Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:12, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Инновационный менеджмент ".

Работа состоит из  1 файл

Экзамен.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Новаторам приходится постоянно доказывать свою значимость, чтобы поддерживать веру в себя. По мере продвижения перед ними ставятся все более сложные задачи, а провал часто означает возвращение в общую массу обычных сотрудников, лишая их открывавшихся ранее перспектив. Молодой инновационный менеджер должен понимать – в случае проигрыша он потеряет все. Но его значение в организации крайне велико, что говорит о перспективности данной профессии.

Итак, каждого специалиста необходимо оценивать с разных сторон, выделяя четыре основных аспекта: профессиональная подготовка, психологические качества, общенаучный и общекультурный уровень. Рассмотрим требования к менеджеру-инноватору по этим четырем аспектам.

1. Профессиональная подготовка.

Прежде всего, в данную группу требований входят знания. Есть довольно большой перечень дисциплин, владение которыми, несомненно, повысят шансы менеджера стать инноватором. Все их можно поделить на группы, соответствующие элементам маркетинга:

1. Product (разработка товара и товарной политики) – технические науки, технология производства, юриспруденция и экономика предприятия.

2. Price (контроль эффективности ценообразования и ценовой политики) – макро- и микроэкономика, мировая экономика, высшая математика, статистика, финансы и кредит, налоговое право, бухгалтерский учет.

3. Place (эффективность в занимаемой доле рынка) – техника ведения переговоров, мерчендайзинга.

4. Promotion (эффективность системы продаж) – социология, психология, теория вероятности и статистика. Разумеется, знать все эти науки в совершенстве и досконально – очень сложно, но менеджер обязан знать их на достаточно высоком уровне и уметь быстро приобретать недостающие знания.

Можно выделить следующие основные профессиональные качества менеджера-инноватора:

1. Склонность к работе с информацией.

2. Развитые логические способности.

3. Способность к концентрации внимания.

4. Развитые лексические способности.

5. Развитые математические способности.

6. Склонность к работе в сфере общения.

7. Активность в исследовании инноваций.

8. Стремление к постоянному личностному росту.

9. Активная жизненная позиция – позиция, направленная на улучшение благосостояния населения.

Квалифицированный инновационный менеджер должен уметь:

1. Управлять большим количеством сотрудников.

2. Осуществлять бизнес-планирование, четко определяя сроки, ресурсы, средства и методы достижения цели.

3. Ставить задачи подчиненным, уметь мотивировать их на эффективную работу.

4. Организовывать деятельность подчиненных, наделяя ресурсами, определяя их функционал, компетентность и зоны ответственности.

5. Контролировать деятельность подчиненных, давать им конструктивную обратную связь.

6. Держать в голове большой объем информации из разных источников.

7. Пользоваться современной техникой и быть в курсе инноваций в различных областях.

8. Целенаправленно заниматься развитием подчиненных и саморазвитием.

Таким образом, к профессиональной подготовке менеджера-инноватора предъявляется большое количество требований. Именно поэтому он должен постоянно заниматься саморазвитием и совершенствовать свою управленческую деятельность.

2. Психологические качества.

Менеджеру-инноватору присущи такие социально-психологические качества как: экспрессивность и искренность в выражении эмоций и чувств, социабельность, находчивость и остроумие в общении, энтузиазм, оптимизм, социальная самоуверенность, дружелюбие.

Личности с высокими показателями инновационности должны быть свойственны следующие признаки высокого уровня самоактуализации и личностной зрелости:

1. Тенденция проявлять гибкость в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми.

2. Способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

3. Повышенная спонтанность.

4. Простота и естественность.

5. Высокая степень принятия себя.

6. Высокая способность к установлению гибких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми.

7. Способность к творчеству.

Также следует отметить, что для менеджера-инноватора особенно необходимы качества по достижению стрессоустойчивости, и способность аргументировано доказывать свою точку зрения другим людям, умение повести за собой.

3.       Общекультурный уровень.

Менеджер в современном мире должен обладать способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень, самостоятельно осваивать новые методы исследования. Важным является умение приобретать и использовать новые знания и умения, налаживать деловые и научные коммуникации. Важными качествами является самостоятельность мышления, креативность, умение самовыражаться, знание деловой этики, способность генерировать идеи и многое другое.

4.       Необходимо помнить, что менеджер должен пропагандировать среди своих подчиненных ведение здорового образа жизни и, конечно же, сам соблюдать правила поддержания себя в хорошей форме. К современному менеджеру предъявляются следующие требования: респектабельный внешний вид, приверженность к хорошей качественной одежде, аксессуарам, пище, автомобилям.

5.       Но важна не только и не столько «внешняя» оболочка, сколько внутреннее содержание, которое за деньги не купишь и в спортзале не приобретешь. Умение поддержать разговор на любую тему (от произведений Горького до политики Клинтона), широкий кругозор, знание истории, активная гражданская позиция – да, менеджер должен быть профессионалом в своем деле и любителем во всем остальном.

6.       Также менеджер должен обладать навыками грамотной и логически верной устной и письменной речи. Умение аргументировать особенно важно для инноваторов – ведь часто их «новинки» принимают в штыки и нужно очень постараться переубедить сотрудников, склонить их на свою сторону.

7.       Деятельность менеджера должна осуществляться в соответствии с нормами законодательства, поэтому их знание – неотъемлемая часть профессии, несмотря на то, что менеджер не юрист. То же самое можно сказать и о владении иностранным языком, столь необходимым в наше время. Схожая ситуация и со знанием компьютерных технологий: этого требует все возрастающая роль информации.

Общенаучный уровень.

Менеджер-инноватор должен иметь знания из разных областей науки. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Философия: знания этой науки дает способность к глубокому анализу, мышлению, рассмотрению явления с разных сторон.

2. Социология: с помощью этой науки менеджеру-инноватору будет легче определить потребности общества, в частности персонала организации, предвидеть реакцию на новшество.

3. Экономика: знания законов экономики помогут специалисту изобрести то, что поможет организации быть более конкурентоспособной на рынке.

4. Психология: знание людей, способность общаться, выявлять потребности, предвидеть мотивы сотрудников.

5. История: поможет не совершать ошибки, знать сущность изобретений.

6. Менеджмент: знания управления организацией и людьми, способы мотивирования людей на работу и на новые свершения.

7. Статистика: умение анализировать степень влияния того или иного новшества на эффективность деятельности организации.

8. Искусство: помогает оригинально мыслить и творчески подходить к делу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Инновационная деятельность как объект управления

В последние годы произошли значительные изменения в деятельности, поведении и философии корпорации. Ее задачей теперь становится Координация разнородных видов деятельности, имеющих выходы на различные товарные рынки. Сама корпорация становится средоточием связи многих рынков и заинтересованности влиятельных групп.

Это потребовало пересмотра подходов к принципам и функциям менеджмента. Например, в центре внимания менеджера находятся ключевые факторы успеха компании, формирование преимуществ в конкурентной борьбе, характеристика влияния внешних и внутренних факторов среды на стратегическое положение компании.[3, с. 127]

Стратегическое планирование и управление деятельностью компании становятся центральным направлением современного менеджмента. Деловые стратегии крупной корпорации, основанные на функциональных и операционных составляющих, оказываются недостаточными. Для многопрофильной диверсифицированной компании важной функцией менеджмента представляется теперь выстраивание стратегической пирамиды и разработка стратегий на четырех различных организационных уровнях:

Корпоративная стратегия (для компаний и всех сфер ее деятельности в целом).

Деловая стратегия (для каждого вида деятельности компании).

Функциональная стратегия (для каждого функционального

направления, определенной сферы деятельности).

Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных

структурных единиц). Она разрабатывается внутри функциональных направлений.

Для моноотраслевых компаний существуют только нижние уровни стратегии и стратегических действий.[4, с. 87] функциональная стратегия (НИОКР, производство, маркетинг, персонал и т.д.

Изменение характера экономического развития потребовало создания новой парадигмы управления, все большее значение получают типы поведения предприятия, направленные на достижения. Организация рассматривается как открытая система, ориентированная на внезапные и резкие изменения во внешней и внутренней среде (в технологиях, рынках, поведении конкурентов, социально-политическом и экономическом окружении). Меняются механизмы, структуры, методы и подходы менеджмента. Значительные изменения происходят в понимании процесса управления. Процессуальный подход, логика организации и координации в менеджменте также видоизменяются. В процессе управления обязательны своевременная реакция на изменения в окружающей среде, четкая корреляция усилий и вознаграждения, установление долевого участия работников в прибыли, непосредственное участие менеджера в работе групп на всех этапах, а также четкое видение организации и ее будущего.

В таком подходе "процесс управления представляется как совокупность циклических действий", он жестко привязан к процессу производства и образует "непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций".[11, с. 98]

Ускорение темпов научно-технического прогресса в последнее десятилетие, интернационализация и глобализация процессов в мировой экономике обусловили значительное повышение динамичности и изменчивости условий хозяйственной деятельности. Решающим фактором выживания и эффективного функционирования компаний стала способность работать в следующих условиях:

- быстрое и резкое изменение социально-экономической, политической, правовой среды;

- множественные изменения рыночной конъюнктуры и рыночной ситуации; высокая неопределенность внешних и внутренних процессов;

- повышенный коммерческий, финансовый, кредитный, предпринимательский риск;

- потребность в значительных объемах внешней информации;

- высокая изменчивость технологий производства;

- резкое снижение детерминированности процессов производства и управления;

- множественность источников информации, альтернативность решений и вариантов технологического обновления;

- расширяющееся разнообразие новых товаров и услуг в сочетании с уникальностью и малосерийностью;

- изменение требований к квалификации и качеству труда работников;

- усиление индивидуализма, повышение уровня притязаний и нонконформизма персонала.[5, с. 227]

Изменение моделей экономического роста, вовлечение все большего числа стран, компаний и производств в инновационное развитие значительно видоизменяют функции и методы менеджмента, соотношение между его составляющими. Так, общий инновационный менеджмент включает:

- нормативный менеджмент, нацеленный на разработку философии, инновационной политики и общих стратегических намерений;

- стратегический менеджмент, занятый выработкой стратегий и их реализацией;

- оперативный менеджмент, связанный с практическим осуществлением мероприятий по управлению инновационной деятельностью.

Соотношение между этими видами менеджмента непостоянно и носит ситуационный характер.

Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функции менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Даже эти сравнительно простые параметры имеют свою специфику в отношении инновационной деятельности. Они характеризуют неравновесность процессов, различную скорость процессов на разных стадиях, неравномерность течения процессов, изменчивость показателей структуры процесса, сложные переплетения пространственно-временных и причинно-следственных связей.

Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"