Рецензия на статью С.Н. Тидор, А.А. Лаптев: «Механизм управления и мышление руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:38, творческая работа

Описание

В изучении теории менеджмента существенная роль отводится систематизации управленческих функций. Выделяют ряд основных функций – постановка целей, принятие решений, контроль. Особое место отводится диагностической модели ситуации (ДМС). Моделирование в наше время является сильнейшим механизмом оценки ситуации и проектирования. Проблемы, рассмотренные в статье, являются особо актуальными, т.к. применение описанных функций и, в частности, ДМС выводит управление на новый уровень в конкурентной среде и помогает избежать многих ошибок при выборе стратегии и планировании.

Работа состоит из  1 файл

Рецензия на статью Механизм управления и мышление руководителя.doc

— 63.50 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал  в г.Дмитрове 
 
 

Кафедра экономико-управленческих и правовых дисциплин 
 
 

НЕЧАЕВ  ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

 
 
 

С.Н. Тидор, А.А. Лаптев: «Механизм управления и мышление руководителя» 

Рецензия  на статью 

 по  дисциплине «Основы теории управления»

студента 1 курса  заочной формы обучения

направления подготовки – 080200 «Менеджмент» 
 
 
 
 
 

                                               Научный руководитель

к.э.н. доцент Корякина Н.В.

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 

Дмитров

2011 

         В изучении теории менеджмента существенная роль отводится систематизации управленческих функций. Выделяют ряд основных функций – постановка целей, принятие решений, контроль. Особое место отводится диагностической модели ситуации (ДМС). Моделирование в наше время является сильнейшим механизмом оценки ситуации и проектирования. Проблемы, рассмотренные в статье, являются особо актуальными, т.к. применение описанных функций и, в частности, ДМС выводит управление на новый уровень в конкурентной среде и помогает избежать многих ошибок при выборе стратегии и планировании.

         Приведенные в статье исследования отталкиваются от взглядов А.В. Карпова, что видно из первой главы статьи. А.В. Карпов рассматривает в своих трудах механизм управления в виде замкнутого кольца, в котором все функции управления связаны с актом или процессом выбора, а принятие решений выступает механизмом их осуществления.

         Авторами  статьи управленческий цикл воспринимается в виде двуединой спирали, построенной на постоянном обмене информацией. Одна спираль – восходящие коммуникации, которые фильтруют, концентрируют и обобщают информацию на каждом новом витке иерархии руководителей. Вторая спираль – нисходящие коммуникации, которые осуществляют  предметную реализацию целей и задач.

         Абсолютно правильно подмечено авторами статьи, что: «Любая цель в жизни и работе каждого из нас формируется на основе сложившегося видения ситуации в общих потоках личной и деловой информации». Отталкиваясь от этих суждений, и сделан вывод о важности информации и представлении всего управленческого цикла в виде постоянного движения коммуникаций.

         Во  второй главе описывается стадия становления цели, где происходит разбиение стадии на четыре составляющие: «диагноз – прогноз – целеполагание – планирование». Данные функции важны руководителям, стремящимся добиться успеха и адоптироваться к постоянно ускоряющимся потокам информации.   

         В третьей главе важная роль отдана механизму принятия решения, т.к. ни одна цель не сможет быть достигнута без постоянных принятий решений на пути следования ей. Ведь именно «принятие решений» в сочетании с «организацией исполнения» и «контролем» обеспечивает трансформацию образов цели в реальный результат. Механизм принятия решений берет на себя процессы движения мысли от модели к вещам, от теории к практике.

          Механизм  контроля, формирующий, по сути, вторую спираль приобретает важнейший  статус на стадии преобразования предметов труда в реальный продукт или результат.

         Рассматривая  упомянутые механизмы, действительно создается образ управленческого цикла в виде двуединой спирали обмена информацией, пронизывающей все иерархические ступени той или иной компании.

         В статье приводится упрощенная модель управленческого контура, где весь алгоритм для удобства можно выстроить  в цепочку «Восходящая коммуникация – диагноз и прогноз – цель и задачи (древо задач) – общие  планы – принятие решений –  программы действий – нисходящая коммуникация и организация исполнения – контроль и коррекция результатов». Оценка конечных результатов опять переходит в диагностическую фазу восходящей информации. Цикл продолжается.  

    В третьей  главе рассматривается наиболее актуальный механизм в наше время – формирование диагностической модели ситуации (ДМС). На ее основе осуществляется первичная функция целеполагания. Именно с нее начинается управленческий цикл. Авторами указываются несколько главных параметров ДМС:

    1. ДМС должна быть объективной и наполняться той информацией, которая правдиво отражает положение дел.
    2. ДМС должна отвечать требованию полноты информации. Данное требование  трудно достижимо, т.к. любой руководитель испытывает, как правило, информационные дефицит и противоречие информации.
    3. ДМС должна быть своевременна, т.к. не вовремя «поставленный диагноз» может быть губительным.
    4. ДМС должна отвечать параметру «объемность», т.к. многомерное измерение ситуации обогащает представление ее сути
    5. ДМС должна быть адекватна функциональному статусу руководителя, т.к. в зависимости от иерархии, нижестоящий руководитель мыслит категориями деятельности рабочих, а вышестоящий руководитель – категориями деятельности подразделений. Следовательно, информация, предназначенная одному может быть бесполезной для другого.
    6. Информация должна подаваться и перерабатываться в соответствии с темпераментом и складом мышления руководителя.

       Анализируя  вышеизложенные параметры и требования к ДМС видно, что в любом  моделировании возможны ошибки, т.к. учесть все возможные пути развития событий, нестандартные ситуации и препятствия, возникающие на пути движения к цели, крайне сложно. Всем известно, что цена маленькой ошибки, допущенной на ранних стадиях, прогрессивно вырастает на последующих. И только менеджеры, обладающие достаточным опытом и талантом видения окружающей среды, могут свести к минимуму погрешности и ошибки, что делает «Управление» искусством, которое можно поставить в ряд с искусством написания музыкального произведения композитором. Так как и музыка и «менеджмент» может влиять на судьбы людей, только находятся эти сферы в разных уровнях сознания: музыка в подсознательном, менеджмент в сознательном.

       В последней главе рассматривается именно специфические черты мышления руководителя. Приводится сравнения академического мышления (ученые, люди науки) и практического мышления (управленцы), основным различием которых является то, что управленческая деятельность требует обобщений в условиях настоящего, а научная деятельность на пути от теории к практике может задерживаться на долгий срок и опирается на изначальные методологические принципы. Приводятся удачные определения и высказывания, раскрывающие особенности руководителя и управленческого мышления, такие как «Руководитель – это всегда «гений целого и гений частей»» или «Мудрецы находили корни бытия в своем сердце». Описанные в последней главе особенности руководителя и моменты, на которые он должен акцентировать свое внимание и деятельность, являются парадигмой и необходимым знанием всех руководителей, желающих добиться успеха в настоящем и тем более в будущем времени. Искусство управлять – это умение находить правильное решение при множестве, противоречащих друг другу положений, каждое из которых нельзя игнорировать.

       Наряду  с описанными достоинствами статьи, ее своевременностью и актуальностью в настоящее время, можно заметить, что во взглядах и выводах присутствует изрядная доля абстрактности, что для практической деятельности «управленца» является некоторой условностью. Процесс управления можно представить в различных формах, и замкнутого кольца, и катящегося колеса PCDA (plan, check, do, act), и в виде спирали; можно придумать и иные абстрактные физические формы, такие как падение камня в воду, символизирующего «идею», и распространяющую волны в разных направлениях, которые в свою очередь, сталкиваясь с объектами, меняют свое направление и возвращаются с потоком иной информации. При всей этой абстрактности не стоит забывать, что все мы существуем в рамках временной системы и любая цель, запущенная во времени не имеет форму вектора, а имеет форму отрезка, у которого есть начало и есть конец, т.к. цель сама собой подразумевает стремление к логическому завершению.

         Указанные замечания ни в коем случае не умаляют достоинства рецензируемой статьи, которая, несомненно, будет полезна управленцам различных категорий и с различным опытом.

         

         
     

       

Информация о работе Рецензия на статью С.Н. Тидор, А.А. Лаптев: «Механизм управления и мышление руководителя