Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:12, лекция
За последнее столетие создано очень много теорий и концепций, объясняющих различные аспекты менеджмента. В этой работе рассмотрены только некоторые из них: 1. Лидерами рождаются, а не становятся; 2. Власть, влияние и полномочия; 3. Минимизация деструктивных конфликтов; 4. Типы организационных структур. 1. Лидерами рождаются, а не становятся. Один из основных вопросов менеджмента - роль и функции руководителя.
Введение
Краткая теория вопроса.
Менеджмент - это наука об управлении, наука молодая, быстроразвивающаяся. Многие ученые и исследователи занимаются развитием этой науки. За последнее столетие создано очень много теорий и концепций, объясняющих различные аспекты менеджмента. В этом отчете я хочу рассмотреть только некоторые из них: 1. Лидерами рождаются, а не становятся; 2. Власть, влияние и полномочия; 3. Минимизация деструктивных конфликтов; 4. Типы организационных структур. 1. Лидерами рождаются, а не становятся. Один из основных вопросов менеджмента - роль и функции руководителя. Этот вопрос обсуждается на протяжении очень долгого времени. Интересно, что отношение к роли и функциям руководителя изменяется с течением времени. Но это вполне объяснимо, ведь жизнь не стоит на месте. Наиболее ранние теории относятся к личностным теориям руководства, в этих теориях акцент делается на врожденные качества руководителя. Затем были созданы теории стилей руководства и ситуационные теории руководства, которые доказывают, что руководитель может приобретать с опытом работы или при помощи обучения необходимые навыки и умения. Личностные теории руководства основаны на изучении личных качеств и характеристик преуспевающих руководителей: лидерами рождаются, а не становятся. Поэтому предполагалось, что для успеха организации необходимо найти на места руководителей подходящих людей. Согласно этих теорий руководитель должен обладать необходимыми качествами: · Интеллект (в идеале руководитель должен быть умнее людей, которыми руководит); ·Инициативность (способность понимать, что необходимо сделать и предпринимать необходимые действия); · Уверенность в себе; · Способность понять общую ситуацию, не утонув в мелочах. Эти теории знакомят нас только с личными качествами руководителей, которые способствуют их успеху. Теории стиля руководства основаны на изучении поведения руководителей в отношении к подчиненным. В 1983 году Уайт и Липпит в своих исследованиях выделили три стиля руководства: ·автократический - решения принимает руководитель; · демократический - решения принимаются после обсуждения; · либеральный - решения принимаются самостоятельно. Исследования показали, что автократический стиль руководства обеспечивает высокую производительность труда, однако он демотивирует работников. Демократический стиль руководства обеспечивает оптимальное сочетание производительности и качества. Либеральный стиль руководства возможен там, где члены группы имеют четко поставленные цели. Дальнейшее развитие теорий стилей руководства получили в работе Блейка и Моутона. Для описания стилей руководства авторы выбрали два параметра: · уровень внимания к людям; · уровень внимания к производству. Недостаточное внимание к любому из этих параметров приводит к возникновению различных проблем. В этом исследовании доказывается, что руководитель при получении необходимых навыков и образования может изменить свой стиль руководства. Но все же практика показывает, что идеально подходящего стиля руководства ко всем ситуациям не существует, поэтому руководитель должен приспосабливаться к любым изменениям. Эти идеи легли в основу теорий ситуационного подхода. Теории стилей руководства получили свое дальнейшее развитие в ситуационных теориях. Главное отличие ситуационных теорий управления от теорий стилей руководства заключается в том, что они отрицают существование идеального стили руководства. Они утверждают, что стиль руководства зависит от каждой конкретной ситуации. Впервые ситуационных подход предложили Танненбаум и Шмидт в 1958 году. Они высказали предположение, что стиль руководства будет зависеть от следующих переменных: · руководитель; · подчиненные; · задание; ·контекст. Эти переменные могут быть нанесены на диаграмму. Согласование всех переменных изображается пересечением. При отсутствии согласования какой-либо из переменных, необходимо обязательно изменить одну или несколько переменных.