Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 23:44, доклад
Управление профессиональным и личностным развитием требует, чтобы менеджер определился с критериями собственной успешности. Важную регулирующую и направляющую роль, как показывают исследования, здесь может играть образ будущего управленческого пути. Среди основных характеристик этого образа выделяют длину должностного ряда, длительность и скорость карьерного продвижения, разнообразие управленческой деятельности и т.д.
Гусар Е. МЭ-52
Система критериев собственной успешности
Управление профессиональным и личностным развитием требует, чтобы
менеджер определился с критериями собственной успешности. Важную регулирующую и направляющую роль, как показывают исследования, здесь может играть образ будущего управленческого пути. Среди основных характеристик этого образа выделяют длину должностного ряда, длительность и скорость карьерного продвижения, разнообразие управленческой деятельности и т.д.
Анализ того, как планируют свое профессиональное будущее российские менеджеры, позволил выделить три группы подходов: краткосрочный (горизонт планирования до 5 лет, 28 процентов), среднесрочный (планирование от 6 до 12 лет, 24 процента) и долгосрочный (горизонт планирования свыше 13 лет, 48 процентов). В ходе исследования были также выявлены следующие основные закономерности:
1. Долгосрочное
планирование характерно для
менеджеров, которые в среднем
на 3,6 года опережают в своем
реальном управленческом
2. С возрастом у руководителей происходит переориентация на ближайшие цели развития. Были обнаружены значительные различия по возрасту между группой, объединяющей руководителей с долгосрочными и среднесрочными планами, и группой с краткосрочными планами.
3. С возрастом также нарастает целостность образа будущей карьеры. До
35 лет средняя вероятность наличия целостного плана составляет 0,32; с 36 до 45 лет – 0,52; с 46 до 55 лет – 0,73. Однако этот процесс не равномерен, и в интервале от 31 до 35 лет вероятность достигает 0,71. В этот период наиболее активно формируются первые целостные образы, затем они пересматриваются и уточняются.
Следует
подчеркнуть, что все заметнее становится
также тенденция к
Е. Молл подчеркивает, что практически каждый менеджер проходит через две важных специфических точки, характеризующих особые пропорции отношения к себе и к окружающим. Первая точка (35 лет) характеризуется
наиболее высокими на всем протяжении управленческого пути требования*
ми менеджеров к себе и к людям, сближением на высочайшем уровне потребностей в изменении себя и окружающих. Именно на этот возраст чаще всего приходится пик интеллектуального развития человека.
С. Дэвис и Р. Гоулд считают, что после 40 лет у менеджеров наступает кризис переоценки представлений об окружающем мире и о собственных возможностях. По наблюдениям этих исследователей такой кризис может сопровождаться следующими симптомами:
Таким образом, у подобного кризиса можно выделить два полюса – либо
избыточная активизация собственной деятельности, излишнее рвение на работе в ущерб семье, полноценному отдыху, либо охлаждение к работе и забота о здоровье и собственном благополучии.
Вторая важная точка, по оценкам Молл, приходится на период 48-50 лет.
Для пятидесятилетних руководителей часто характерен, с одной стороны, пик формирования потребности в изменении других, который отчасти свидетельствует о неудовлетворенности социальным окружением, а с другой стороны, на это время может приходиться минимальная потребность в собственном развитии.
Рис.1. Персональный калейдоскоп менеджера
В. Шнипер утверждает, что примерно в этом возрасте (48-55 лет) руководитель переживает кризис средних лет, сопровождающийся упадком сил и пессимизмом. Сигналами возрастного кризиса по Шниперу являются обращение к прошлому, а не к будущему; сужение сферы жизненных интересов, в том числе и профессиональных; нечувствительность к собственным недостаткам и слабостям; пассивность; консерватизм и т.д. Преодоление кризисных явлений для этой возрастной группы связано с переключением активности, переориентацией профессиональных установок, умением не обострять конфликты, стремлением к расширению и углублению своих знаний. Л. Нэш и Г. Стивенсон в своем фундаментальном исследовании предположений, используемых практикующими менеджерами для оценки собственной успешности, обнаружили, что достижения, выражающиеся в выдающихся индивидуальных и организационных результатах, – важный, но не единственный показатель воспринимаемой успешности36. Исследователи отмечают присутствие еще как минимум трех неотъемлемых компонентов: счастья (как возможности получать удовольствие от жизни), значимости (ощущения собственного позитивного влияния на близких людей), а также наследия (ценностей, оставляемых другим для содействия их будущим успехам).
Менеджеры, которые достигли устойчивого успеха, считают Нэш и Стивенсон, использовали стратегию калейдоскопа (см. рис. 1) для структурирования своих действий и устремлений. Данная стратегия нацелена на интеграцию всех компонентов успеха в разрезе ключевых сфер человеческой жизни: внутренней, семейной, профессиональной и общественной. Следующий этой стратегии менеджер независимо от своего возраста получает возможность конкретизировать свои задачи по отношению к различным компонентам успеха и идентифицировать имеющиеся пробелы. Такой инструмент также помогает сделать лучший выбор относительно использования своего времени и энергии, расходуемой на каждый из видов деятельности.
Существует определенная система критериев собственной успешности, которая называется «10 критериев успешности менеджеров».
Материал «10 критериев успешности менеджеров» представляет собой описание наиболее значимых критериев и функций рыночных менеджеров, позволяющих этим менеджерам успешно и продуктивно работать. Эти критерии используются для оценки способностей менеджеров управлять предприятиями в условиях рынка при анализе их деятельности, проведении опросов или анкетировании.
10 критериев успешности менеджеров
№ п/п | Название критерия | Описание критерия |
1 | Лидерство |
|
2 | «Транспонируемость» |
|
3 | Международная «употребимость» |
|
4 | Личная устойчивость |
|
5 | Стаж «рыночной» руководящей работы | Стаж в качестве руководителя в рыночной сфере деятельности |
6 | Наличие рыночной команды / умение ее создавать |
|
7 | Владение основными функциями менеджмента | Знание и применение на практике 12 основных функций менеджмента |
8 | Репутация | Авторитет среди коллег как человека и руководителя |
9 | Средневзвешенная успешность управляемого предприятия |
|
10 | Размер предприятия |
|
Управленческие навыки и навыки принятия решений, необходимые для успешной работы менеджерам в Украине и на Западе практически одинаковы.
Основные различия в критериях успешности менеджеров на Западе и в России лежат в области межличностных навыков (навыки общения, построение взаимоотношений) и индивидуальных характеристиках (позитивное мышление, саморазвитие), которые во многом зависят от особенностей культуры и экономической ситуации в стране.
Отличия между западными и украинскими компетенциями можно разделить на две категории:
Таким образом,
проблема успешности является достаточно
востребованной как в зарубежной, так
и в отечественной практике.
Информация о работе Система критериев собственной успешности