Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:45, реферат
Организационная деятельность (по П. Друкеру)– это процесс, посредством которого руководитель устраняет неразбериху, конфликты между людьми и создает внутриорганизационную среду, пригодную для осуществления совместной деятельности. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления.
1. Понятие управленческой структуры.
2. Виды управленческих структур.
3. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации.
4. Коммуникационная структура управления организацией.
5. Проектирование организационных структур.
Следовательно, в силу неясного представления многими турорганизациями своей ближайшей перспективы, при их проектировании большое внимание следует уделять постоянному изменению ими своих стратегических целей и формированию более гибких организационных форм.
Внутренняя среда организации и ее показатели, влияющие на оргструктуру:
- объем выполняемой работы,
- разнообразие услуг,
- производственные технологии,
- новые приемы обработки информации, ее правовая основа,
- форма собственности,
- географическое расположение ее филиалов.
Исполнители задач туристской организации , определяющие условия формирования организации:
- уровень образования;
- структура потребности и позиция сотрудников;
- учет личностных качеств сотрудников;
- самореализация
Тенденция современности: все большее значение завоевывает личный авторитет, а традиционное мышление и иерархическая власть отступают на задний план. Чтобы начальник смог проявить себя в работе, он прежде всего должен быть признан коллективом. Преобладание инструментов управления, силы убеждения и профессионально- технических знаний становится основополагающим принципом эффективного менеджмента.
Методика проектирования оргструктур.
Когда действующая оргструктура становится неэффективной принимается решение о проектировании новой эффективной оргструктуры, которая наиболее полно отражала бы цели и задачи организации, то есть речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия сотрудников, на удовлетворение потребности клиентов и достижение целей организации с высокой эффективностью.
Процесс проектирования оргструктуры состоит из 3 основных этапов.
1этап – анализ оргструктур - насколько действующая оргструктура отвечает требованиям, предъявляемым к организации. К оценочным критериям относятся следующие факторы:
Принципы управления – соотношении между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? Каковы их последствия? Какой объем контрольной функции лежит на каждом уровне управления?).
Аппарат управления – перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание необходимых промежуточных звеньев ит.д.
Функции управления – усиление стратегического планирования (корректировка бизнес-плана), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.
Хозяйственная деятельность – изменение технологического процесса,углубление
межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п.
В ходе анализа выявляются «слабые» места в работе: дублирование функций, большая звенность в работе, отставание от изменений во внешней среде.
2 этап – проектирование оргструктур. По использованию сочетаний методов все модели условно можно объединить в 4 группы.
Метод аналогий – предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях.
Экспертный метод базируется на изучении предложений экспертов- специалистов.
Структуризация целей предусматривает выработку системы целей, преследуемых организацией, и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. Используется системный подход, в форме графических описаний данной структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования.
Организационное моделирование – четкое формулирование критериев оценки степени рациональности организационных решений. Разработка формализованных математических описаний распределения полномочий и ответственности в организации.
Процесс проектирования включает решение следующих задач:
- определение типа структуры управления;
- уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;
- численность административно- управленческого персонала;
- характер соподчиненности между звеньями организации;
- расчет затрат на содержание аппарата управления.
В итоге для каждого структурного подразделения устанавливаются:
- управленческие функции;
- потоки информации;
- взаимосвязи и документооборот;
- полномочия;
- ответственность и права подразделений и работников.;
Проектируя, нельзя забывать о требованиях к таким оргструктурам и о принципах их построения:
Таблица 7 - Требования к организационной структуре управления ( по Шепелеву К.Д. [21])
Требования | Содержательная характеристика |
Оптимальность | Организационная структура управления не должна содержать в себе слишком большого числа звеньев, как по вертикали, так и по горизонтали, поскольку чем больше звеньев, тем труднее координировать их деятельность. В то же время звеньев не должно быть мало, поскольку в этом случае, на каждое звено падает слишком большая нагрузка (только необходимое число звеньев) |
Оперативность | Организационная структура должна быть построена таким образом, чтобы все распоряжения выполнялись оперативно. Одно из условий этого – минимальное количество посредников между руководителем, отдающим распоряжения, и их непосредственным исполнителем. |
Экономичность | Организационная структура управления должна быть устроена таким образом, чтобы затраты на содержание управленческого аппарата окупались и не были слишком значительными.(окупаемость затрат) |
Надежность | Организационная структура управления должна действовать без перебоев, например, при передачи информации (эффект «испорченного телефона»), в том числе и распоряжений. |
Гибкость | Она должна быть достаточно гибкой, то есть обладать способностью перестраиваться в зависимости от ситуации и актуальных задач. |
Устойчивость | Неизменность основных свойств при различных внешних воздействиях и целостности функционирования системы управления и ее элементов. |
Принципы проектирования:
Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководства до непосредственного исполнителя;
Четкое обособление составных частей оргструктуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.)
Обеспечение способности к быстрой реакции на изменение в управляемой системе;
Предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
Приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
3 этап – оценка эффективности оргструктур (высокий конечный результат, быстрое реагирование).
Может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности, организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.
Таким образом, в итоге - вырабатываются направления по их совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организации.
Информация о работе Система управления организацией и ее структура