Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:11, реферат
1 Роли менеджера, в организации.
. Деятельность современного менеджера
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, который повседневно управляет функциями фирмы с целью сохранения её основных пропорций; это также человек, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека,
1 Роли менеджера, в организации.
. Деятельность
современного менеджера
Менеджер – это
человек, профессионально занимающийся
управленческой деятельностью, который
повседневно управляет
Руководство - это управление процессами:
1) согласованием различных видов деятельности группы;
2) видеть динамику
процесса внутри группы и
Сфера руководства включает три блока:
1) организационные
формы, распределение
2) работа с отдельными людьми и группами;
3) использование власти и принятие решений.
В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:
. организация
и планирование деятельности
коллектива и своей
· распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними;
· подготовка и чтение отчетов;
· проверка и оценка результатов работы;
· ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;
· решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;
· знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей;
· проведение собраний и представительство;
· заполнение форм отчетности;
· ведение переговоров;
· повышение квалификации.
Один из известнейших исследователей в области теории управления Пири Минцберг, изучая хар-р и содержание работы менеджеров, выделил одну общую черту управленческой работы – так называемые роли руководителей. В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, к-ые в зависимости от уровней управления рук-ли в разной степени принимают на себя. Они подразделяются на три большие категории:
1. Межличностные роли:
-Рук-ли; хар-р деят-ти: действия связанные с положением.
- Лидер; хар-р дея-ти: все управленческие действия с учетом подчиненных.
- Связующее звено; хар-р деят-ти: переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями, лицами.
2. Информационные роли:
- Приемники информации, осуществляет действия, связанные с получением информации
-Распространитель информации; рассылка почты по организациям с целью получения информации, проведение обзоров, бесед.
-Представитель информации; участие в заседаниях, почтовые отправители, устные выступления.
3. Роли по принятию решений:
- Предприниматель; участие в совещаниях с обсуждением стратегии совершенствования деятельности.
- Устраняющий нарушения; обсуждение стратегических и текущих вопросов.
-Распределитель ресурсов; составление графиков, составление и выполнение бюджетов, прогнозирование работы подчиненных.
- Ведущий переговоры; ведение переговоров.
Все три категории
взаимосвязаны и
Классификация ролей менеджера дает представление о работе руководителя.
Классификация менеджеров:
По месту в системе управления:
менеджеры низового звена. Составляют наиболее многочисленную группу руководителей в организации (мастера, бригадиры, инспекторы);
менеджеры среднего звена (начальники цехов, зав. отделами, директора филиалов). Они контролируют менеджеров низового звена;
менеджеры высшего звена. Это малочисленная категория (директора, их заместители).
По методу системы управления:
системный менеджер – является членом организации и изучает любую организацию как открытую систему, включающую подсистемы;
ситуационный менеджер – умеет анализировать ситуацию и принимать соответствующие решения. Он считает, что для различных процессов и ситуаций существуют свои стратегии и способы их решения;
процессный менеджер – выполняет свои менеджерские функции на основе универсальных принципов менеджмента. Менеджмент рассматривается им как процесс, состоящий из нескольких функций;
инновационный менеджер – человек, способный решать необычную экономическую, техническую или другие проблемы;
глобальный менеджер
– имеет международный опыт управления.
Основная его деятельность направлена
на внешнеэкономические связи. Такой
менеджер функционирует на международном
рынке.
По сфере деятельности в системе управления:
линейный менеджер – это член организации, который действует на основе принципа единоначалия и отвечает за развитие организации в целом или ее подразделений (директора предприятий, начальники цехов);
функциональный менеджер – отвечает за определенную сферу в системе управления и возглавляет функциональные подразделения объекта (менеджер по персоналу).
Стиль руководства
– манера поведения руководства
по отношению к подчиненным, позволяющая
повлиять на них и побудить их к
достижению цели организации. В практике
сложилось три стиля
Авторитарный. Характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя (военная власть). Такой руководитель не дает подчиненным свободы в принятии решений и может оказывать на них психологическое давление.
Демократический. Характеризуется разделением власти и участием работников в управлении. Ответственность распределяется между работниками. Руководитель избегает навязывания свей воли. Подчиненные пользуются свободой в выполнении заданий.
Либеральный. Характеризуется
минимальным участием руководителя,
т.е. группа имеет полную свободу
принимать решения. Т.к. подчиненные
имеют полную свободу, этот стиль
применим в организациях, где много
высоко квалифицированных работников.
Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обусловливают особые требования, предъявляемые к менеджерам. В зарубежной и отечественной литературе по проблемам управления приводятся самые различные наборы качеств, необходимых управляющим. По мнению классика научного менеджмента Ф.У. Тейлора, мастер обязан обладать такими качествами, как «ум, образование, специальные и технические познания, физическая сила и ловкость, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье».
2. Цели и задачи менеджмента. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности производства путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска.
В задачу менеджмента входит:
1. обеспечение
автоматизации производства и
переход к использованию
2. стимулирование
работы сотрудников фирмы
3. постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
4. постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам,
решаемым в менеджменте,
- выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
-разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
- выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
-установление контроля за выполнением поставленных задач.
Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.