Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:25, реферат
Тема настоящей работы предполагает не только осмысление сущности и роли международных кредитных валютных отношений в мировой экономике, но и некоторых проблем вхождения в них РК в рамках внешнеэкономической деятельности нашей страны.
Задачи работы: анализ теоретического материала по сущности, роли и значению международных кредитных отношений, проблемы вхождения РК в систему международных кредитных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
1.1. ПОНЯТИЕ КРЕДИТА.
1.2. . Формы и виды международного кредита.
ГЛАВА 2. КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
2.1 Казахстан в системе международных кредитных отношений.
2.2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Еще один широко распространенный в РК вид международных кредитов -экспортные, причем часть их связана товарными поставками и дается под достаточно высокий процент. Например, экспортные кредиты Германии на 400 млн .СДР резервного кредита по программе Stand By. Заключены соглашения с МБРР о двух займах - Реабилитационном и Займе технической помощи, которые представляются также на льготных условиях: на 17 лет при отсрочке выплат на 5 лет и 7,5%-ной ставке, с Всемирным Банком о займе для городского пассажирского транспорта. Программа Европейского Банка реконструкции и развития предполагает до 1995 г. выделение 100 млн. ЭКЮ для содействия финансовому сектору, нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленности, развитию малого и среднего бизнеса, инфраструктуры. В целом по предварительным оценкам в 1994 г. иностранные кредиты увеличились по сравнению с 1993 г. в 4 раза3. Наибольшая часть внешних заемных средств была направлена на развитие электроэнергетики, металлургии, легкой промышленности, транспорта и связи. Экспортные кредиты предоставляются государственными или коммерческими банками, или на основе ассоциативного (смешанного) финансирования для развития экспортного потенциала. Экспортные кредиты довольно легко интегрируются в систему финансовой помощи, так как имеют ряд преимуществ: - являются льготными, что облегчает обслуживание долга; - предлагаются на основе фиксированной процентной ставки, что защищает заемщиков от колебаний рыночных цен и облегчает оценку проекта с точки зрения его жизнеспособности; - имеют более длительные сроки погашения, чем коммерческие - от 2-х до 5-ти лет и более. Однако, использование экспортных кредитов не только способствует развитию экспортного потенциала страны-заемщика, но и может привести к дальнейшему ухудшению структуры производства и, как следствие, нерациональной структуре внешней торговли. Особенно негативно отражается на экономике принимающей страны увеличение объемов "связанного" кредита даже в том случае, если он представляется на льготных условиях. Предлагая финансирование такого рода, экспортеры капитала нередко продают устаревшую технику, технологию, продукцию и в то же время закрывают доступы к рынкам для более эффективных производителей.
Еще один широко распространенный в РК вид международных кредитов -экспортные, причем часть их связана товарными поставками и дается под достаточно высокий процент. Например, экспортные кредиты Германии на 400 млн. долл. даются под 11 % годовых и на 80% будут обеспечены продукцией Восточных Земель. Нелимитированные суммы австрийского кредита также связаны и будут даваться под 10,5%. Такие "Связанные" экспортные кредиты предоставляют также Великобритания, Швейцария, Чехословакия. Всего около 20% кредитных ресурсов связано с импортом товаров народного потребления. Большие объемы кредитных средств идут на оплату консалтинговых экспертных услуг, выполняемых зарубежными специалистами, а также услуг по подготовке кадров. Однако для сокращения дефицита платежного баланса, достижения рациональной структуры экспорта-импорта необходима структурная трансформация производства, его техническая реконструкция. В связи с этим основным направлением использования внешних кредитов должно быть инвестиционное наполнение, импорт передовых оборудования и технологий. Таким образом, негативные аспекты привлечения внешних кредитов требуют контроля за их использованием и ограничения невыгодных "кабельных" займов4.
В настоящее время привлечение иностранного капитала в экономику Казахстана осуществляется в виде: - официальной помощи развитию; - кредитов под инвестиционные проекты и товарные закупки; - прямых иностранных инвестиций.
Официальная помощь развитию предоставляется международными финансовыми и экономическими организациями и зарубежными странами в виде: -финансовой помощи; - технической помощи.
Иностранные инвестиции, предусмотренные контрактами на долгосрочной основе (до 40 лет), составили 42644,10 млн. долл., в том числе по Миннефтегазу -31870,50 млн. долл. При этом следует иметь в виду, что контракты с участием СП "Тенгизшевройл", "Каз-туркмунай", "Казпромставба" и др. подписаны на 15 - 40 лет, и объявленные в них объемы иностранных инвестиций являются ожидаемым потоком. Всего в республику было привлечено иностранного капитала в объеме 45470,75 млн. долл. США. Однако эту сумму, по мнению специалистов, следует рассматривать как долгосрочный прогноз, поскольку реальные объемы иностранных инвестиций будут определяться ежегодными бюджетами компаний и зависеть от многих факторов. На второй встрече консультативной группы доноров по Казахстану 14 января 1994 г. в Париже представители международных финансовых организаций и стран-доноров заявили о намерении предоставить Казахстану финансовую помощь для поддержки экономических реформ. Официальная финансовая помощь развитию предоставляется в виде конфессиональных (льготных) займов и безвозмездных финансовых поступлений и предназначена для поддержки платежного баланса, структурных и институциональных реформ и финансирования наиболее важных проектов в области производственной и социальной инфраструктуры.
В ходе
состоявшегося в Париже заседания
консультативной группы стран-доноров
и международных финансовых организаций
и отчета на заседании правительственной
делегации Казахстана о ходе происходящих
преобразований, курсе и стратегии
рыночных реформ участниками заседания
было выражено удовлетворение ходом процессов,
происходящих в Казахстане, и принято
решение о дополнительном выделении помощи
в размере 1,22 млрд. долл. США. В июне 1995
г. в Вашингтоне Чрезвычайным и Полномочным
Послом Республики Казахстан в США Т. Сулейменовым
подписано соглашение с Международным
банком реконструкции и развития (МБРР)
о выделении Казахстану двух кредитов:
в размере 180 млн. долл. -на программу структурных
преобразований в экономике и 41 млн. долл.
- на программу социальной защиты населения.
2.2 Современные проблемы международного кредитования РК.
Что касается внешнего долга РК, то особенностью предоставления кредитов является прежде всего то, что ввиду неопределенности будущего развития экономики и тем самым вероятности действительно вернуть с процентами ресурсы, отданные взаем, зарубежные страны предоставляют Казахстану кредиты только при высокой премии за риск, которая, как правило, возрастает вместе с объемом внешней задолженности. Это повышает альтернативные издержки потребления сегодня по отношению к потреблению завтра и, по-видимому, должно выражаться в относительно меньшей величине внешней задолженности. Чтобы снизить премию за риск при государственных кредитах и тем самым расширить возможности для увеличения внешней задолженности, необходимы мероприятия, направленные на укрепление доверия к будущей готовности и способности выплачивать долги. В случае перемещения ресурсов внутри страны из частного в государственный сектор это, например, может быть эффективная налоговая система, создающая впечатление о возможности добиться повышенного уровня взимания налогов. В случае внешнего перемещения ресурсов из страны за рубеж -такая экономическая политика, которая позволит в будущем достичь превышения экспорта над импортом.
Казахстан располагает богатыми природными ресурсами и, вследствие этого, высокими текущими поступлениями в бюджет, что может позволить стране уже сегодня осуществлять расходы, которые будут возмещены за счет поступлений от экспорта ресурсов. Таким образом, за счет внешней задолженности государственного и частного сектора в принципе можно было бы обеспечить более высокий текущий уровень частного и государственного потребления, а также шире развернуть частную и государственную инвестиционную деятельность. Размер возможной годовой внешней задолженности Казахстана ограничивается тремя факторами:
1)
готовностью и способностью
2)
способностью в значительной
степени правильно, без
3)
способностью ограничить и, по
возможности, нейтрализовать
В рамках этих перспектив и ограничений возможность государства брать в долг зависит от того, в каких масштабах оно в будущем сможет более или менее беспрепятственно изымать (путем налогов) ресурсы у частного сектора, а также от того, в какой мере государство участвует в доходах от природных ресурсов.
Готовность и способность к возврату внешних долгов зависит от объема и динамики казахстанского экспорта; ожидается, что они в течение долгого времени будут определяться экспортом природных ресурсов и произведенных из них полуфабрикатов и готовых продуктов. Поэтому для Казахстана необходимо разработать реалистичный долгосрочный прогноз стоимостной динамики экспорта, включающий ценовой и количественный разрез.
Внешняя задолженность государства в конечном счете также означает перемещение экономических ресурсов из частного сектора в государственный: ресурсы, заимствованные государством за рубежом, в будущем должны быть оплачены частным сектором. Тем самым возможности государственной задолженности, в конечном счете, опять-таки зависят от способности отечественного частного сектора платить налоги. С учетом размеров потенциальных природных богатств и относительно небольшой численности населения существенная доля будущих доходов государства должна формироваться за счет налогообложения природных ресурсов (сейчас эта доля еще мала). Поскольку такое налогообложение не направлено на традиционные составляющие налоговой базы -капитал и труд, то искажающие эффекты, обычно возникающие вследствие дополнительной налоговой нагрузки, при этом не проявятся.
Внешний долг складывается из задолженности государственного и частного сектора. Для частного сектора, строго говоря, верхняя граница отсутствует. Чрезмерные долги этого сектора в худшем случае могут привести к неплатежеспособности соответствующих фирм, к их собственной ответственности. Ответственность же за государственный внешний долг несет само государство непосредственно. Длительная неуплата процентов может привести к исключению из международных рынков и отказу в предоставлении новых кредитов.
Итак, проблемы взаимоотношений с МВФ остаются одной из важнейших тем внешнеэкономических отношений Казахстана.
Отношения с международными финансовыми организациями были представлены г-ном Джандосовым в позитивном ключе. Побывав в конце сентября на ежегодном собрании МВФ и Всемирного банка и встретившись с руководством этих организаций, он пришел к выводу, что единственная "тучка", омрачающая наши безоблачные отношения с Западом, - это прогнозы сбора налогов на будущий год. Если Казахстану удастся убедить Камдессю и Вульфенсона в реальности доходной части бюджета-2004, можно считать, что их кредиты у нас в кармане. Наиболее убедительно, как считает г-н Джандосов, на кредиторов повлияли бы:
а) рост собираемости налогов в текущем году; б) автоматизация работы налоговых и таможенных органов в 2004-м. Ради обеспечения второго аргумента правительству пришлось заложить в проект будущего бюджета дополнительные государственные расходы порядка нескольких миллиардов тенге.7
Между
тем, Международная финансовая корпорация
/IFC/ - организация группы Всемирного банка,
специализирующаяся на содействии развитию
частного бизнеса, - открывала двум крупнейшим
казахским коммерческим банкам кредитные
линии на общую сумму до 17,5 млн долл. Согласно
полученному сообщению IFC, банк ТуранАлем
получил до 15 млн долл, а Казкоммерцбанк
- до 2,5 млн долл. "Значительная часть"
средств должна быть использована для
кредитования мелкого и среднего предпринимательства
по проектам, которые "соответствуют
экологическим стандартам группы Всемирного
банка", говорится в сообщении. Замдиректора
IFC по Центральной Азии Хосров Замани заявил,
что открытие новых кредитных линий - это
свидетельство доверия корпорации к обоим
банкам и уверенности в успешной работе
ТуранАлема после приватизации. Наличие
в Казахстане сильного финансового сектора
жизненно важно для роста частного предпринимательства
в стране, добавил международный чиновник.
В заключение можно сделать следующие выводы:
• происходит процесс углубления экономической и политической взаимосвязи государств: преобразование кредитных отношений между государствами, переплетение национальных рынков ссудных капиталов, развитие международного рынка валютно-кредитных и финансовых ресурсов, постоянные перемещения ссудного капитала через национальные границы;
• понятие
мирового экономического порядка включает
в себя международную валютную систему,
регулирование
• Позитивными аспектами воздействия внешних кредитов в Казахстане являются: -возможность инвестирования назревших первоочередных общегосударственных потребностей, не имеющих других источников финансирования; - покрытие на здоровой основе (без очередной эмиссии) бюджетного дефицита; - поддержание эластичности денежного обращения; - углубление интеграции республики в мировое сообщество;
Информация о работе Роль и ведение переговоров в процессе принятия решения