Все
организации имеют некоторые
общие характеристики, в т.ч. необходимость
управления. Поэтому не удивительно,
что управленческая работа также
имеет много общих характеристик.
Хотя организации, сферы и ответственность,
могут различаться, работы руководителей
разных уровней имеет много общего.
Касаясь содержания работы менеджера
можно найти одну общую черту управленческой
работы: роли руководителя. Роль, по определению
Минцберга •'це набор определенных правил
поведения, которые отвечают конкретному
учреждению или конкретной посади".
Именно так, как герои в представлении
имеют свои роли, которые вынуждают их
вести себя таким образом, так и менеджеры
обнимают определены должности как руководители
определенных организационных подразделов,
и именно это определяет их служебное
поведение. Личность может влиять на характер
выполнения роли, но не на ее содержание.
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей,
которые, по его мнению, принимают на себя
руководители в разные периоды. Он классифицирует
их в рамках трех больших категорий: межличные
роли, информационные и роли относительно
принятия решений. Роли не могут быть независимые
одна от другой, напротив, они взаимозависимые
и взаимодействуют для создания единственного
целого.
Все организации
имеют некоторые общие характеристики,
в т.ч. необходимость управления.
Поэтому не удивительно, что управленческая
работа также имеет много общих
характеристик. Хотя организации, сферы
и ответственность, могут различаться,
работы руководителей разных уровней
имеет много общего.
Касаясь содержания работы менеджера
можно найти одну общую черту управленческой
работы: роли руководителя. Роль, по определению
Минцберга •'це набор определенных правил
поведения, которые отвечают конкретному
учреждению или конкретной посади".
Именно так, как герои в представлении
имеют свои роли, которые вынуждают их
вести себя таким образом, так и менеджеры
обнимают определены должности как руководители
определенных организационных подразделов,
и именно это определяет их служебное
поведение. Личность может влиять на характер
выполнения роли, но не на ее содержание.
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей,
которые, по его мнению, принимают на себя
руководители в разные периоды. Он классифицирует
их в рамках трех больших категорий: межличные
роли, информационные и роли относительно
принятия решений. Роли не могут быть независимые
одна от другой, напротив, они взаимозависимые
и взаимодействуют для создания единственного
целого.
Межличные роли выплывают из полномочий
и статуса руководителя в организации
и охватывают сферу его взаимодействия
с людьми. Эти межличные роли могут сделать
руководителя пунктом сосредоточения
информации, которая дает ему возможность
и одновременно вынуждает его играть информационную
роль и действовать как центр обработки
информации. Беря на себя межличную информационную
роль, руководитель способен исполнять
роли, связанные с принятием решений: распределение
ресурсов, ведения переговоров, от имени
организации и другие. Все эти 10 ролей,
взятые вместе, определяют объем и содержание
работы менеджера, независимо от характера
конкретной организации.
Что это за роли?
Межличные роли — главный руководитель,
лидер, связывающее звено.
Информационные роли — тот, кто принимает
информацию, распространитель информации,
представитель.
Роли, связанные с принятием решений —предприниматель,
тот, кто распределяет ресурсы, ведет переговоры,
устраняет нарушение.
Вертикальное разделение труда в результате
образует ровные управления. Независимо
от того, сколько существует уровней управления,
руководителей, традиционно делят на три
категории: руководители (управляющие
низшего звена) или операционные управляющие,
руководители (управляющие) среднего звена
и руководители (управляющие) высшего
звена.
Руководители низшего звена, младшие начальники,
операционные руководители — это организационный
уровень, который находится непосредственно
над рабочими и другими работниками. Младшие
начальники, мастера, контролеры, в основном
осуществляют контроль за выполнением
производственных
заданий для непрерывного обеспечения
информацией о правильности выполнения
этих заданий. Они отвечают за непосредственное
использование выделенных им ресурсов,
таких как сырье и оборудование. Работа
руководителя низшего звена является
напряженной и наполненной разносторонними
действиями. Она характеризуется частыми
переривами, переходами от одного задания
к другому.
Руководители среднего звена. Работа младших
начальников координируется и контролируется
руководителями среднего звена. Характер
работы руководителя среднего звена очень
изменяется от организации к организации
и даже внутри одной организации. Они часто
возглавляют большие подразделы или отделы
в организации. Характер их работы в значительной
мере определяется содержанием работы
подраздела.
Руководители звена являются буфером
между руководителями высшей и более низкой
ланок. Они готовят информацию для решений,
которые принимают руководители высшего
звена.
Руководители высшего звена отвечают
за принятие важнейших решений для организации
в целом. Руководители высшего звена, которые
успешно действуют, в больших организациях
ценятся очень высоко и их труд хорошо
оплачивается. Работа руководителя высшего
звена не имеет четкого завершения, потому
она является очень напряженной и большой
по объему.
Основой высокой результативности многих
предпринимательских структур является
профессиональный характер управленческой
деятельности. Профессиональных руководителей
здесь называют менеджерами. Професор
й.С. Завадский дает такое определение
менеджера [с. 91]:
Менеджер - это руководитель (директор,
администратор, управляющий и тому подобное),
который имеет специальное управленческое
образование и отвечает за разработку
и принятие решений относительно организационных
вопросов менеджмента. В отличие от наблюдательных
и контрольных органов, менеджер всегда
наделяется исполнительной властью и
несет полную ответственность за возглавляемый
участок работы. Менеджер рассматривается
как профессиональный руководитель, как
представитель особенной профессии, а
не просто юрист, экономист или инженер,
который осуществляет управленческие
функции. Менеджер не только имеет специальную
управленческую подготовку, но, независимо
от страны, должен знать английский язык,
как это принято для некоторых видов морского
транспорта, авиалайнеров, и тому подобное.
Профессионализм менеджера заключается
в наличии знаний и навыков в сфере менеджмента,
маркетинга и организации производства,
способности, к работе С людьми в условиях
ее конкурентной среды.
С развитием рыночной экономики, кроме
срока "менеджер", начали широко использоваться
сроки "бізнесмен" и "підприємець",
между которыми есть существенные отличия.
Менеджер занимает какую-то постоянную
должность, и в его подчиненности находится
но другое количество ли исполнителей.
В отличие от менеджера, бизнесмен, как
правило, не занимает никакой постоянной
должности, у него нет подчиненных. Бизнесмен
— это в первую очередь деловой человек,
который занимается предпринимательской
деятельностью, направленной на получение
прибыли, берет на себя риск и несет при
этом ответственность собственным капиталом.
Бизнесмен — это тот, кто владеет капиталом,
который находится в обороте, приносит
прибыль. Им может быть деловой человек,
в подчиненности которого нет подчиненных,
она не занимает никакой постоянной должности
в организации, но является обладателем
ее акций и может быть членом ее правления.
Предприниматель — это человек, который
берет на себя риск, связанный с организацией
нового предприятия с разработкой новой
идеи, новой продукции или нового вида
услуг, которые предлагаются обществу.
Важно понимать, что слова "підприємець"
и "менеджер" не есть синонимы.
Поскольку все предприниматели активно
участвуют в формировании целей предприятия
или организации и руководят этой организацией
в начале ее деятельности, то всех их можно
считать менеджерами.
Но нет ничего странного в том, что выдающийся
предприниматель становится не очень
эффективным менеджером. Организации,
которые создают предприниматели, в конечном
итоге даже могут распадаться. И причиной
может быть плохое руководство, а не плохие
идеи.
Выделяют линейных и функциональных менеджеров.
К линейным менеджерам принадлежат руководители,
которые направляют, координируют и стимулируют
деятельность участников производственного
процесса (директор, начальники производств,
цехов, мастера).
К функциональным менеджерам принадлежат
специалисты, которые самостоятельно
руководят инженерно-техническими, планово-экономическими,
социальными и другими функциональными
службами (главные специалисты, начальники
отделов, бюро, руководители секторов,
групп, и тому подобное).
В деятельности функциональных и линейных
менеджеров любого уровня есть свои специфические
особенности. Функциональный руководитель
действует в условиях жесткой нормативно
регулируемой деятельности. Регуляторами
могут выступать должностные лица и технологические
нормативы деятельности, а также специальные
знания, необходимые для их реализации.
Линейный руководитель из-за отсутствия
нового стандартного перечня заданий
в своей деятельности использует свои
личные качества как основное средство.
Другими словами, функциональный менеджер
работает, как правило, в рамках технологического
типа деятельности, линейный — чаще действует
в нестандартных ситуациях. Целевая установка
в профессиональной деятельности также
разная: если линейный руководитель изменяет
организационные ситуации, то функциональный
закрепляет нормативные характеристики
любого типа деятельности, которые уже
есть.
Имеют свои особенности и карьера этих
двух типов менеджеров. Отмечено, Что движение
специалистов в пределах линейной структуры
производства (мастер -начальник участка
— начальник цеха - директор, председатель)
формирует более решительных и ответственных
руководителей, а в рамках функциональной
структуры (инженер — руководитель группы
— начальник отдела — главный специалист)
более осторожных руководителей, но таких,
которые знают дело, то есть высококвалифицированных
специалистов.
Менеджеры осуществляют функции планирования,
организации, интеграции, контроля и координации,
стимулирования деятельности подчиненных.
В результате осуществления оптимальной
координации всех специализированных
элементов производственного процесса
обеспечивается целостность системы,
результаты функционирования которой
могут превышать сумму вкладов составных
элементов (реализуется так называемая
синергия).
Менеджерам принадлежит решающая роль
в принятии управленческих решений, правильном
использовании имеющихся ресурсов, обеспечении
жизнедеятельности предприятия и достижении
поставленных целей.
Состав работ, которые выполняются менеджерами,
определятся многими обстоятельствами.
Это вид предпринимательской деятельности,
должность и ее уровень в иерархической
системе, квалификация управленческого
персонала, наличие заместителей и помощников,
финансовое состояние предприятия и его
конкурентоспособность, ниша, которую
занимает предприятие на рынках сбыта
основных видов продукции (услуг), стиль
работы менеджера но др.
Но при любых условиях менеджеры выполняют
широкий круг работ и их роль в управленческом
процессе характеризуется большим разнообразием
функций.
В странах с развитой экономикой профессиональных
менеджеров готовят сотни колледжей, университетов
и школ бизнеса. В США подготовка управленческих
кадров как самостоятельная отрасль образования
возникла еще в 1881 г., и в настоящее время
почти 80% президентов и вице-президентов
компаний закончили менеджерские факультеты
университетов или школы бизнеса.
В отличие от США, в практике европейских
и японской компании большего распространения
приобрело не приглашение менеджеров
со стороны (временами из других стран),
а подготовка их из числа работников собственных
фирм.
В настоящее время известными в мире стали
Гарвардская школа бизнеса при Гарвардском
университете, Слоунивска школа бизнеса
при Массачусетском технологическом институте
США. Виши школы бизнеса при Лондонском
и Манчестерском университетах Англии,
Центр высшей подготовки в Жун-ан-жозе
Франции, Кураториум из рационализации
немецкого хозяйства во ФРГ и тому подобное.
В нашей стране также созданы немало высших
учебных заведений, которые занимаются
подготовкой руководящих кадров для народного
хозяйства.
В подавляющем большинстве развитых стран
принята двухступенчатая система высшего
образования для хозяйственных руководителей.
Первая — учеба по вузовской программе
и вторая — подготовка в процессе практической
работы на производстве.
Ведущей формой подготовки управленцев
первая, когда будущие менеджеры заканчивают
2, 3 и 4-летние колледжи и получают звание
бакалавра делового администрирования
или другие степени.
В последние годы в связи с усилением требований
к руководителям большого внимания предоставляют
специальной вузовской подготовке специалистов
по двухгодичной программе с присвоением
выпускникам степени "магістр делового
администрування", "магістр из менеджменту". |