасчет), в соответствии с которым предприятия получали полную финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов.

     Одновременно  с образованием трестовской системы  стали возникать и синдикаты, то есть добровольные объединения нескольких трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых операций на внутреннем и внешнем рынке.

 

3. Современная  теория и практика  управления в России

3.1. Принципы формирования  российского менеджмента

     Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение.

     Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям9.

     1.Концепция  копирования западной теории  менеджмента. Она не учитывает  особенностей российского менталитета. России надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.

Информация о работе Развитие отечественной теории и практики управления