Система образования: функции, цели, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:58, реферат

Описание

Современное образование – это одно из средств решения важнейших проблем общества и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)


1.1    Система образования: функции, цели, задачи

 

 

Современное образование – это одно из средств решения важнейших проблем общества  и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны.

Целью государственной политики в сфере образования является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. Государственная политика Российской Федерации оформляется в законах (Закон РФ об образовании, 1992), постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, Министерства внутренних дел и других документах [1].

Согласно закону «Об образование» для государственной политики в области образования характерно несколько фундаментальных основ. В государственной политики РФ область образования провозглашается приоритетной. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации [2].

В настоящее время государственная политика в области образования основывается на принципах, представленных на рисунке 1 [2].

 

 

 

Рисунок 1 - Принципы государственной политики в области образования 

 

Как и любая сложная система, образование выполняет определённые функции, представленные на рисунке 2 [3].

 

 

Рисунок 2 – Функции системы образования

 

Функция трансляции и распространения культуры в обществе заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.

Социальная селекция - одна из важнейших функций образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для не справляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных).

Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями.

Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему.

Управление образованием можно представить как специально организованную деятельность органов государственной власти совместно с общественными институтами, направленную на повышение эффективности функционирования системы образования страны, в целом образования как социального института в соответствии с целями и задачами развития общества и государства на конкретном историческом этапе их развития [4].

Главными задачами системного управления в сфере образования являются:

- управление функционированием образовательных систем (подсистем) различного уровня и масштабов;

- системное управление образованием посредством преобразования образовательных систем;

- управление образованием посредством синтеза (созидания) образовательных систем;

- преодоления информационной недостаточности в процессе системного управления образованием [4].

 

 

1.2 Приоритетные направления политики в сфере образования

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации определило пять приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

Приоритетные направления государственной политики в сфере образования представлены на рисунке 3.

В формирующейся среде рыночной экономики и гражданского общества успешная реализация этих задач должна стать предметом стратегического партнерства государства, общества и бизнеса [6].

Данные направления определяют решение следующих стратегических задач:

- участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики;

- сохранение социально-культурной целостности и общегражданской идентичности российского общества;

- повышение уровня благосостояния граждан;

- обеспечение социальной стабильности, безопасности граждан и государства;

- обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах;

- развитие институтов гражданского общества.

 

 

 

Рисунок 3 – Приоритетные направления государственной политики в сфере образования

 

Современная система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда.

Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо решение задач представленных на рисунке 4 [6].

Непрерывное образование должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

 

Рисунок 4 - Задачи развития современной системы непрерывного профессионального образования

 

 

1.3 Процесс реформирования в сфере образования

 

 

Как и любая другая сфера, образование подвергается постоянному преобразованию и регулированию. Одним из инструментов являются законы и законодательные акты. К таким относится и ФЗ № 83  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».   

Суть Закона № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года применительно к системе образования состоит в предоставлении большей финансовой самостоятельности образовательным учреждениям, возможности более гибко распоряжаться имеющимися у них ресурсами и денежными средствами [5].

Закон направлен на повышение качества образования, он даёт достаточно большую автономию учреждениям в части распоряжения финансовыми средствам.

Положения Закона фактически были апробированы ранее в рамках комплексных проектов модернизации образования, реализованных в 2007-2009 годах в 31 субъекте Российской Федерации. Некоторые области уже с 2007 года начали работать по новым финансово-управленческим принципам [5].

С 2007 года финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в таких областях осуществляется посредством субвенции местным бюджетам. Формирование данного вида расходов осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося.

Применение нормативов бюджетного финансирования создало возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. Общеобразовательные учреждения при распределении бюджетных средств, ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.

С 1 сентября 2008 года во всех школах областей была введена новая система оплаты труда педагогов. С введением новой системы оплаты труда школам была дана большая самостоятельность в распоряжении финансовыми средствами, предусмотренными на заработную плату работников [5].

Фонд оплаты труда учреждения стал формироваться в зависимости от норматива финансирования, количества учеников и поправочного коэффициента, устанавливаемого органами местного самоуправления самостоятельно в зависимости от объема оказываемых образовательных услуг.

В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счёт бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности [5].

Государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объёме.

Для образовательных учреждений государственное (муниципальное) задание формируется с учётом количества учеников, которые в нём учатся, и образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Государственные задания в сфере образования формируются на основе федеральных стандартов и базисного учебного плана общего образования, в которых устанавливается как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. Весь этот объем будет бесплатным и полностью покрываться государственным заданием.

Госзадание для бюджетного учреждения должно содержать, в том числе:

- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен и тарифов;

- бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в рамках госзадания, если это прямо установлено в федеральном законе, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

У образовательных учреждений, после вступления закона в силу с 1 января 2011 года, есть выбор: перейти в статус автономных, так называемых бюджетных учреждений нового типа либо казенных [5].

Для финансирования первых двух из бюджетов предусмотрены субсидии, которые выделяются под конкретные госзадания. Кроме того, у них есть право оказывать платные услуги.

Появляется возможность самим решать, сколько денег направить на оплату труда, на коммунальные расходы, на учебные расходы, а не следовать строго смете, даже если какие-то ее статьи оказались уже неактуальными.

Но при новом порядке учредители обязаны строго следить, чтобы госзадание неукоснительно выполнялось.

Принятый закон зафиксировал нынешнее положение общего недофинансирования образования, причем сохранив его неравномерность и по уровням образования и по принадлежности к регионам и муниципалитетам с разной экономической обеспеченностью.

Недостаточность нынешнего финансирования вузов с федерального уровня признают и в руководстве  Госдумы при принятии федерального бюджета. Сейчас вкладываются дополнительные средства в ведущие вузы, но это только 38 из 540 государственных вузов, причем расположенные в 19 регионах из 83-х [5].

К сожалению 83-ФЗ стабилизирует неравномерность финансирования образовательных учреждений, а следовательно, и неравномерность качества образования в зависимости от места жительства.

Повышение же качества образования является наиболее актуальной задачей политики государства.

 

 

 

 

 

12

 



Информация о работе Система образования: функции, цели, задачи