Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:57, реферат
Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента.
Так как процесс подбора и приема на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс — к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому любая организация заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев и показал высокий уровень профессионального мастерства.
РОЛЬ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента.
Так как процесс подбора и приема на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс — к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому любая организация заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев и показал высокий уровень профессионального мастерства. Как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу сотрудников покидает организацию в течение первых 3-х месяцев работы, то есть в период адаптации. Облегчить сотруднику вхождение в организацию призваны процедуры адаптации.
К числу организаций, уделяющих важное внимание процессу адаптации персонала и проводящих мероприятия в ее рамках относится Тамбовское отделение Открытого Акционерного Общества «Корпоративные сервисные системы» (ОАО «КорСсис»).
Для надлежащей организации процесса адаптации принятому работнику из числа персонала структурного подразделения назначается наставник. Он составляет программу адаптации сотрудника, состоящую из общей и индивидуальной (специализированной) частей и являющуюся основой процесса адаптации.
Положительным моментом в организации адаптации персонала ОАО «КорСсис» является наличие Виртуального адаптационного учебника, расположенного на внутреннем портале Компании в сети Интернет и содержащего комплексную информацию о деятельности ОАО «КорСсис», необходимую сотруднику в первые месяцы его работы и позволяющую существенно снизить психологическую напряженность у нового сотрудника.
73% сотрудников Тамбовского отделения ОАО «КорСсис» считают процесс адаптации в компании эффективным. Свое продвижение и профессиональный рост считают интересным 60%.
Наиболее эффективными сотрудники
Тамбовского отделения ОАО «
Положительным моментом в адаптации
они считают возможность
В целом, адаптироваться к новым условиям труда сотрудникам Тамбовского отделения помогают следующие компоненты:
- помощь коллег,
- информация, необходимая для работы,
- помощь руководителя,
-хорошие отношения в
- организованное рабочее место.
Вместе с этим, у ряда сотрудников
возникают сложности в освоении
новых обязанностей и новых ПК
программ, в связи с тем, что
достаточно большая часть сотрудников
Тамбовского отделения ОАО «
Поэтому данные сотрудники особенно нуждаются в помощи со стороны коллег, руководителя и наставника. При этом наиболее важным и принципиальным для них является наличие хорошо организованного рабочего места и достаточного количества информации о работе, так как их деятельность значительно осложнена психологическим дискомфортом, связанным с новыми условиями деятельности.
Компоненты, препятствующие быстрой
адаптации сотрудников
- психологическая напряженность,
- применяемы в ОАО «
- отсутствие информации, необходимой в работе,
- первое место работы для части персонала,
- новые профессиональные
В свою очередь, подтверждением хорошей организации процесса адаптации в ОАО «КорСсис» выступает тот факт, что большой процент всех адаптируемых осваивает новые обязанности и в целом преодолевает трудности адаптации в течение 1-2 месяцев с начала работы в Компании, тогда как период адаптации рассчитан на трехмесячный срок. И, в связи с этим фактом, в помощи коллег и руководителя адаптируемые нуждаются, как правило, именно в первый месяц работы.
Поэтому, положительный вклад в организацию процесса адаптации в ОАО «КорСсис» может внести совершенствование программы адаптации, в частности ее специализированной части. Более эффективным может стать проведение большинства адаптационных мероприятий в рамках реализации программы адаптации в первый месяц адаптации персонала, так как последующий успех или неуспех процедур адаптации во многом зависит именно от начального периода, в частности поддержки и участия со стороны коллектива.
Как отмечалось ранее, значительную помощь и поддержку новым сотрудникам оказывают другие специалисты и руководитель, тогда как роль наставников в процессе адаптации персонала ОАО «КорСсис» не столь значительна, а выполняемые ими обязанности и оказываемая помощь, по мнению самих адаптируемых, являются в большей степени формальными, закрепленными в Положении по адаптации сотрудников ОАО «Корпоративные сервисные системы» и не столь заметны и ощутимы по сравнению с участием в процессе адаптации непосредственного руководителя и сотрудников подразделения.
Поэтому повышению эффективности процесса адаптации персонала ОАО «Корпоративные сервисные системы» может способствовать увеличение роли и выполняемых обязанностей в рамках данного процесса наставником адаптируемого сотрудника.
Ряд сотрудников испытывает трудности при вхождении в организацию и в должность и при освоении профессиональных обязанностей. Это связано, прежде всего, с тем, что в ОАО «КорСсис» работает большой процент молодых специалистов, для которых занимаемая в Компании должность является первой. Также определенные трудности в процессе адаптации возникают у сотрудников, которых должность и профессиональные обязанности в ОАО «КорСсис» принципиально отличается от выполняемых на предыдущих местах работы.
Безусловно, что в ОАО «Корпоративные сервисные системы», как и в других организациях, работают сотрудники, относящиеся к разным группам персонала. В процессе адаптации представителей разных групп необходимо учитывать особенности данной группы для повышения положительного эффекта от процесса в целом и в частности для повышения степени удовлетворенности сотрудников выполняемой работой и желания профессионально развиваться в рамках ОАО «КорСсис». Эти индивидуальные особенности наиболее целесообразно учитывать при разработке программы адаптации в рамках ее специализированной (индивидуальной части) части. Кроме того, в этой связи появляется возможность сокращения или увеличения сроков проведения адаптации для разных групп персонала с учетом индивидуальных особенностей той или иной группы.
Подводя итог, необходимо заметить, что процессу адаптации персонала как составной части управления персоналом уделяется большое внимание за рубежом. Важность адаптационных мероприятий давно поняли и применяют на практике специалисты по управлению персоналом таких передовых стран как США, Япония, а также специалисты европейских стран: Франции, Швеции, Германии и ряда других.
В России же число компаний, использующих
мероприятия по адаптации своих
сотрудников применяются