Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:18, реферат
Первая школа научного управления сложилась на рубеже XIX-XX веков примерно в 1885—1920 гг. Возникновение научного управления обычно связывают с работами Фредерика Тейлора (1856-1915 тт.), в частности, с выходом в свет в 1911 г. его книги «Принципы научного управления».
Министерство образования и науки РФ
Государственное
образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный
университет
Сервиса
и Экономики
Институт Туризма и Международных Экономических
отношений
Реферат на тему:
«Школа
научного управления»
Дисциплина: «История менеджмента»
Выполнила:
студентка 1 курса
заочного отделения
специальности 080507 у.
Кочерова
Анна Сергеевна
№ зачетной книжки:с.о.65.4
Проверил преподаватель:
Санкт-Петербург
2010
Первая школа научного управления сложилась на рубеже XIX-XX веков примерно в 1885—1920 гг. Возникновение научного управления обычно связывают с работами Фредерика Тейлора (1856-1915 тт.), в частности, с выходом в свет в 1911 г. его книги «Принципы научного управления».
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.
Школу научного управления связывают также с работами Френка и Лилии Гильбрет, Генри Ганта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда.
Значительный вклад в развитие научного управления внес Генри Форд системой интенсификации труда и более высокой организацией и управлением производством. На предприятиях Г. Форда впервые было введено конвейерное производство.
Первой
фазой методологии школы
Характерным для школы научного управления
было систематическое использование стимулирования
с целью заинтересовать работников в увеличении
производительности и объема производства.
При этом:
Ф. Тейлор,
инженер по образованию, создал первую
систему научного управления. Ее цель
— обеспечить максимальную прибыль владельцу
предприятия, заставляя рабочего трудиться
с предельным напряжением сил.
Система Тейлора может быть сведена к следующим положениям:
- нормализация приемов и условий работы;
- специализация функций в производстве, т.е. выполнение каждым работником только той работы, на которую он наиболее способен;
- отбор работников на основе научно определенных признаков, их обучение и тренировка;
- точные инструкции каждому работнику,
- специальная подготовка работника;
- отделение административной работы от исполнительской, введение института мастеров, осуществляющих руководство рабочими;
- учет и контроль всех видов работ;
- попытка
обеспечить сотрудничество
Тейлору принадлежит идея о том, что управление предприятием должно быть системой. Управление необходимо осуществлять с помощью разработанных и опробованных методов. Систему управления и организацию труда можно проектировать. Им разработана функциональная структура управления организацией, согласно которой контролировать ход работ и давать указания должен не один руководитель, а несколько – каждый по своей функции. Тейлор показал, что каждый менеджер должен осуществлять подбор, обучение и расстановку рабочих на те места, где они могут принести наибольшую пользу, устанавливать для них задания, распределять материальные ресурсы и обеспечивать рациональное расходование, мотивировать высокую производительность работников, своевременно контролировать их действия и поощрять достигнутые результаты.
Ложные посылки теории Тейлора состоят прежде всего в сведении всех стимулов к утилитарным потребностям людей, а также в провозглашении единства интересов хозяина и рабочего.
Современником
и в значительной мере единомышленником
Ф. Тейлора был Гарриштон Эмерсон (1853-1931
гг.). Лингвист по образованию, он в возрасте
25 лет возглавил отделение лингвистики
университета штата Небраска. Однако через
шесть лет Г. Эмерсон оставил научную карьеру
и стал заниматься банковскими и торговыми
операциями, затем выполнял экономические
и инженерные расчеты для железной дороги,
представлял интересы одного британского
синдиката в США, Мексике и Канаде, некоторое
время управлял компанией по производству
стекла. Навыки научной работы и незаурядные
аналитические способности помогли Г.Эмерсону
обобщить и творчески осмыслить богатый
практический опыт, что получило свое
отражение в основной его работе «Двенадцать
принципов производительности», которая
вышла в свет в 1912 году. Главное внимание
в этой работе уделено концепции «производительности»
(т. е. эффективности), под которой он понимал
оптимальное соотношение между совокупными
затратами и экономическими результатами.
Принципы «производительности» Эмерсона:
- отчетливая постановка идеалов и целей;
- здравый смысл в каждой работе;
- компетентная
консультация. Суть этого принципа
состоит, по его мнению, в умении
руководителя воспринимать
- дисциплина.
Этот принцип трактуется, прежде
всего, как безусловное
- справедливое
отношение к персоналу —
- быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Под учетом понимается, прежде всего, документирование;
- диспетчирование,
т.е. хорошо организованная
- нормы и расписания. Выдвигая в качестве основной задачи производительности постоянное повышение результата при неуклонном сокращении затрачиваемых усилий, Г. Эмерсон приходит к выводу, что для получения желаемого результата легче соблюдать определенный тип и ритм работы, чем выполнять работу медленно. Отсюда заключение необходимости нормирования работы и выполнения работы по расписанию;
- нормализация
условий. Суть его — в
- нормирование операций, которое предполагает деление всей работы на стандартные операции и их выполнение по определенному плану в четко обозначенное время и в заданной последовательности;
- написание стандартных инструкций;
- вознаграждение за производительность. Г. Эмерсон формулирует идеальные условия реализации этого принципа следующим образом:
- гарантированная почасовая оплата;
- минимум
производительности, недостижение
которого означает, что рабочий
не приспособлен к данной
- прогрессивная
шкала премий за
- норма
полной производительности, устанавливаемая
на основании подробных и
- на
каждую операцию —
- по каждой операции нормы продолжительности должны меняться в зависимости от станков, условий и личности исполнителя; таким образом, расписания должны индивидуализироваться; определение средней производительности каждого отдельного рабочего по всем выполняемым им операциям за долгий период;
- постоянный периодический пересмотр норм и расценок, приспособление их к меняющимся условиям;
- рабочий
должен иметь возможность
Описывая принцип вознаграждения, Г. Эмерсон замечает, что «вознаграждение за производительность не сводится к денежной премии. Денежная награда — это только одно из бесчисленных проявлений этого принципа».
Однако он не раскрывает сущность и пружины моральных мотиваций трудовой деятельности. Эти вопросы были изучены позже другими учеными.
Таким образом, двенадцать принципов производительности Г. Эмерсона включают: отчетливо поставленные идеалы и цели; здравый смысл во всякой работе; квалифицированный совет, дисциплину, справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный/ точный и постоянный учет; хорошо организованную диспетчерскую службу; четкий план работы; нормирование операций; нормализацию условий труда; написание стандартных инструкций; целесообразную систему оплаты труда.
Представители школы научного управления использовали научные методы (наблюдения, хронометраж, замеры и т.п.) для совершенствования ручного труда. Главной фазой методологии для них был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Они полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда с более эффективным их выполнением. Им принадлежат идеи определения продолжительности выполнения заданий по элементам операций на основе хронометражных данных и фотографии рабочего времени, методы организации и планирования, используемые в современной практике производства. Авторы школы научного управления в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности производства на уровне, ниже управленческого. Однако в целом их мало интересовали социальные отношения в производстве и управлении. Они рассматривали рабочего главным образом как придатка машины и стремились заставить его работать в режиме автомата.
Школа
научного управления выступала за отделение
управленческих функций и рассматривала
управление как особую специальность
и самостоятельную область
Список
литературы