Роль менеджера в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:34, контрольная работа

Описание

Руководитель является персонифицированным воплощением организации, и к ее целям и проблемам он должен относиться как к своим собственным.
Современная научно-техническая революция коренным образом изменила условия и характер производственных, хозяйственных и социальных процессов. Они стали настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем.

Содержание

Введение
1. Роль менеджера в организации
2. Основные требования, предъявляемые к менеджеру
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

3). Организаторские способности.

Одно из основных качеств  руководителя - умение организовать совместную работу людей. Однако совмещать решения организационно-технических задач с людьми не так просто. Многим руководителям бывает легче сделать что-либо самому, чем добиться исполнения этого от других. Это самый легкий, но самый бесперспективный путь, поскольку самому всего не сделать, и со временем руководитель обнаруживает, что его подчиненные отвыкли от самостоятельности, не могут или уже не хотят самостоятельно принимать решения. А между тем в настоящее время одна из центральных задач, которую приходится решать руководителям в своих коллективах, - это создать условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации.

В ряде исследований показано, что организаторские способности  включают в себя следующие психологические  свойства личности:

- способность отражать  с достаточной полнотой психологию  управляемой группы в ходе  решения совместных задач;

- практическая направленность  ума - овладение знаниями и  умениями в области практической  психологии, готовность применять  их в процессе решения организаторских задач;

- психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях  с людьми;

- наличие энергичности - способность заряжать своей  энергией организуемых людей;

- требовательность - способность  предъявлять к людям адекватные  требования в зависимости от особенностей ситуации;

- критичность - способность  обнаружить и выразить значимые  для данной деятельности отклонения  от условий, диктуемых поставленной  задачей;

- склонность к организаторской  деятельности - потребность в ней.

4). Высокие моральные качества: справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность. Не только в плане своей деловой компетенции, но и в своих моральных качествах руководитель должен быть образцом для подчиненных. Ошибочно было бы ограничивать общение с подчиненными только служебными вопросами. Надо интересоваться их личными проблемами, семьей, бытовыми условиями, здоровьем, мнением сотрудников по различным вопросам, внимательно выслушивать их, даже если их мнение кажется ошибочным.

Характер руководителя проявляется в стиле руководства, ибо он служит также эталоном поведения  для подчиненных. Поэтому так  важно учитывать свойства характера  при назначении человека на руководящую  должность. Работник производственных коллективов считают, что трудно и неприятно работать с руководителем, если он не уравновешен, груб, несправедлив. Это значительно снижает производительность труда.

5). Эмоционально-волевые  черты характера: целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой. Волевые качества человека издавна считались основными его умениями управлять. Сократ, например, считал, что главное достоинство руководителя – уметь повелевать людьми, а главными врагами руководителя являются чревоугодие, лень, страсть к вину, слабость к женщинам. К волевым качествам можно отнести самокритичность, необходимую для осознания своих слабостей, и самоконтроль, необходимый для их подавления. Важную роль в структуре этих качеств занимает чувство ответственности, которое руководитель должен постоянно испытывать, за моральное и физическое состояние своих подчиненных, за результаты деятельности руководимого им коллектива.

6). Интеллектуальные способности: наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания.

Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять  свои знания и уметь творчески, оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных ситуациях, характерных для его не стандартной деятельности.

Существует мнение, что  люди, обладающие высоким творческим интеллектом предпочитают работать в уединении. Люди средних способностей более склонны к работе в коллективе, к руководству людьми. В сложных современных условиях у человека, претендующего на руководство, должно быть высоко и гармонично развиты характерологические и интеллектуальные свойства.

7). Умение поддерживать  свой авторитет.

Авторитет основан на:

- занимаемом руководителем  официальном статусе (должность  и власть);

- признании его превосходства  и права принимать ответственные  решения в условиях совместной  деятельности.

Настоящим авторитетом пользуется руководитель - лидер, так как в его поведении присутствуют оба свойства.

8). Имидж руководителя - важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные  требования к внешнему облику  руководителя, который не только  общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций. Поэтому внешность руководителя, культура речи, манеры - все это элементы его имиджа.

В современных условиях существуют имиджмейкеры, которые создают облик руководителя, формируя этот облик в соответствии с ожиданиями публики.

9). Крепкое здоровье. Деятельность  современного руководителя характеризуется  чрезвычайно высоким нервным  и физическим напряжением. Причинами  профессиональных заболеваний руководителей становятся повышенная нервная возбудимость, нарушение сна, сердечнососудистые расстройства. Поэтому считается, что, каким бы сильным ни был человек, его здоровья на управляющей должности хватит не более чем на 8 лет. Но многие руководители относятся к своему здоровью пренебрежительно, стремясь показать коллективу, пример служебного рвения, не учитывая, что их здоровье является фактором, который в значительной мере определяет эффективность деятельности руководимых ими коллективов. Кроме того, что руководитель должен вести здоровый образ жизни, он должен проходить систематические медицинские обследования. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя - это не только его личное достояние, но и общественная ценность для коллектива, организации и государства.

Важной проблемой является отбор и аттестация руководящих  кадров. Задачи изучения свойств личности руководителей, их психологической  пригодности к выполнению сложных  функций управления людьми приобретают  особую значимость в современных условиях выделения социальной теории управления (менеджмента) как особой прикладной области психологии. Наиболее обоснованные пути оценки личности руководителя состоят в использовании комплекса методов, среди которых следует выделить:

- наблюдение и анализ конкретной деятельности руководителя;

- опрос - анкетирование  для выявления самооценки менеджера  и его оценки группой;

- естественный эксперимент  (деловые, ролевые игры);

- экспертные оценки  специалистов по управлению;

- психологическое тестирование с использованием интеллектуальных личностных и профессиональных тестов;

- социометрия с целью  установления престижа в группе  и психологической совместимости;

- биографический метод  (изучение документации, анализ личности).

Известно, что личность есть сложная система разнообразных свойств, поэтому применение одного метода, даже такого, как тестирование, не может дать правильного прогноза относительно пригодности человека к выполнению руководящих функций.

В свете последних  лет требования, предъявляемые к личности менеджера, значительно повысились. Мировая практика подготовки и переподготовки менеджеров включает активные методы обучения.

В процессе решения экспериментальных  задач члены группы устанавливают  определенные взаимоотношения, благодаря  чему определяется ролевая дифференциация людей:

- лидеры, способные руководить, организовать и направлять действия  всей группы, показать личный  пример;

- коллективисты, заботящиеся  об успехе всей группы;

- индивидуалисты, предпочитающие  работать изолированно;

- лица, способные быть только ведомыми.

Использование таких  активных методов способствует ускорению  адаптации руководителей к изменяющимся условиям труда или работы на новом  месте, позволяет более обоснованно  устанавливать организаторский  потенциал претендентов на определенную руководящую роль оказывает помощь руководителям в организации своей деятельности и самовоспитания. А вот конкретно, что должен и чего не должен делать опытный менеджер:

1. Руководитель – это  управляющий, а не погонщик, поэтому  он должен:

- вести коллектив,  а не погонять;

- полагаться на кооперацию  и содействие сотрудников, а  не только на свою власть;

- держать сотрудников  в курсе дел, заинтересовывать  их в решении проблем, а не  решать все самому;

- говорить «мы», объединяя  себя с коллективом, а не говорить всегда «я»;

- подавая пример приходить  вовремя, а не требовать этого  только от других;

- исправлять свои ошибки, а не искать ответственных  за них.

2. Для руководителя  необходима вера в свое дело, смелость, целеустремленность, решительность и умение показать эти качества своим подчиненным.

3. Должен уметь ценить  время подчиненных.

4. Быть строгим и  требовательным, но не придирчивым.

5. Должен уметь принимать  критику и критиковать, а также  уметь поощрять и наказывать.

6. Быть приветливым  и тактичным, иметь чувство юмора.

7. Уметь вести дебаты  и переговоры.

Менеджер должен служить  своей организации в полную силу своих способностей, если он стремится добиться личного успеха на руководящей должности. Если есть желание хорошо служить своей организации, менеджер обязан считаться с сослуживцами. Требовательность к себе необходима с точки зрения отношения к делу и к правам других людей. Это как раз то, что требует инициативы, определения личной цели и решимости в ее достижении. Если другие стремятся к этой же цели, то менеджер должен проявить большее упорство и настойчивость в ее достижении.

 

 

Заключение.

Существует определенный набор человеческих качеств, которые  были перечислили выше, составляющий основу самого менеджера и его  имиджа. Эти качества не всегда зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

В заключение следует  остановиться на тех моментах, которые  определяют эффективность работы менеджера.

Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его личными характеристиками. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка самого себя перед своими подчинёнными.

Менеджер должен осознавать, что если он стремится к успеху, то не может работать в изоляции, когда контактирует с третьей  стороной в сфере бизнеса или  сталкивается с обществом в целом. В общем, он должен создать себе такой имидж, который бы его идеально влил в рабочую среду менеджера, без каких- либо разногласий и недопониманий.

Только уверенный и  спокойный руководитель сможет стать  примером для подчиненных.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.                 Баринов В.А. Справочник менеджера. – М.: АДС, 2000

2.                 Веснин. В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2004.

3.                 Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: Инфра-М, 2004.

4.                 Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность. – М.: Экзамен, 2004.

5.                 Экономика и организация рыночного хозяйства. / Под ред. Б.К. Злобина. – М.: Экономика, 2000.


Информация о работе Роль менеджера в организации