Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:29, шпаргалка

Описание

работа содержит ответы на вопросы по "Менеджменту"

Работа состоит из  1 файл

Билет 15-16.docx

— 115.72 Кб (Скачать документ)

Технологическая подготовка производства (ТПП) — это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия  к выпуску нового продукта в установленные  сроки, с заданными параметрами  качества, объемом производства и  уровнем затрат. В рамках ТПП решаются следующие основные задачи проектирования производства нового продукта на предприятии:

• обеспечение технологичности  конструкции изделия;

• выбор и разработка технологических процессов по всем стадиям производства и составным  элементам нового продукта;

• проектирование и изготовление средств технологического оснащения  производственных процессов;

• управление процессами технологической подготовки нового производства.

Решение этих задач может  осуществляться как собственными технологическими службами предприятия (внутризаводская  подготовка), так и внезаводскими специализированными организациями на основе кооперации. Как и при конструкторской подготовке, в технологическом обеспечении новых производств большое значение имеет учет конкретных организационно-технических условий предприятия, типизация и унификация технологических процессов и средств технологического оснащения. На российских предприятиях при осуществлении технологической подготовки производства пользуются рекомендациями стандартов системы ЕСТПП: ГОСТ 14.301-73 «Общие правила разработки технологических процессов и выбора средств технологического оснащения», ГОСТ 14. 301-72 «Виды технологических процессов» и др. В рамках ТПП предприятия используют различные виды технологических процессов, в зависимости от организационного типа и масштабов производства, метода организации, уровня механизации и автоматизации основных технологических операций. Примерная классификация технологических процессов представлена на рис. 3.6.

Рис. 3.6. Классификация технологических  процессов на предприятии

 По характеру различают единичные, типовые и групповые технологические процессы. Единичные технологические процессы предназначены для изготовления продукта одного наименования, назначения или типоразмера независимо от количества и типа производства. Типовой технологический процесс применяется для совокупности однородных по технологическим и конструктивным признакам деталей, сборочных единиц или изделий. Он разрабатывается на типового представителя и содержит максимально возможный перечень операции для всей совокупности деталей данного типологического класса. Групповой технологический процесс применяется для изготовления предметов с различными конструктивными, но общими технологическими признаками. Групповой процесс разрабатывается на комплексный предмет, содержащий все конструктивные элементы данной группы предметов. Использование групповой технологии, соответствующих средств технологического оснащения и оборудования позволяет применять прогрессивные партионные методы организации в единичном и мелкосерийном производстве. Групповая технология является основой для создания групповых поточных линий и гибких автоматизированных производственных систем в различных сферах и отраслях народного хозяйства.

Глубина проработки технологических  процессов и степень их детализации  зависят от стадии подготовки и организационного типа нового производства. В единичном  и опытном производстве при высокой  квалификации персонала нередко  ограничиваются лишь разработкой межцеховых маршрутных технологий. В серийном и массовом производстве маршрутные технологические карты (рас-цеховки) составляются лишь на первой стадии технологической подготовки и являются основой для последующей детальной пооперационной проработки.

Состав работ  по технологической подготовке производства

Общий порядок работ по технологической подготовке производства нового продукта представлен на рис. 3.7.

 Рис. 3.7. Порядок работ по технологической подготовке производства нового продукта

 Завершается технологическая  подготовка проектированием, изготовлением  и отладкой технологической оснастки  для реализации разработанных  технологических процессов. Принципиальное  значение на этой стадии имеет  определение экономически целесообразного  уровня технологического оснащения  производственных процессов, а  также разработка и применение  унифицированных (типовых и групповых)  средств технологического оснащения.  Для оценки уровня технологической  оснащенности используются показатели  общего количества оснастки и  различных ее видов по изделию,  относительное количество оснастки  в расчете на одну деталь, затраты  на оснастку, производительность  оборудования, удельный вес прогрессивных  видов оснастки и др.

По формам организации  различают внутризаводскую и  внезаводскую технологическую подготовку производства. На предприятии технологическое обеспечение производства осуществляют службы главного технолога. К ним относятся отдел главного технолога, конструкторские бюро по оснастке, инструментальные производства, нормативно-плановые службы. Планирование и координацию всех работ по подготовке производства новых продуктов осуществляет, как правило, специальная служба — бюро планирования подготовки производства (БППП), находящееся в подчинении главного инженера предприятия.

 

2) В основе стратегического планирования лежит понятие стратегии. В ней отражены основные цели компании, такие как расширение доли рынка, рост прибыли, проведение передовых научно-технических исследований, обеспечивающих высокую конкурентоспособность и т. д. По формулировке А. Чандлера (A. B. Chandler), стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей.

Стратегический план отвечает своему назначению, если он обеспечивает возможность сохранения максимальной эластичности поведения фирмы. Он формирует  общую идею будущего, не затрагивая его деталей и компонентов.

Стратегическое планирование представляет процесс моделирования  будущего, включая определение целей  и формулировку концепции долговременного  развития. Его можно также рассматривать  как элемент управленческого  процесса, направленного на создание и поддержание стратегического  равновесия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и вероятными перспективами  развития. Стратегический план обладает гибкостью и допускает:

а) регулярные корректировки  плановых заданий;

б) пересмотр системы мер  по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений  в деятельности фирмы.

Стратегический план должен предусматривать обеспечение следующими видами ресурсов:

1) финансовыми, которые необходимы для формирования капитальных и текущих активов; предприятия используют такие источники, как акционерный капитал, банковские кредиты, реализация облигаций;

2) человеческими ресурсами,  представленными работниками, имеющими  профессиональную подготовку; они  обеспечивают увеличение прибыльности  производимой продукции и осуществляют  процесс управления (маркетологи,  менеджеры, инженерно-технический  персонал и другие служащие); источником  этих ресурсов является рынок  труда;

3) материальными ресурсами  – земля, здания, производственные  помещения, оборудование, материальные  запасы и т. д.;

4) интеллектуальными ресурсами  – ноу-хау, патенты, лицензии, бренды, запатентованные дизайны,  логотипы, секретные формулы и  рецепты, коммерческие коммуникационные  сети, базы данных и т. д.

Основой стратегического  плана является определение миссии предприятия, его общих целей  и глобальных программ деятельности. Цели стратегического уровня относятся  к предприятию в целом, по своей  природе они носят общий характер, формируются исходя из смысла существования  предприятия и определяют его  место в бизнес-окружении.

В условиях рыночной экономики  стратегическое планирование должно осуществляться с учетом воздействия внешней  среды, для которой свойственны  различного рода быстрые изменения: конъюнктуры, уровня насыщения рынков сбыта, появление новых товаров (услуг). Эти колебания создают высокую  степень неопределенности для предприятия  при принятии решений. Таким образом увеличиваются хозяйственные риски.

Только при наличии  стратегического плана можно  избежать таких негативных явлений, как ситуация, в которой каждое структурное подразделение компании начинает искать свои пути решения  задач, не согласованные с общей  деятельностью предприятия. Например, при отсутствии единого стратегического  плана может возникнуть рассогласованность целей разных структурных подразделений.

Всегда есть опасность  превращения стратегического плана  в формальный документ бюрократического процесса, когда не проявляются его  потенциальные возможности, а участие  персонала фирмы в его реализации становится механическим, без творческого  достижения целей конкретными исполнителями. Чтобы предупредить такой ход  событий, необходимо на всех этапах стратегического  планирования принимать соответствующие  профилактические меры.

Ценность методов стратегического  планирования является особенно высокой  при:

а) сложной внутренней структуре  и многообразии видов деятельности предприятия;

б) значительной неопределенности и интенсивной динамике внешней  среды.

Стратегическое планирование позволяет осуществлять более целенаправленное и взаимоувязанное управление ресурсами, снижающее материальные и финансовые потери при достижении целей.

В его основе лежит ряд  базовых концептуальных положений:

¦ исходным ориентиром для  разработки стратегического плана  является миссия (предназначение) предприятия, т. е. краткое изложение главного предназначения предприятия на достаточно длительный период его развития;

¦ стратегический план способствует выполнению миссии предприятия наиболее эффективным способом;

¦ в наиболее общем виде можно представить, что содержанием  стратегического плана, его ключевыми  составляющими являются следующие  компоненты – набор заданных стратегических целей, проектов и программ действий на долгосрочную перспективу;

¦ в основе стратегического  планирования лежит предварительное  построение дерева целей, определение  общих направлений действий, обеспечивающих развитие и укрепление позиций фирмы  на долгосрочную перспективу;

¦ стратегический план разрабатывается  в условиях неполной информации об альтернативах развития, когда невозможно предвидеть все возможности конкретных условий; конкретизация достигается  при разработке среднесрочных и  краткосрочных планов;

¦ стратегический план содержит общие ориентиры в виде целевых  показателей, которые должны быть взаимосогласованны;

¦ наиболее перспективным  является принцип работы по составлению  общекорпоративных стратегических планов по схеме «от будущего к  настоящему», т. е. против течения времени. Это обусловлено тем, что стратегическое планирование является инструментом, обеспечивающим возможность приведения компании к качественно новому состоянию с учетом новых условий ведения бизнеса и новых сфер приложения капитала в течение периода действия стратегического плана;

¦ сохранение традиционного  принципа стратегического планирования по схеме «от прошлого к будущему», основанной на экстраполяционном методе, возможно для фирм со стабильными ассортиментом продукции, технологиями. Эти фирмы должны находиться на таких стадиях жизненного цикла, как стадия роста или насыщения, и быть хорошо известными на рынке сбыта;

¦ наиболее эффективным является стратегический план, ориентированный  на выявление неосвоенных зон (ниш) на внутреннем и внешнем рынке, что  является надежной основой потенциального роста компании. Тем самым достигаются  формирование новых ценностей и  более эффективное использование и перераспределение капитала и других ресурсов предприятия.

При всей несомненной актуальности стратегического планирования, опыт зарубежных фирм показал, что нередко  его внедрение в практику управления сопровождалось не только успехами, но и неудачами. Основными причинами  такого исхода обычно являлись следующие:

¦ нарушение баланса власти и ответственности за выработку  стратегического плана между  линейными руководителями и плановыми  подразделениями предприятия;

¦ стратегический план не обеспечен  механизмами его практической реализации, т. е. отсутствует полноценное организационное  сопровождение выполнения стратегических программ;

¦ не обеспечено согласование принимаемых управленческих решений  с содержанием стратегического  плана;

¦ недостаточный уровень  профессионализма у руководителей  разных звеньев управления, их неспособность  руководствоваться в своей деятельности пунктами стратегического плана;

¦ неупорядоченный ритм текущей  деятельности затрудняет последовательную ориентацию на задачи долгосрочной перспективы, закрепленные в стратегическом плане, т. е. снижается внимание к реализации стратегических планов;

¦ недостатки самого стратегического  плана, в котором не определены конкретные, ясные, практически достижимые, поддающиеся  контролю цели.

Стратегический план является долгосрочной программой действий, в  которой учитываются перспективы  изменения конъюнктуры рынка, характера  конкуренции и сдвиги в собственных  ресурсных возможностях. Он представляет собой обобщающую модель поведения  предприятия на длительную перспективу. В стратегическом плане определены главные цели предприятия, общие  направления деятельности и основные способы их достижения.

Сущность стратегического  планирования раскрывается в его  функциональных характеристиках. Стратегический план является:

¦ средством достижения конечного  результата деятельности предприятия;

¦ инструментом, обеспечивающим объединение в единое целое всех частей организации и основных аспектов деятельности фирмы;

¦ документом, определяющим позицию предприятия в окружающей среде;

¦ итогом анализа сильных  и слабых сторон предприятия и  оценки возможностей и препятствий  развития предприятия в будущем;

¦ упреждающим проектом реакции  фирмы на изменения внешней среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"