Развития менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развития теории и практики управления в России в начале 20 века.
2. Выявить основные этапы совершенствования хозяйственного руководства в условиях общественной формы собственности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3
1.Особенности развития теории и практики управления в России в начале 20 века …………………………………………..... 6
2. Основные этапы совершенствования хозяйственного руководства в условиях общественной формы
собственности и его результаты ………………...………………. 20
3. Обоснование необходимости радикальной реформы управления на основе перехода к рыночным
отношениям ………………………………………………………... 25
Заключение ………………………………………………………… 32
Литература ………………………………………………………… 33
Приложение ………………………………………………..……… 34

Работа состоит из  1 файл

Развития менеджмента в России.doc

— 715.00 Кб (Скачать документ)

В стране развернулась дискуссия  о механизме перехода к рынку.  

Социальная комиссия, возглавляемая академиком  А.Г. Аганбегяном,  предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным  отношениям :

1) внесение отдельных  элементов рынка в существующую  командно-административную систему  управления;

2) быстрый переход  к рынку без какого-либо государственного  регулирования;

3) создание системы  управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства. 

Другая комиссия под  руководством академика С. Шаталина, подготовила программу, получившую название «500 дней»,  в которой  был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку.  Эта программа многими учёными рассматривалась как  «шоковая терапия». 

По итогам рассмотрения дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку.  В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления.  

С ноября 1991г. начался  процесс формирования рыночных отношений  в России.  К основным мероприятиям, направленным на создание рыночного механизма управления,  следует отнести:

  • разгосударствление собственности;
  • создание рыночных отношений на основе сочетания различных форм собственности;
  • создание нормативной  базы,  необходимой для  становления и развития рыночных отношений в стране;
  • образование новых рыночных структур управления.

Был создан Государственный  комитет  РСФСР  по управлению  государственным имуществом и соответствующие комитеты на местах.  Некоторые отраслевые министерства были преобразованы в корпорации или холдинги,  созданы  коммерческие банки, биржи,  фирмы и большое количество самых разнообразных акционерных обществ.  [10, с.357].

В декабре 1990г. был принят и с 1января 1991г. введён в действие Закон РСФСР  «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Этот закон определил статус основного звена экономики – предприятия – и закрепил его ведущее место в реформируемой хозяйственной  системе. 

Процесс проведения приватизации в стране можно разделить на два этапа:

I ЭТАП – чековая (ваучерная) приватизация (1991г. – 30июня 1994г.);

II  ЭТАП – денежная приватизация (с 1июля 1994г.)  

Приватизация,  в ходе которой государственная собственность  была разделена между множеством владельцев, явилась необходимым  первым этапом  и условием перехода к рыночной экономике.  Для многих государственных предприятий первым шагом к приватизации их  в акционерные общества открытого типа.  Были разработаны основные способы приватизации и три варианта льгот,  предоставляемых предприятиям при приватизации.  

Для развития системы  управления на основе рыночных отношений  в нашей стране сделано очень  много.  Создана законодательная  юридическая база,  разработаны  многие десятки нормативных документов.  С 1января 1995г. введён в действие Гражданский кодекс РФ,  разработаны федеральные законы: Об акционерных обществах, О несостоятельности (банкротстве), о банках и банковской деятельности   и  др.  

Во второй половине 1995г. Были проведены залоговые аукционы. Идея залоговых аукционов была предложена самими заинтересованными лицами, которых в наши дни принято именовать олигархами. В марте 1995 года Владимир Потанин предложил реализовать схему залоговых аукционов, разработанную, по свидетельству Дмитрия Васильева, Борисом Йорданом, которая в той ситуации показалась единственно возможным способом пополнить бюджет, дать реальный старт денежной приватизации и продолжить политику финансовой стабилизации, за которую отвечал Анатолий Чубайс. После аукциона победивший банк должен был предоставить правительству кредит под залог принадлежащих ему [государству] акций того или иного предприятия. Потом, в соответствии с этой схемой, эти заложенные акции должны были либо быть проданными на конкурсе, либо перейти в собственность кредиторов, либо правительство вынуждено было вернуть кредит. В результате реализации залоговых аукционов задание по приватизации было выполнено, что в немалой степени способствовало фактическому завершению финансовой стабилизации. Аукционы стали стартовой площадкой для формирования российской олигархии — класса очень крупных собственников. [12, с.46].

            Таким образом, специальные залоговые  аукционы должны были в конкурсном  порядке выявить банки, предлагавшие  наиболее выгодные для правительства условия кредитования. Тем не менее, исследователи обращают наше внимание на следующие вопросы. Зачем правительству брать кредит у российских банков и отдавать в залог акции  госпредприятий будущим олигархам, если потом на возврат кредитов денег не будет? И если до залоговых аукционов В.Потанин и другие участники не были очень крупными собственниками, то откуда у них взялись деньги на кредит государству, чтобы потом получить такие важные объекты российской индустрии? Тем не менее, консорциум российских коммерческих банков в составе банков «Империал», «Инкомбанк», «ОНЭКСИМбанк», «Столичный банк сбережений», «Менатеп» и  «Международная финансовая компания» предложил Правительству РФ крупный льготный приватизационный кредит, временно замещающий собой запланированные в бюджете поступления от приватизации, при условии передачи им в залог пакетов акций ряда крупнейших российских предприятий. Вместе с тем, известно, что  Правительство сначала одолжило банкам деньги под мизерный процент: из 9 коммерческих банков, в которых Минфин России размещал на депозитах временно свободные валютные средства, в залоговых аукционах участвовали 6 банков (в качестве потенциального кредитора или гаранта).

            Тем не менее, в 1995 г. было  проведено 11 из 12 залоговых аукционов.  Все банки названного консорциума, за исключением «Инкомбанка», стали победителями залоговых аукционов. Общая запланированная сумма кредита по всем заключенным договорам составила 3,57 трлн. рублей, или 1,85% от доходов федерального бюджета за 1995 г. Учитывая, что выполнение плана по доходам федерального бюджета 1995 г. составило 106% (при общем дефиците в 48 трлн. рублей), решающего значения для покрытия дефицита эти кредиты не имели. Анализ состава участников аукционов и их гарантов показал, что в большинстве случаев состязательность при проведении аукционов не предполагалась.

            По истечении установленного  срока кредитования (1 сентября 1996 года) в случае невозврата денег  банк-залогодержатель имел право  реализовать на рынке имеющийся  у него пакет акций. Как и  предполагалось, было принято совместное решение Правительства и Совета безопасности, которое подтвердило право банков продавать заложенные пакеты акций. Что и было сделано разными способами, причем - что уже стало традицией — со многими скандалами между конкурентами. В большинстве случаев пакеты акций были выкуплены самими кредиторами непосредственно или через подставные фирмы. Пожалуй, наиболее бесконфликтно прошли продажи заложенных пакетов акций нефтяных компаний «Сургутнефтегаз» и «Лукойл».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В соответствии с целью  и задачами курсовой работы можно  сделать следующие выводы:

1. Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ.

  2. Рыночная экономика требует адекватной системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

        В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Гардарика, 2006.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. – 528с.: ил.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород, НИМБ,2001.

4. Зеленцова Л.С. Механизм развития управления производством. М.: ГАУ, 2003.

5. История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. В.Д. Валового. – М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Кравченко А.И.  Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор, А. Гастев. – СПб.: РХГИ, 1998. – 320с.

7. Кредисов А.И. История учений менеджмента. – Киев: ВИРА-Р,2000. – 336с.

8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – XVIII, 558c.

9. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 720с.

10. Немчинов В.С. О дальнейшем совершенствовании планирования и управления организацией. – М.: Экономика, 2003.

11. Новое и старое в теоретической социологии. КнигаI/Под ред. Ю.Н. Давыдова. М.: Институт социологии РАН, 2003. – 350с.

12. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 656с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

13. Румянцева З.П. Общее управление организацией. – М.: ИНФРА-М, 2001.

14. Симионов Ю.Ф. Информационный менеджмент/ Ю.Ф. Симионов, В.В. Бармотов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 250с. – (Высшее образование).

 

Приложение.

 

Рис. №1 Схема обучения российских менеджеров (по Гастеву).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Развития менеджмента в России