Система менеджмента в физической культуре и спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:34, реферат

Описание

Любая система имеет две основные содержательные характеристики. Во-первых, целостность: система представляет собой совокупность конкретных, с присущими только им свойствами и характером взаимосвязи, частей. Во-вторых, делимость: система состоит из подсистем, которые также обладают системными свойствами, т.е. могут быть представлены в виде систем более низкого уровня; сама же система входит в качестве подсистемы в систему более высокого уровня или в так называемую надсистему.

Содержание

1) Введение
2) Цель менеджмента в физической культуре и спорте
3) Функции менеджмента в физической культуре и спорте
4) Принципы менеджмента в физической культуре и спорте
5) Методы менеджмента в физической культуре и спорте

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Реферат на тему:

Система менеджмента  в физической культуре и спорте

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнил: Сухомлинов Е.Г

 

                                                                            Проверил: Хало П.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Таганрог

2012

 

 

 

Содержание

1) Введение

2) Цель менеджмента  в физической культуре и спорте

3) Функции менеджмента  в физической культуре и спорте

4) Принципы менеджмента  в физической культуре и спорте

5) Методы менеджмента в физической культуре и спорте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Система (в самом  общем виде) может быть охарактеризована как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых  частей, взаимодействие которых порождает  новые интегративные качества, не присущие отдельным составляющим.

Любая система имеет две  основные содержательные характеристики. Во-первых, целостность: система представляет собой совокупность конкретных, с  присущими только им свойствами и  характером взаимосвязи, частей. Во-вторых, делимость: система состоит из подсистем, которые также обладают системными свойствами, т.е. могут быть представлены в виде систем более низкого уровня; сама же система входит в качестве подсистемы в систему более высокого уровня или в так называемую надсистему.

Система управления(менеджмента) – это система, в которой реализуются функции управления (менеджмента).

В самом общем виде модель системы управления (менеджмента) может  быть представлена в виде взаимодействия двух элементов. Первым элементом является объект управления или управляемая часть системы, воспринимающая управленческое воздействие. В качестве второго элемента выступает субъект управления или управляющая часть системы, оказывающая управленческое воздействие. В зависимости от конкретной ситуации субъект управления может рассматриваться и как объект управления по отношению к вышестоящему звену системы (например, завуч является субъектом управления по отношению к учителям и объектом управления по отношению к директору образовательного учреждения).

Само же взаимодействие объекта и субъекта управления характеризуется как процесс, имеющий определенные ограничения и осуществляемый в соответствии с определенной целью.

Рассмотрим представленную в обобщенном виде модель системы  управления (менеджмента) на конкретных примерах.

В системе управления физической культурой и спортом в качестве субъектов выступают в первую очередь федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта, а также иные органы государственного и общественного управления, а в качестве объектов – физкультурно-спортивные организации различного уровня и характера.

Процесс воздействия органов  управления на физкультурно-спортивные организации носит конкретно-временной  характер, испытывая определенные ограничения. Так, например, очевидно, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта воздействуют на физкультурно-спортивные организации, расположенные на определенной территории, и в рамках предоставленной им компетенции; федерации по видам спорта – на физкультурно-спортивные организации, культивирующие конкретные виды спорта и т.д.

Цели воздействия  также заметно отличаются в зависимости  от конкретных характеристик субъекта и объекта управления: так, если целью Олимпийского комитета России является обеспечение единой политики развития спорта высших достижений, то целью федераций по видам спорта – обеспечение развития конкретного вида спорта на всех его уровнях, от массового до спорта высших достижений.

В системе менеджмента  в ФК и С субъектом является руководитель организации, его заместители  или руководители отдельных подразделений, а объектом – коллектив сотрудников  организации или отдельные исполнители.

В качестве ограничений  процесса воздействия субъекта на объект в данном случае может выступать размер физкультурно-спортивной организации и ее организационно-правовая форма, квалификация и опыт руководителей различного ранга и исполнителей, а также другие факторы.

Цель воздействия  будет изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств в широком диапазоне: от получения прибыли (коммерческие физкультурно-спортивные организации) до выполнения социальной миссии (некоммерческие физкультурно-спортивные организации) и т.д.

Рассмотрим  более подробно систему менеджмента в ФК и С

Цель  менеджмента в физической культуре и спорте

Цель менеджмента  в ФК и С есть желаемое, возможное  и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто. В современной специальной  литературе цель менеджмента (управления) нередко обозначается такими терминами, как «политика», «философия», «миссия» физкультурно-спортивной организации (отрасли).

Определение цели является начальным этапом процесса менеджмента в физической культуре и спорте, поскольку он по своему содержанию характеризует целенаправленное, а не стихийное воздействие.

Ход осознания  и формулирования цели менеджмента  в физической культуре и спорте называют целеполаганием, в процессе которого в соответствии с избранными критериями формируется иерархия целей (производится так называемая «декомпозиция» главной цели), графическое представление взаимосвязей и соподчиненности которых получило название «дерево целей». «Дерево целей» позволяет установить и наглядно представить, с одной стороны, приоритет целей (подцелей) и задач (подзадач) и, с другой стороны, вероятность их достижения с учетом имеющихся ресурсов.

Целеполагание осуществляется на основе определенных правил, к важнейшим из которых  следует отнести следующие: описание конкретной ситуации, требующей вмешательства субъекта менеджмента (управления); формулирование генеральной цели как желаемого результата, а не процесса; декомпозиция (дифференциация) генеральной цели на подцели; исключение постановки альтернативных подцелей; установление для каждой подцели критериев ее достижения; формулирование для объектов менеджмента (управления) подцелей в виде конкретных задач (подзадач) и др.

Процесс менеджмента (управления) как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью  конкретного механизма.

Механизм менеджмента  в физической культуре и спорте представляет собой комплекс форм, методов и  средств, обеспечивающий эффективную  реализацию целей физкультурно-спортивных организаций, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг.

Процесс менеджмента, осуществляемый с использованием конкретного  механизма на основе сформулированной цели, содержательно представляет собой  ход реализации системой функций  менеджмента.

Функции менеджмента в физической культуре и спорте

Функции менеджмента  в ФК и С представляют собой  относительно обособленные направления  управленческой деятельности, позволяющие  осуществлять управленческое воздействие.

Различают основные и конкретные функции менеджмента (управления)

Основные функции  менеджмента являются таковыми по следующим  причинам: во-первых, они осуществляются во всех отраслях народнохозяйственного  комплекса (отрасли материального  и нематериального производства); во-вторых, они реализуются в любой физкультурно-спортивной организации (международной, национальной или территориальной; коммерческой или некоммерческой, малой, средней или крупной и т.п.) и на любом иерархическом уровне менеджмента (руководство высшего, среднего или низшего звена); в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, т.е. состав и содержание основных функций менеджмента неизменны, независимы от того, какая конкретная функция менеджмента реализуется; в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели менеджмента в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ресурсов.

В настоящее  время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о  составе основных функций менеджмента. Наиболее традиционно включение  в их состав таких функций, как:

Организация (организовывание), т.е. деятельность по созданию новых и (или) качественному совершенствованию ранее созданных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями;

Планирование, т.е. деятельность по созданию условий для целенаправленного, динамичного и пропорционального развития объекта менеджмента путем разработки различных планов;

Мотивация, т.е. деятельность по созданию системы стимулов, активизирующих и побуждающих сотрудников организации  к эффективному труду в соответствии с разработанными  планами;

Контроль, т.е. деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера;

Координация, т.е. деятельность по обеспечению бесперебойности  и непрерывности процесса менеджмента, достижения согласованности в работе организаций, подразделений и отдельных  исполнителей с помощью установления рациональных связей между ними.

Основные функции менеджмента  тесно взаимосвязаны между собой, составляя единый процесс, характеризующий  механизм управленческого воздействия.

Конкретные функции менеджмента  в физической культуре и спорте представляют собой результат динамично развивающегося разделения управленческого труда.

Конкретные функции управления физической культурой и спортом (как отраслью) могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого  воздействия на определенный объект.

Конкретные функции менеджмента (как «внутрифирменного» управления физкультурно-спортивной организацией) могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия, осуществляемого соответствующим органом (подразделением) или руководителем. Кроме того, конкретные функции менеджмента предполагают наличие специальных методик, инструкций и т.п. нормирующих и регулирующих документов, на основе которых организуется работа соответствующего субъекта управления (управляющей части системы) в соответствии со спецификой объекта управления (управляемой части системы). Существование регламентирующих документов означает, что субъект управления не может действовать произвольно.

Общие и конкретные функции  менеджмента в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуется в практике на основе определенных принципов.

Принципы  менеджмента в физической культуре и спорте

Принципы менеджмента  в ФК и С представляют собой  основные правила, положения и нормы  поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия.

К основным принципам менеджмента  в ФК и С можно отнести следующие:

Принцип демократического централизма, закрепленный в конституционном  положении о том, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, и проявляющийся в сочетании централизованного управления отраслью со стороны федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта и самостоятельности в управлении отраслью со стороны соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, и т.д.;

Принцип научности, заключающийся  в необходимости построения всей системы менеджмента (управления) на новейших научных данных, характеризующих закономерности и объективные тенденции развития физической культуры и спорта и т.п., использования индивидуального (персонифицированного) подхода к каждому объекту воздействия, осуществления критической оценки эффективности принимаемых решений, применения современных средств и методов обработки управленческой информации, организационной техники и др.;

Принцип плановости, означающий установление на определенный период направлений, темпов и пропорций  развития физической культуры и спорта, физкультурно-спортивной организации  и т.п. Наиболее характерными проявлениями этого принципа являются плановое финансирование физической культуры и спорта из бюджетов различных уровней, в первую очередь с использованием ведомственной классификации, построение деятельности физкультурно-спортивной организации на основе бизнес-плана и иных видов планов;

Принцип иерархичности, подразумевающий наличие различных взаимосвязанных уровней управления физической культурой и спортом (федеральный уровень, уровень субъекта РФ, местный – районный, городской - уровень) и менеджмента физкультурно-спортивной организацией (менеджеры высшего среднего и первичного уровней);

Принцип сочетания  отраслевого и территориального управления, базирующийся на существующем административно-территориальном делении  страны и отраслевой структуре народного  хозяйства и означающий, например, что физкультурно-спортивная организация может быть создана и может функционировать как по отраслевому (например, физкультурно-спортивный клуб образовательного учреждения, промышленного предприятия, учреждения и т.п.; физкультурно-спортивные общества «Динамо», «Спартак», «Урожай», «Юность России» и т.п.), так и по территориальному (физкультурно-спортивный клуб по месту жительства и т.п.) принципу;

Информация о работе Система менеджмента в физической культуре и спорте