Системау правления образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание

В современной литературе по управлению сам термин «управление» трактуется с трех позиций. Согласно первой позиции этот термин трактуется как деятельность. В качестве признаков этой специфической деятельности выделяют следующие:
 функциональный состав (планирование, организация, контроль и руководство)

Работа состоит из  1 файл

аттестационная работа.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Говоря об организационных структурах управления образовательным учреждением нельзя не сказать об уровнях управляющей системы. Структура управляющей системы большинства образовательных учреждений представлена 4-мя уровнями управления (вертикальная структура):

Первый уровень – директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении. Эти субъекты осуществляют тактическое управление образовательным учреждением.

Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие оперативные управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.

Четвертый уровень – соуправление – учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект - субъективный характер отношений между учителями и учениками.

Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню. На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, советов и т.п.

Пятый и шестой уровни в структуре управления могут появиться, если объединяются несколько образовательных учреждений (уровень генерального директора), а также когда какой-то орган (например, совет учредителей, попечительский совет, школьная конференция и др.). Субъекты данного уровня наделены правом назначать и снимать директора, распределять финансы, менять предназначение и структуру школы.

 

2. Анализ системы управления ГОУ СОШ №146

 

2.1 Общая характеристика ГОУ СОШ №146

 

ГОУ СОШ № 146 создана в 1974 году. Зарегистрировано решением регистрационной палаты мэрии Санкт – Петербурга от 03.02.1995 № 15157 (запись 10606) как Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего общего образования ШКОЛА № 146 Калининского района Санкт – Петербурга. На учёт в налоговом органе по месту нахождения – Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району ГОУ СОШ № 146 было поставлено 03.02.1995, что подтверждено свидетельством о постановке на учёт серии 78 № 007451240.

С 2001 года образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется уставом государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной ШКОЛЫ № 146 Калининского района. Действующий устав был принят советом образовательного учреждения 04.01.2001, утверждён приказом Управления образованием территориального Управления Калининского административного района от 08.02.2001 № 70.

ГОУ СОШ № 146 имеет право образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ на основании лицензии, выданной Комитетом по образованию 29.01.2009 (серия А № 305303) на срок по 29.01.2014.

ГОУ СОШ № 146 было аккредитовано в 2008 году, что подтверждено свидетельством о государственной аккредитации (АА 160582). Свидетельство действительно по 11.04.2013.

Проектная мощность – 680 чел.
Реальная наполняемость  - 553 чел.
Среднее количество учащихся в классе – 25 чел.

ГОУ Средняя общеобразовательная школа №146 имеет статус «опытно- экспериментальная площадка». Тема опытно-экспериментальной работы: «Организационные условия участия родителей в управлении школой

Миссия школы: целенаправленное обучение и воспитание свободной творчески мыслящей, широко образованной, физически и нравственно здоровой личности, владеющей ключевыми компетентностями, готовой взять на себя ответственность за своё будущее и судьбу страны.

Сегодня в школе:

22 класса

553 учащихся

48 учителей, из них:

В школе сложился творческий педагогический коллектив, включающий в себя как учителей с большим опытом работы, так и молодых педагогов.

Ярким примером может служить организация работы над единой методической темой школы.

Реализация методической темы школы – одна из приоритетных форм организации методической работы в ГОУ СОШ № 146.

Единая методическая тема актуальна, научно обоснована, имеет практическую значимость для школы, сориентирована на повышение творческого потенциала педагогов, интенсификацию УВП и мотивацию учения обучаемых.

Выбор методической темы осуществляется коллегиально, отвечает интересам и потребностям педагогического коллектива, что, несомненно, является одним из условий ее успешной реализации.

Педагогический коллектив ГОУ СОШ № 146 в период с 2008 по 2011 учебный год работает над единой методической темой «Современный урок. Анализ современного урока».

Повышению компетентности преподавательского состава школы придается большое значение.

Повышение компетентности осуществляется посредством целенаправленной подготовки, образования и обучения сотрудников. Планирование  обучения и подготовки реализуется с учетом будущих требований, связанных со стратегическими и оперативными планами и целями школы, с законодательными требованиями, влияющими на деятельность школы, а также потребностями персонала. Планы подготовки, повышения квалификации преподавателей школы четко определены и постоянно контролируются.

Повышение квалификации преподавательского состава осуществляется при проведении всех видов учебной и методической работы, а также в процессе самостоятельной работы по совершенствованию профессионального мастерства.

Основные формы повышения квалификации преподавательского состава школы:

- курсы повышения квалификации (согласно перспективному  плану повышения квалификации, согласно индивидуальной программе)

- внутриорганизационное повышение квалификации (постоянно действующие внутришкольные тематические семинары,  методические недели, ярмарки педагогических идей и т.д.)

- участие в международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, конкурсах

- самообразование

Структура управления ГОУ СОШ № 146 линейно – функциональная (схема1)

                                                                                                                    

 

 

                                

Схема 1                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Совершенствование организационной структуры ГОУ СОШ №146

 

Мотивацией для создания системы управления качеством образования в нашей школе послужило неудовлетворенность существующей организационной структурой этой системы, больше представляющей даже не систему, а некоторое «нагромождение»  Нас не устраивала также система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе нашей школы и отдельных ее элементах, о путях коррекции и развития. Таким образом, возникла очевидная потребность создания эффективной системы управления качеством образования, в которой матричные организационные структуры стали бы ведущими. Такая их роль объясняется просто: такого рода структуры, как правило, создаются тогда, когда предстоит решать новые задачи. Создание системы управления качеством образования относится как раз к такому классу задач.

В существующей линейно-функциональной структуре управления есть безусловные достоинства: хорошо отлажены вертикальные связи и четко разграничены функциональные обязанности, которые конкретизируют функции управления каждого подразделения. Но функциональная дифференциация приводит к утере общей цели, и цель оказывается вне поля зрения структурных подразделений. В результате каждый заместитель директора и структурные подразделения видят лишь свою часть работы. При решении нестандартных задач и постоянно возникающих проблем вся тяжесть выполнения функции координации ложится на директора и его заместителей, в результате появляются перегрузки в работе и некачественное решение таких проблем. Частичное делегирование полномочий приводит к формальным горизонтальным связям из-за слабо развитых коллегиальных органов (педсовет, методические объединения, Совет школы). Дело в том, что эти органы, юридически наделенные полномочиями в решении важных вопросов школьной жизни, на деле существуют формально.

Все это, в конечном итоге, побудило нас искать пути обновления системы и механизмов управления.

Мы пришли к выводу, что наиболее перспективным для формирования адаптивной системы управления методической работой, включающей ориентацию  на приоритетные цели, обновлённое содержание деятельности, является  матричная структура, так как при ней происходит наложение специально созданных временных целевых структур на постоянную структуру методической службы. Важнейшей особенностью такой структуры управления является то, что один и тот же работник может в одной структуре быть подчиненным или руководителем, а в другой – играть другие роли: быть руководителем группы, в которой традиционный его начальник может быть его подчиненным. На переходном этапе основными подразделениями матричной структуры могут стать проектные группы, сформированные для решения конкретных злободневных проблем, общее руководство которыми осуществляет методический совет. Каждой проектной группой руководит координатор (педагог либо руководитель школы), заинтересованный в качественных изменениях в содержании учебно-воспитательной работы школы.

        Такая структура позволяет легко перемещать сотрудников при переходе из одного проекта к другому, эффективнее использовать имеющиеся кадровые и материальные ресурсы. (схему 2)

Схема 2

 

 

К модели должны быть предъявлены  определённые требования:

1) модель должна быть адекватна отражаемому объекту, иначе она не выполнит своей функции.

2) модель должна быть открытой, чтобы иметь возможность гибко реагировать на внешние изменения: либо появлением /устранением/ одного из структурных элементов, либо образованием новых связей в структуре и т.д.

3) модель должна быть реальной, т.е. построена с учетом условий «внешней»

по отношению к модели среды. Можно спроектировать самую идеальную с точки зрения строения и структуры модель, но она не будет работать в силу своей фантазийности.

4) модель должна быть проверена

Модель создается, и далее ее необходимо проверить на достоверность: установить - все ли существенные компоненты реальной действительности встроены в модель. Чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи тем, кто ее будет воплощать в жизнь.

Новая модель управления методической службы будет реальна при следующих условиях:

- наличие в учебном заведении управленческой «команды» и педагогического коллектива, имеющих потребность и актуальную готовность к преобразованию;

- наличие в коллективе педагогов, потенциально способных возглавить отдельные структурные компоненты новой модели;

- наличие связей с методическими и научными структурами города на предмет оказания помощи в проектировании преобразовательных процессов и их средственном обеспечении.

27

 

 

 

 

 



Информация о работе Системау правления образовательным учреждением