Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2012 в 12:54, курсовая работа
Эффективная экономика – прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – прежде всего управление человеческими ресурсами.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения управления персоналом
1.1 Понятия и цели управления персоналом……………………………..5
1.2 Субъекты, функции и методы управления персоналом……………...7
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления………………..13
Глава 2. Параметры эффективного руководства
2.1 Роль и функции руководителя………………………………………...19
2.2 Характеристики и личные качества руководителя…………………..21
2.3 Стратегия руководства коллективом……………………………….…27
2.4 Стили руководства……………………………………………………..32
Глава 3. Идеальное руководство-лидерство
3.1 Понятие и теории лидерства…………………………………………...37
3.2 Типология и формирование имиджа лидера……………………….…41
3.3 Стили управления лидерства…………………………………………..45
Глава 4. Власть и авторитет руководителя
4.1 Структура власти руководителя……………………………………….54
4.2 Ресурсы и виды власти………………………………………………....55
4.3 Авторитет руководителя – как элемент управления………………....58
Заключение.………………………………………………………………....61
Список использованной литературы……………………………………...62
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Филиал Российского государственного университета нефти и газа
имени И.М. Губкина в г. Оренбурге
специальность 130503, РГз-22-08
Специальность, код студента
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Тема: «РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
ВЫПОЛНИЛ (А):
Фамилия ___Леви_______________________
Имя__Владислав________
Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения управления персоналом
1.1 Понятия и цели управления персоналом……………………………..5
1.2 Субъекты, функции и методы управления персоналом……………...7
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления………………..13
Глава 2. Параметры эффективного руководства
2.1 Роль и функции руководителя………………………………………...
2.2 Характеристики и личные качества руководителя…………………..21
2.3 Стратегия руководства коллективом……………………………….…27
2.4 Стили руководства…………………………………………………
Глава 3. Идеальное руководство-лидерство
3.1 Понятие и теории лидерства…………………………………………...37
3.2 Типология и формирование имиджа лидера……………………….…41
3.3 Стили управления лидерства…………………………………………..45
Глава 4. Власть и авторитет руководителя
4.1 Структура власти руководителя……………………………………….54
4.2 Ресурсы и виды власти………………………………………………....55
4.3 Авторитет руководителя – как элемент управления………………....58
Заключение.…………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...62
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная экономика – прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – прежде всего управление человеческими ресурсами.
Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство. Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации.
В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом» давно уже стало не только важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, но и неотъемлемым компонентом высшего образования в целом.
Необходимость специальной подготовки в области управления персоналом вызвана тем, что современный руководитель может всесторонне проявить себя в работе, лишь активно взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой культурой коммуникаций, знаниями и навыками делового общения и влияния. Подсчитано, что на вопросы, связанные с управлением сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени. Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие перед организацией задачи, эффективное управление в принципе невозможно.
В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. На данный момент многих предприятиях руководители сводят воздействие работников лишь к двум методам: административным методам воздействия и экономическому стимулированию.
Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством, как на макро- , так и на микроуровне эффективных современных методов управления производительным трудом становиться один из главных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики.
Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
раскрыть общие элементы управления персоналом;
определить роль руководителя в управлении персоналом;
рассмотреть личность руководителя и стили управления;
Предметом исследования является руководитель организации в сфере управления человеческими ресурсами.
В процессе формирования концепции работы использовались труды Михайлиной Г.И., Матраевой Л.В., Михайлина Д.Л., Беляка А.В, Шапиро С.А., Одегова Ю.Г., Никоновой Т.В, Пугачева В.П., Кричевского Р.Л, Филоновича С.Р., Лилеевой З.А. и других авторов, изучавших данную тематику.
Структура КУРСОВОЙ работы представлена следующим образом. В первой главе рассмотрены общие положения управления персоналом. Вторая глава акцентируется непосредственно на личностных качествах руководителя, его роли и стилях в управлении персоналом. Третья и четвертая главы посвящены неотъемлемым элементам руководства персоналом.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Понятия и цели управления персоналом
Работа любой деловой организации невозможна без персонала. Персонал включает в себя всех работников организации, всех людей занятых на предприятии, исключая собственника в том случае, если он непосредственно не выполняет каких-либо производственных функции.
Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава предприятия, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления. Также управление персоналом можно определить как: комплекс деятельности субъектов управления по обеспечению организации оптимальным количеством сотрудников требуемой квалификации и качества (компетентности и мотивации), по руководству сотрудниками и их использованию в целях обеспечения экономической (деловой), а также социальной эффективности организации [1].
Таким образом, управление персоналом существует в 2 взаимосвязанных формах: как деятельность руководителей по повседневному управлению сотрудниками и как подчиненная этому специфическая управленческая функция, выполняемая службой персонала или отделом кадров.
Деятельность любой организации, в том числе и управление персоналом, подчинена достижению целей. В современной литературе выделяют 2 группы целей менеджмента персонала: организационные и личные.
Организационные цели традиционно стоят в центре управления персоналом, да и в управлении в целом. Их обычно связывают с обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом – деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.
Эффективность управления персоналом – это достижение организационных и индивидуальных целей при минимальных издержках. Применительно к рыночным предприятиям, организационные цели состоят в обеспечении их прибыльности и стабильности, а также адаптируемости к будущим изменениям ситуации при минимальных затратах на персонал, индивидуальные же цели заключаются главным образом в удовлетворенности сотрудников трудом, его компенсацией и пребыванием на предприятии.
Персонал неоднороден по своему составу: Его структура представлена в схеме 1:
Персонал обладает рядом характеристик: Он выступает как:
1. рабочая сила;
2. человек, обладающий свободой воли и принимающий решения;
3. мотивированный человек;
4. член групповых объединений и коалиций;
5. источник денежных и других расходов организации;
6. наемный работник, находящийся в трудовых взаимоотношениях с работодателем, которые оформлены трудовым договором или контрактом [2].
Управление персоналом занимает центральное место в управлении предприятием. Применительно к коммерческим организациям управлением ими подразделяется на следующие относительно самостоятельные виды деятельности:
управление персоналом;
управление производством;
управление рынками (сбытом продукции);
финансовое управление.
Любой вид управления возможен лишь посредством управления сотрудниками, людьми. Поэтому управление персоналом имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия.
1.2 Субъекты, объекты, функции и методы управления персоналом
Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется его субъектами – должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этого рода деятельностью.
Субъектами управления персоналом являются: руководители всех уровней, службы персонала (отделы кадров), трудовые коллективы и прежде всего их органы: советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов: действующие на предприятии отделы качества, профсоюзные и женские организации, объединения рационализаторов, ветеранов и т.п.
Функции управления персоналом представляют собой направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия.
Существует несколько методов определения функций управления персоналом, их значимости и удельного веса в управлении.
Более точный, но в тоже время и более дорогостоящий метод определения функций и задач в области управления персоналом – фиксация их перечня и затрачиваемого времени посредством наблюдения за работой менеджеров. Этот метод предполагает наличие специально подготовленных профессионалов-наблюдателей, изучение деятельности многих менеджеров и требует больших финансовых и временных затрат.
Выделяют следующие функции управления персоналом:
1. Планирование персонала (включая стратегическое планирование), определение потребности в количестве и качестве сотрудников, а также времени их использования.
2. Определение способов рекрутирования, привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти нужных работников, как привлечь их на данное предприятие, сколько человек взять извне и сколько изнутри?
3. Маркетинг персонала. Он направлен на обеспечение спроса на рабочие места на данном предприятии со стороны лучшим образом подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров.
4. Подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников. Важность этой функции определяется растущей стоимостью рабочей силы и повышения требований к работнику.
5. Адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие. Сегодня на передовых фирмах профессиональное развитие превратилось по существу в непрерывный процесс, сопровождающий человека в течении всей его трудовой жизни.
6. Планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника.
7. Мотивация персонала. Мотивация достигается, прежде всего через обеспечение совпадения организационных и личных целей.
8. Руководство персоналом. Данная функция призвана объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое. Руководство персоналом – чрезвычайно сложная и содержательная деятельность, в той или иной мере включающая многие из других функций.
9. Управление расходами на персонал. Это предполагает подсчет того, сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, социальные расходы и т.п., все пребывание работника в организации, а также соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника.
10. Организация рабочего места. Эта функция учитывает различные факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника: его квалификацию и индивидуальные качества, техничку и технологию, служебное помещение, всю рабочую ситуацию.
11. Обеспечение оптимального распорядка работы. Четкое выполнение это функции позволяет поддерживать оптимальный трудовой ритм организации, экономить значительные средства, повышать удовлетворенность пребыванием в организации.
12. Кадровое делопроизводство. Это техническая функция необходима для эффективного использования персонала.
13. Управление информацией о сотрудниках. Задача этой функции – получать в оптимальном объеме, распространять нужную и гасить ненужную и даже вредную информацию.
Информация о работе Роль руководителя в соверемнной организации