Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:27, курсовая работа
Международные организации весьма многочисленны. Редкая из них не воздействует на экономическую и общественную жизнь. Некоторые организации располагают собственными полномочиями или значительными средствами и вследствие этого имеют возможность оказывать влияние как на международное, так и национальное экономическое и финансовое развитие. Другие представляют собой в первую очередь форумы, где правительства могут выражать спою точку зрения, где вырабатываются единство подхода и соответствующие рекомендации по проведению политики в отдельных странах.
Введение 3
1. Теоретические и методические основы сущности международных экономических организаций 5
1.1 Понятие и сущность международных экономических организаций 5
1.2 Классификация международных экономических организаций 8
2. Характеристика международных экономических организаций и их функций 11
2.1 Универсальные международные экономические организации 11
2.2 Специализированные организации 21
2.3 Международные финансовые организации 25
3. Перспективы развития международных экономических организаций и их связей с Россией 32
3.1 Взаимоотношения с Россией 32
3.2 Общемировые перспективы развития международных экономических организаций 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40
В группу Всемирного банка входят:
1. Международный банк
2. Международная ассоциация
развития (МАР), основанная в 1960 г.
с целью предоставления
3. Международная финансовая
корпорация (МФК), созданная в 1856
г для содействия
4. Многостороннее агентство
по инвестиционным гарантиям
(МАИГ), основанное в 1988 г. с
целью поощрения иностранных
инвестиций в развивающиеся
5. Международный центр
по урегулированию
На долю группы ВБ приходится
не менее половины общего годового
объема средств, выделяемых всеми межгосударственными
организациями развивающимся
Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность в 1946 г., после ратификации договоров, разработанных на Бреттон-вудской конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (1944г.).
МВФ входит в систему Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. В настоящее время членами МВФ являются около 186 стран, включая все бывшие союзные республики.
Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
Каждая страна-член имеет
250 голосов + 1 голос за каждую часть
квоты, равную 100 тыс. СДР (СДР - специальные
права заимствования
Целями МВФ является:
поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;
содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики;
поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансфер валюты;
предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.
Основные направления деятельности МВФ включают также регулирование платежных балансов стран-членов и внешней задолженности. Усиливается взаимодействие с МБРР, ОЭСР, Парижским и Лондонским клубами и т.д.
В области регулирования
платежных балансов и внешней
задолженности МВФ
В сфере долгового регулирования МВФ активно взаимодействует с Всемирным банком.
Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих, состоящий их представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем). За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и т. п.) он может делегировать исполнение своих задач Исполнительному Совету. Управляющие встречаются раз в год на ежегодных сессиях.
Основными источниками финансирования МВФ являются взносы (квоты) государств-членов и займы МВФ у своих членов.
Как правило, МВФ предоставляет
средства своим членам равными кредитными
траншами, каждый из которых соответствует
25 процентам квоты государства-
В рамках программы расширенного
финансирования членам МВФ может
предоставляться среднесрочный
кредит (обычно на 3 года) для устранения
внутри- и внешнеэкономических
Рисунок 3 - Непогашенные обычные кредиты в 2000-2009 гг., млрд. СДР
Институт МВФ, созданный в 1964 г. (Вашингтон, США), организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов МВФ.
Европейский Банк Реконструкции
и Развития (ЕБРР) был создан в 1991.
ЕБРР насчитывает 60 членов (58 государств,
Европейское Экономическое
Уставный капитал Банка составляет 20 миллиардов евро.
Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне.
Руководство деятельность ЕБРР осуществляется Советом Управляющих, в котором представлены все учредители Банка. Совет Управляющих делегирует полномочия к Совету Директоров, насчитывающему 23 члена, избираемому Управляющими на 3 года. Совет Директоров отвечает за руководство основными операциями Банка, включая принятие решений относительно проектов и одобрения бюджета. Президент избирается Советом Управляющих на 4-летний период.
Диапазон деятельности ЕБРР весьма широк. Он может участвовать в акционерном капитале, участвовать в кредитовании, выдавать гарантии по проектам, привлекать сторонних инвесторов и т. д. До 60% инвестиций ЕБРР осуществляет непосредственно в негосударственный сектор.
Основной задачей Банка является финансирование проектов, способствующих развитию экономики.
Всего за 1991--2008 банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд. евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд. евро.
При осуществлении своих проектов ЕБРР координирует свою работу с МФК и Всемирным банком.
3. Перспективы развития
международных экономических
3.1 Взаимоотношения с Россией
Членами Всемирной торговой
организации являются уже 148 стран
мира, и в ближайшие годы их число
будет увеличиваться. Это означает,
что практически всякое государство,
претендующее на создание современной,
эффективной экономики и
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более благоприятного
климата для иностранных
- расширение возможностей
для российских инвесторов в
странах-членах ВТО, в
- создание условий для
повышения качества и
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа России
в мире как полноправного
Задача ведущихся переговоров о присоединении - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
На сегодняшний момент
российскими учеными и
Общие выводы независимых
экспертов показывают, что системных
проблем присоединение к ВТО
не вызовет ни в одном из секторов
российской экономики. В краткосрочной
перспективе могут возникнуть проблемы
у отдельных предприятий, неконкурентоспособных
уже сейчас. Однако влияние этого
фактора на темпы роста экономики
в целом и ее отдельных отраслей
ожидается незначительным, часто
не превышая значения статистической
погрешности. Другие факторы, такие, как
изменения валютных курсов, состояние
мировой экономической
Не менее чем вступление в ВТО, для России важны отношения с ОПЕК.
Таблица 6 - Сравнительные
данные о добыче нефти в
Российской Федерации и
Январь 2010 г.
2009 г.
декабрь
ноябрь
Россия
9985
9968
9681
Страны ОПЕК - всего
29159
29084
28997
из них:
Ирак
2473
2489
2431
Саудовская Аравия
8159
8111
8129
Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из этого следует, что экономика стран-участников картеля напрямую зависит от мировых цен на углеводородное сырье.
Ясно, что в общих интересах и России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в заранее оговоренных пределах.
С одной стороны, цены на нефть
должны покрывать производственные
затраты и основные риски производителей.
С другой стороны, цены не должны оказывать
отрицательного влияния на развитие
мировой экономики и, в частности,
должны позволять осуществление
инвестиций в развитие нефтяной промышленности.
Решить эти проблемы можно только
объединенными усилиями стран-членов
ОПЕК и независимых производителей.
Взвешенная и кропотливая работа
в этом направлении позволит добиться
долгосрочного решения
В конце марта Всемирный
банк улучшил ожидания роста российской
экономики. Согласно данным последнего
доклада международной
«В России ожидается уверенное восстановление экономики, при этом рост занятости, скорее всего, будет незначительным», -- отмечалось в докладе ВБ.
Основным фактором роста эксперты банка назвали рост потребления, в частности домашних хозяйств. Дополнительным источником роста, по их мнению, может стать пополнение запасов материальных оборотных средств на российских предприятиях в течение первой половины 2010 года.
В то же время ВБ считает
маловероятным значительное увеличение
инвестиций в основной капитал из-за
избытка производственных мощностей
и жестких условий
3.2 Общемировые перспективы
развития международных
В начале XXI веке геополитические, да и экономические позиции развивающихся стран заметно укрепились. Среди них отчетливо обозначились свои центры - Индия, Бразилия, Китай. Развивающиеся страны активно борются за то, чтобы их внешняя торговля и мировая торговля в целом в большей мере служили инструментами развития собственных экономик.
В полном объеме была поставлена задача борьбы с нищетой и экономической отсталостью. Одним из инструментов решения данной проблемы признана внешняя торговля и ее правовая база (включая нормы ВТО).
Все это привело к формированию нового формата соотношений мировой торговли. В 2003 году США впервые импортировали из развивающихся стран больше товаров, чем из развитых. Постоянно расширяется номенклатура экспорта развивающихся стран, в том числе и за счет наукоемкой продукции. В свою очередь, эти страны являются емкими рынками сбыта для развитых стран. Именно рост спроса со стороны развивающихся стран в значительной мере смягчил последствия экономического спада 2000-х годов и стал важным условием расширения международной торговли.