Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:07, курсовая работа

Описание

Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Если посмотреть в словаре, то риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Большинство управленческих решений, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов -- отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. В связи с этим проблема управления и анализа риска приобретает важное значение, как составная часть теории и практики управления.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1 Обзор литературы
1.1 Понятие рисков ……………………………………………………..5
1.2 Структура, элементы и принципы системы управления рисками (СУР)...................................................................................................10
1.3 Сущность и роль системы управления рисками в Федеральной таможенной службе (ФТС) Российской Федерации...........................................................................................16
1.4 Основные методы управления рисками в таможенной деятельности.......................................................................................20
2 Собственные исследования
2.1 Этапы анализа риска в таможенной деятельности..........................23
2.2 Основные проблемы и перспективы использования системы
управления рисками при таможенном контроле и оформлении
товаров и транспортных средств…...................................................26
Выводы и предложения.................................................................................31

Работа состоит из  1 файл

Общ.там.менеджмент.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

Для идентификации рисков могут быть использованы различные способы: данные по контролю, практика и регистрационные записи, схемы и мозговой штурм. Идентификация рисков помогает не только получить представление о том, где может произойти рисковый случай, но и понять характер риска, т.е. поддается ли он контролю и управлению или проведение контроля маловероятно.

Методы идентификации риска и оценки риска обычно называют анализом риска. Крайне важным является этап выбора метода и мер управления риском. «Метод» имеет более широкий смысл, чем «мера». В рамках выбранного метода можно использовать уже конкретные меры (инструменты).

Существуют четыре основных метода управления риском: упразднение; предотвращение и контролирование; страхование; поглощение.

Упразднение риска фактически означает запрет на данный вид деятельности (товар) или такую существенную (радикальную) трансформацию деятельности, после которой данный риск элиминируется.

Предотвращение и контролирование риска - организация деятельности таким образом, чтобы участники данного процесса могли максимально влиять на факторы риска и имели возможность снижать вероятность наступления неблагоприятного события; контролирование риска включает комплекс мер, направленных на ограничение потерь в случае, если неблагоприятное событие все-таки наступило.

Страхование риска - метод, позволяющий снизить ущерб, возникающий в ходе деятельности за счет финансовой компенсации из страховых фондов.

Поглощение риска - способ ведения деятельности, при котором ущерб в случае материализации риска ложится полностью на его участника (участников). Данный метод управления риском обычно применяется в тех случаях, когда вероятность риска невелика или ущербы в случае его наступления не оказывают сильного негативного влияния на участника (участников) деятельности.

Принятие правильного решения служит залогом успеха деятельности любого субъекта принимающего решение, потому что снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат [6].

Таким образом, управление рисками - это процесс выявления, анализа и оценки рисков в определенной сфере деятельности, а также выбор методов и инструментов менеджмента для минимизации риска. Существуют такие виды методов управления рисками как: страхование риска, упразднение, предотвращение и поглощение риска.

Под риском в таможенном деле понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками внешнеэкономической деятельности, которые могут привести к убыткам или ущербу для торговли, промышленности или общества данного государства при импорте или экспорте товаров и услуг. В этом случае анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.


2.1 Этапы анализа риска в таможенной деятельности

 

Анализ рисков - это определенный комплексный подход к решению любой проблемы, совокупность действий, общая методика, позволяющая наиболее оптимально использовать имеющиеся ресурсы в любой области. Анализ рисков в таможенном деле - это мероприятие, позволяющее организовать эффективный, централизованный и единообразный таможенный контроль на всей территории, привести его к сравнимым результатам [13].

«Анализ рисков» применительно к таможенной сфере является первой частью трехступенчатого процесса, включающего еще проведение досмотров и оценку результатов контроля.

 

Целью анализа является: создание условий для того, чтобы большая часть товаропотока беспрепятственно пересекала границы; в то же время обеспечить уплату таможенных платежей; обеспечение интересов участников ВЭД (торгово-политические мероприятия, защита потребителя, защита культурного наследия и окружающей среды);обеспечение соблюдения налогового законодательства и предписаний в области статистики.

 

Выделяют следующие этапы проведения анализа риска:

Выявление области риска

Например, группа или тип участников ВЭД (состав, область деятельности, репутация, платежеспособность).

Исследование рисков

Предусматривается конечная цель. Например: контрабанда, уклонение от таможенного контроля, нарушение запретов и ограничений, неполная уплата пошлин и налогов.

Установление индикаторов риска

Они бывают следующих типов:

индикаторы риска, относящиеся к товарам: количество товара, таможенная стоимость, страна происхождения, товарная классификация и др.

индикаторы риска, относящиеся к участникам ВЭД:

Оценка риска.

Предусматривается вероятность совершения правонарушения или преступления. Оценка может проводиться: путем установления высокой, средней и низкой степени риска; присвоения числовых значений (1,2, …, n,) различными степенями риска; специфические обозначения.

 

Составление профиля рисков.

Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении прямых мер по его минимизации. После утверждения профиля риска в установленном порядке, правовым актом ФТС России он доводимая до таможенных органов и дублируется в электронном виде.

В зависимости от региона применения профили рисков могут быть трех видов: общероссийский - действует на всей таможенной территории России; региональный - действует в регионе деятельности одного РТУ; зональный - действует в регионе деятельности одной таможни.

Решение об отнесении профиля риска к одному из вышеперечисленных видов принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида утверждается:

общероссийский – руководитель ФТС России или лицо им уполномоченное;

региональный – заместитель руководителя ФТС России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск;

зональный – начальник Главного управления организации таможенного контроля (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля.

В зависимости от сроков действия профили рисков делятся на виды: краткосрочный (действует от 1 дня до 1 месяца); среднесрочный (от 1 до 3 месяцев); долгосрочный (от 3 до 6 месяцев); постоянный (более 6 месяцев).

Профиль рисков включает в себя следующие элементы: описание области риска; исследование и оценка риска и его индикаторов; необходимые меры по контролю; время проведения контроля; результаты контроля; оценка проведенных мероприятий.

Конечным результатом является разработка соответствующей процедуры контроля (например: отбор товара для дополнительной проверки документов, определяющих его происхождение), конкретных технологий контроля, исходя из имеющихся ресурсов по кадрам, технике, программному обеспечению и т.д. Далее контроль концентрируется в так называемых «областях риска», где совершение правонарушений наиболее вероятно [17].
2.2 Основные проблемы и перспективы использования системы

управления рисками при таможенном контроле и оформлении

товаров и транспортных средств

 

Как мы выяснили из вышеизложенного анализ и «управление» рисками основывается на информации. На начальном этапе информация представляет собой необработанные данные, еще не подвергавшиеся анализу. После того как информация будет проанализирована в целях установления тенденций, или в случае если она была добыта специфическим образом - проверена и использована в определенной ситуации, она называется сведениями.

 

Сведения можно классифицировать следующим образом:

оперативные сведения (ориентировки) - информация, на основании которой необходимо немедленное вмешательство без ее дополнительных проверок и дальнейшего расследования;

тактические сведения - проанализированная информация для обеспечения мер по контролю, планированию и проведению оперативно-розыскных мероприятий, относящаяся к товаропотокам, средствам доставки и участникам ВЭД (перевозчикам, владельцам складов временного хранения, организациям);

стратегические сведения - структурированная информация о методах и общих тенденциях, размещенная в специальных базах данных.

Важнейшее место в указанных видах сведений занимают оперативные ориентировки. Фактический анализ риска представляет собой развитие анализа оперативной обстановки с учетом динамически меняющихся факторов и воздействием на них.

 

Факторами риска для проведения анализа могут являться: данные о юридических и физических лицах, совершивших правонарушения при перемещении товаров через таможенную границу РФ; таможенное законодательство и таможенные документы; география грузопотоков; товары (не типичный для страны-экспортера груз, определенная товарная группа товаров, несезонный товар и т.п.); транспортные средства, контейнеры; недавно образованная фирма-отправитель/получатель; таможенная стоимость; страна отправления, с которой связано наибольшее количество нарушений. [14].

Изучение проблем управления и анализа рисками говорит о необходимом совершенствовании, нововведении в работе таможенных органов. И таким нововведением может явиться эффективное использование информационных систем. Это объясняется тем, что с помощью информационных систем становится возможным осуществлять анализы риска и более правильно и оперативно принимать решения.

 

Информационная система управления рисками (ИСУР) представляет собой метод по улучшению таможенного контроля. Его цель заключается в том, чтобы в интересах более высокой эффективности работы таможенной службы проводить контроль в тех случаях, когда угроза возникновения нарушений или контрабанды является выше среднего.

АИСТ-РТ21 - комплексная распределенная автоматизированная информационная система, которая обслуживает все этапы таможенного оформления на уровне поста, таможни и РТУ. При этом АИСТ-РТ21 является как вертикально, так и горизонтально распределенной системой. Разделение вертикальных уровней системы делает возможным фактическое распределение компетенции по управлению, контролю и решению задач внутри организации. Горизонтальные же связи системы позволяют назвать ее не только административным, но территориальным распределенным комплексом, действующим в целом регионе страны [14].

При этом необходимо учитывать следующие требования: все операции по анализу риска должны протоколироваться; информация должна поступать в режиме реального времени; дальнейшее таможенное оформление должно разрешаться только после принятия согласованного решения.

Максимальное использование информационных технологий является одним из важнейших направлений использования методик анализа рисков в интегрированной таможенной системе.

Функциональные задачи программного продукта должны быть общими как для таких макротехнологических объектов, как таможня или региональное таможенное управление, так и для таможенного поста или специальных аналитических групп и включать в себя: использование нормативно-справочной информации, поддерживаемой комплексной системой АИСТ-РТ21; обеспечение групповой обработки данных; обеспечение доступа к сети и к базам данных аналитической группы при ОРО или других подразделений таможенного органа; организация доступа к программному продукту на основе персональных паролей; редактирование, изменение и пополнение информации; поиск по критериям риска (страна, товар, юридическое лицо и т.д.); настройка пользователем полей для вывода на печать и сохранение операций.

Немаловажным моментом при разработке программного продукта является грамотное, удобное и эффективное составление общего вида окон-меню. Окно программы может содержать три функциональные кнопки в строке меню: действия; реестры; сведения о программе.

Методика анализа рисков требует реорганизации или создания новых информационных баз данных на локальном уровне отдельных подразделений таможни. Практика ЕС показывает, что значительная часть контрабанды, связанной с перевозкой автомобилей и других случаев нарушения таможенных правил, перехватывается благодаря использованию методики «анализа риска» в процессе таможенного контроля.

Таким образом, управление рисками и анализ является инструментом, который может помочь работать с рисковыми ситуациями и быть уверенным в том, что принятое решение оптимально и позволяет максимально использовать имеющиеся ресурсы, а также дает уверенность в том, что известны все слабые стороны оперативной работы и по ним принимаются необходимые меры, так как цель управления рисками - это принятие мер по устранению возможного риска или сведения к минимуму его последствий.

 

Использование информационных систем при выявлении благоприятствует развитию экономики страны в целом, приводит к ускорению международного товарообмена, повышению собираемости таможенных платежей, сокращению расходов на содержание таможенной службы и обеспечению экономической безопасности страны.

В рамках программы модернизации таможенной службы ФТС России планируется достижение конкретных целей, содействующих развитию внешнеторговой деятельности Российской Федерации. В области таможенного контроля, посредством применения системы управления рисками, предполагаются следующие амбициозные результаты:

Таблица 1

Результаты

2007 год

2010 год

Сокращение объемов досматриваемых товаров:

 

 

при ввозе

до 23 %

до 10 %

при вывозе

до 12 %

до 8 %

Сокращение времени таможенных процедур в пунктах пропуска

до 25 минут

до 10 минут

Сокращение времени декларировании товаров и их выпуска

до 2 суток

до 1 суток

Информация о работе Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля