Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 02:44, лекция

Описание

Внутрифирменное планирование - это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих (см. приложение 2):
- стратегию и тактику деятельности фирмы;
- прогноз развития внешнего окружения;
- цели функционирования;
- другие системообразующие факторы.

Работа состоит из  1 файл

организация.docx

— 17.17 Кб (Скачать документ)

1.1. Роль и значение внутрифирменного  планирования в управлении предприятием

 

В рыночной экономике, ориентирующей  каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих  товарах и получение наибольшего  дохода, огромное значение приобретает  внутрифирменное планирование. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

По мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается в:

– научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;

– выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;

– выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства;

- распределения и потребления,  которые при полном использовании  ограниченных производственных  ресурсов могут привести к  достижению прогнозируемых в  будущем качественных и количественных  результатов. [4, С.123]

 Систематическая подготовка  принятия решений о целях, средствах  и действиях путем сравнительной  оценки альтернатив в ожидаемых  условиях составляет сущность планирования бизнеса (см.приложение1).

 

Внутрифирменное планирование - это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих (см. приложение 2):

- стратегию и тактику  деятельности фирмы;

- прогноз развития внешнего  окружения; 

- цели функционирования;

- другие системообразующие факторы. [2, С.16.]

Если долгосрочное планирование  призвано  определить  общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач,  то  разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы  на  фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие  планы  дополняют, развивают и корректируют перспективные направления  развития с учетом конкретной  обстановки.

Процесс планирования направлен  на оптимальное соотношение между  производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения предприятиями.

План включает в себя модель будущего, цели деятельности с указанием  их приоритетности, систему средств, действий и мер, направленных на достижение поставленных целей и задач, а также требуемые для выполнения плана трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы.

Планирование - это не только процесс составления, но и последующего контроля за ходом реализации плана. Планирование включает обработку информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.

Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени.

Практическое значение системы  внутрифирменного планирования состоит в том, что с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции.

В процессе планирования, принимаются  решения:

- о миссии и целях  организации;

- о состоянии внешней  среды и ее влиянии на будущее  организации;

- о стратегии и тактике  достижения поставленных целей;

- о бюджете организации;

- о выборе инвестиционных  проектов;

-о целевых рыночных  сегментах и позиционировании  товаров или услуг на целевых рынках;

- о стратегии ценообразования;

- о каналах сбыта и  распределения продукции;

- о разработке новых  видов товаров и услуг;

- о способах проведения  рекламных кампаний.

Планирование как вид  управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

- всегда представляет  собой предварительное принятие  решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;

- должно быть гибким  и способным адаптироваться к  постоянным изменениям самого  объекта управления, изменением  внешней среды, т.е. процесс  планирования – процесс итерационный;

- направлено на достижение  желаемого состояния объекта  хозяйствования, предполагает предотвращение ошибочных действий и сокращение неиспользованных возможностей;

- роль заключается не  в предсказании будущего состояния  объекта и не в пассивном  приспособлении к изменениям, а  в активном преобразовании объекта  планирования. [8, C.34]

Основными инструментами  процесса внутрифирменного планирования могут считаться отдельные планы, предоставляемые каждым структурным  подразделением или отделом современного промышленного предприятия, но в итоге составляющие единый план развития всего предприятия.

Такими инструментами  могут считаться:

− план сбыта – устанавливается  на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных  видов рынков и сегментов;

− план производства – рассчитывается по исходным данным плана сбыта;

− план создания производственных мощностей;

− план инвестиционной деятельности;

− план по персоналу;

− план материально-технического снабжения;

− план материальных запасов;

− финансовый план;

− план ликвидностей;

− план по рекламе;

− плановый баланс – представляет собой данные сравнения экономико-финансового  состояния предприятия с его  обязательствами;

− план результатов –  содержит расчетные данные, отражающие различные виды предполагаемых результатов: экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических;

− план по экологии.

Процесс планирования в целом  состоит из ряда этапов, следующих  друг за другом. [7, С.647-650]

На первом этапе фирма проводит исследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для нее, проводит сбор и обработку информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

На втором этапе устанавливаются желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссия, комплекс целей). Иногда этот этап предшествует анализу среды.

На третьем этапе проводится стратегический анализ, в процессе которого сравниваются цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяется допустимый разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

На четвертом этапе производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

В процессе реализации пятого этапа подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап представляет собой среднесрочное планирование, в процессе которого готовятся среднесрочные планы и программы.

На основе стратегического  плана и результатов среднесрочного планирования на седьмом этапе фирма разрабатывает годичные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.

Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть  по  возможности все внутренние и внешние  факторы,  обеспечивающие  благоприятные условия для нормального функционирования и развития  предприятий, входящих в фирму.

Оно предусматривает разработку комплекса  мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой.

 


Информация о работе Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием