Роль экономических законов и научных подходов в разработке управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:34, реферат

Описание

Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Решение принимается всегда в какой-либо среде. Качество любого управленческого решения зависит от множества факторов, которые определяют внешнюю среду, в которой принимается решение. Процесс принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу.

Содержание

Введение
1. Роль экономических законов в повышении эффективности решений
2. Применение к разработке решений научных подходов
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Решение1.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине «РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

 

 

на тему: «РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ В РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА ГРУППЫ ЗТД-339

СИТНИКОВА Т.В.

ПРОВЕРИЛА:

К.Э.Н. ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ

ПОЛКОВНИКОВА С.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012


Содержание

 

Введение……………………………………………………………3

1.        Роль экономических законов в повышении

эффективности решений…………………………………………..4

2.       Применение к разработке решений

научных подходов ………………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………16

Библиографический список……………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность работы объясняется тем, что существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных управленческих решений на различных уровнях управления. Управленческие решения при этом направлены на достижение наиболее оптимального, эффективного результата деятельности организационно-производственной системы. Практическая значимость работы продиктована потребностью знания руководителями всех уровней основ разработки и принятия управленческих решений для своевременного и грамотного координирования процессов управления в организации. Цель работы выявить ключевые факторы, оказывающие влияние на разработку и реализацию управленческих решений. Принятие решений составная часть любой управленческой функции.

Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Решение принимается всегда в какой-либо среде. Качество любого управленческого решения зависит от множества факторов, которые определяют внешнюю среду, в которой принимается решение. Процесс принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу.

Для принятия эффективного решения менеджер, как лицо принимающее решение должен обладать знаниями в области технологий принятия решений, быть вооруженным системным и ситуационным подходом, владеть моделями и методами принятия решений.

 

 

 

   1.     Роль экономических законов в повышении эффективности решений

 

Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это продукт управленческого труда, который ,в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия.

         Управленческие решения – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителя любого уровня.

Технология менеджмента рассматривает принятие управленческих решений как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

         Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов, достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности проблемы за счет ее решения, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным. [2] 

        Экономические законы - это установленные на основе опыта, практической деятельности, выявленные путем научных исследований устойчивые, существенные связи, взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями, характеризующими их величинами и показателями. Экономические законы в отличие от физических, не обладают всеобщностью, не являются законами природы. Все дело в том, что природа человека как разумного существа проявляется в его экономическом поведении, обусловленном не только объективными законами, но и субъективной волей людей. Поэтому экономические законы, выявляющие только самые общие, типичные свойства и признаки процессов производства, распределения, обмена и потребления, следует считать скорее закономерностями, чем законами. Они не носят абсолютного характера, отдельные люди и группы людей могут в своем экономическом поведении отклоняться от линии, диктуемой экономическими законами. К тому же совокупность экономических законов не установлена однозначным образом экономической наукой. Широко известны такие экономические законы, как закон спроса, закон предложения, закон убывающей доходности, закон возрастающих предельных издержек, закон возвышения потребностей и ряд других[1].

 

Эффективность управленческих решений можно повысить за счет анализа механизма действия в конкретных ситуациях следующих экономических законов:

1) закона зависимости между ценой и предложением;

2) закона спроса и предложения;

3) закона возрастания дополнительных затрат;

4) закона убывающей доходности;

5) закона экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;

6) закона эффекта масштаба производства;

7) закона экономии времени;

8) закона конкуренции и антимонопольного законодательства.

 

     Закон зависимости между спросом и ценой.

Закон характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него  (при неизменном качестве). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены,  наоборот,  снижается,  т.е.  покупатель либо не имеет средств купить этот товар, либо он покупает товар-заменитель.

 

    Закон зависимости между предложением и ценой.

Закон характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке.

Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок  стимулирует увеличение объема предложения, продавцам  (изготовителям) выгодно увеличивать объем продаж. И наоборот, если цена на данный товар  на рынке  (под действием рыночных механизмов,  а не продавца) будет  снижаться, то продавцам становится не выгодно предлагать данный товар  на данном рынке, и его предложение  будет сокращаться.

 

     Закон зависимости между предложением и спросом.

 

   Кривая предложения показывает, какое количество товара, и по какой  цене производители могут продавать   на рынке. Чем выше цена, тем большее число организаций имеет  возможность производить и продавать  товар.  Кривая предложения показывает, какое количество продукции потребители   готовы приобретать по каждой цене. Потребитель обычно предпочитает покупать больше, если цена ниже. При равновесных цене и количестве товара кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения.

     Закон возрастания дополнительных затрат.

 

Закон характеризует структуру богатства  страны,  соотношение между накоплением  и потреблением. 

    Закон убывающей доходности.

Исследование уровня эффективности инвестиций показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат,  чем на получение предыдущей единицы  эффективности.

    Закон эффекта масштаба производства. С увеличением программы выпуска продукции или выполнения какой-либо работы условно-постоянные  (или косвенные) расходы на единицу  продукции уменьшаются.

 

   Закон экономии времени.

Закон рассматривается как экономия  прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительской стоимости

    Закон конкуренции.

Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены. Закон конкуренции    - объективный процесс «выталкивания» с рынка некачественной, дорогой  продукции.

      Конкуренция - состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей".

Игнорирование изучения факторов конкурентного преимущества фирмы, конкурентов, региона и страны в целом, других стран, конкурентоспособности товаров и услуг конкурентов и других проблем конкуренции приведет к снижению качества и эффективности управленческого решения, банкротству фирмы.

Несоблюдение  антимонопольного законодательства приведет к значительным штрафным санкциям со стороны Антимонопольного комитета.

 

     

 

 

 

2. Применение к разработке решений научных подходов

 

        Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы. Это можно объяснить «узостью» понятия «менеджмент», отсутствием в нём цели управляющей подсистемы (коллективы, индивидуумы) – обеспечение конкурентоспособности объекта на конкретном рынке. Если руководствоваться «широким» понятием «менеджмента», то автоматически добавляются комплексный, функциональный, динамический, интеграционный подходы, которые применяются в настоящее время при управлении качеством и экономичностью продукции.

     Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов:

*Системного;

*Комплексного;

*Интеграционного;

*Маркетингового;

*Функционального;

*Динамического;

*Воспроизводственного;

*Процессного;

*Нормативного;

*Количественного (математического);

*Административного;

*Поведенческого;

*Ситуационного.

      Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов  менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют, а дополняют друг друга, что подтверждает сравнение их содержания.

      Системный подход.  При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход».

 

       Комплексный подход.  При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы откладывают «на потом», из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и  психологические аспекты.

      Интеграционный подход.  Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

а) между отдельными подсистемами и элементами системы  менеджмента;

б) между стадиями жизненного цикла объекта управления;

в) между уровнями управления по вертикали;

г) между субъектами управления по горизонтали.

      Маркетинговый подход.  Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы  при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга:

1) повышение  качества объекта в соответствии  с нуждами потребителей,

2) экономия ресурсов  у потребителей за счет повышения  качества,

3) экономия ресурсов  в производстве за счет фактора  масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.

Информация о работе Роль экономических законов и научных подходов в разработке управленческих решений