Системный анализ управленческих решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены такие вопросы, как: базовые понятия системного анализа, методы и процедура принятия решения системного анализа, области применения системного анализа. Также будет разработано управленческое решения создания службы управления персоналом в соответствии с технологией применения системного анализа к решению сложных задач.

Содержание

Введение
1. Базовые понятия системного анализа
1.1 Становление системного анализа
1.2 Системный подход
1.3 Понятие системы
2. Определение системного анализа и области его применения
2.1 Понятие «системный анализ»
2.2 Методы и процедура принятия решения системного анализа
2.3 Области применения системного анализа в экономике и управление
3. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 40.49 Кб (Скачать документ)

 

1)   формирование социально-экономического  курса государства и определение  стратегии развития отраслей  промышленно-хозяйственного комплекса  страны, города, региона, района;

 

2)   планирование развития  систем вооружения в условиях  изменения военно-политической обстановки  и обоснование тактико-тактических  требований к новым образцам  вооружения и военной техники;

 

3)   обоснование способов  комплексного разрешения глобальных  и региональных противоречий  экономического, политического, экологического  и техногенного характера;

 

4)   технико-экономическое  обоснование и проектирование  систем различного функционального  назначения;

 

5)   совершенствование  организационно-управленческих структур  учреждений, предприятий, фирм и  промышленных объединений в условий перехода к новым формам хозяйствования;

 

6)   выбор стратегии  и тактики пиаровских и рекламных  кампаний по продвижению кандидатов  в различные органы власти, а  также товаров и услуг на  новые рынки;

 

7)   разработка бизнес  планов и обоснование маркетинговых  стратегий предприятий и фирм  с учетом конкуренции, нестабильности  рынков сбыта продукции, экономических  кризисов и финансовых дефолтов.

 

Основой системного анализа  считают общую теорию систем и  системный подход и системный  анализ, однако, заимствует у них  лишь самые общие исходные представления  и предпосылки. Его методологический статус весьма необычен: с одной стороны, системный анализ располагает детализированными методами и процедурами, почерпнутыми из современной науки и созданными специально для него, что ставит его в ряд с другими прикладными направлениями современной методологии, с другой — в развитии системного анализа отсутствует тенденция к оформлению его в строгую и законченную теорию. В системном анализе тесно переплетены элементы науки и практики. Поэтому далеко не всегда обоснование решений с помощью системного анализа связано с использованием строгих формализованных методов и процедур; допускаются и суждения, основанные на личном опыте и интуиции, необходимо лишь, чтобы это обстоятельство было ясно осознано. Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему: процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей; необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.

 

Центральной процедурой в  системном анализе является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи  реальной ситуации, которые могут  проявиться в процессе осуществления  решения. Полученная модель исследуется  с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому  из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным  внешним воздействиям. Системный  анализ опирается на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной  деятельности управления: исследование операций, метод экспертных оценок, метод критического пути, теорию очередей и т. п. Техническая основа системного анализа — современные вычислительные машины и информационные системы.

 

Методологические средства, применяемые при решении проблем  с помощью системного анализа, определяются в зависимости от того, преследуется ли единственная цель или некоторая  совокупность целей, принимает ли решение  одно лицо или несколько и т. д. Когда имеется одна достаточно четко  выраженная цель, степень достижения которой можно оценить на основе одного критерия, используются методы математического программирования. Если степень достижения цели должна оцениваться на основе нескольких критериев, применяют аппарат теории полезности, с помощью которого проводится упорядочение критериев и определение важности каждого из них. Когда развитие событий определяется взаимодействием нескольких лиц или систем, из которых каждая преследует свои цели и принимает свои решения, используются методы теории игр.

 

Несмотря на то, что диапазон применяемых в системном анализе  методов моделирования и решения  проблем непрерывно расширяется, системный  анализ по своему характеру не тождествен научному исследованию: он не связан с  задачами получения научного знания в собственном смысле, но представляет собой лишь применение методов науки  к решению практических проблем  управления и преследует цель рационализации процесса принятия решений, не исключая из этого процесса неизбежных в нем субъективных моментов.

 

2.2 Методы и процедура  принятия решения системного  анализа

 

Ценность системного подхода  состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает  основу для логического и последовательного  подхода к проблеме принятия решений. Эффективность решения проблем  с помощью системного анализа  определяется структурой решаемых проблем.

 

Согласно классификации, все проблемы подразделяются на три  класса:

 

·      хорошо структурированные (well-structured), или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены очень хорошо;

 

·      неструктурированные (unstructured), или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

 

·      слабо структурированные (ill-structured), или смешанные проблемы, которые содержат как качественные элементы, так и малоизвестные, неопределенные стороны, которые имеют тенденцию доминировать.

 

Методы решения.

 

Для решения хорошо структурированных  количественно выражаемых проблем  используется известная методология  исследования операций, которая состоит  в построении адекватной математической модели (например, задачи линейного, нелинейного, динамического программирования, задачи теории массового обслуживания, теории игр и др.) и применении методов  для отыскания оптимальной стратегии  управления целенаправленными действиями.

 

Процедура принятия решений.

 

Для решения слабо структурированных  проблем используется методология  системного анализа, системы поддержки  принятия решений (СППР). Рассмотрим технологию применения системного анализа к  решению сложных задач.

 

Процедура принятия решений  включает следующие основные этапы:

 

1.   формулировка проблемной  ситуации;

 

2.   определение целей;

 

3.   определение критериев  достижения целей;

 

4.   построение моделей  для обоснования решений;

 

5.   поиск оптимального (допустимого) варианта решения;

 

6.   согласование решения;

 

7.   подготовка решения  к реализации;

 

8.   утверждение решения;

 

9.   управление ходом  реализации решения;

 

10.проверка эффективности  решения.

 

Для многофакторного анализа, алгоритм можно описать и точнее:

 

1.   описание условий  (факторов) существования проблем,  И, ИЛИ и НЕ связывание между  условиями;

 

2.   отрицание условий,  нахождение любых технически  возможных путей. Для решения  нужен хотя бы один единственный  путь. Все И меняются на ИЛИ, ИЛИ меняются на И, а НЕ меняются на подтверждение, подтверждение меняется на НЕ-связывание;

 

3.   рекурсивный анализ  вытекающих проблем из найденных  путей, т.е. п.1 и п.2 заново для  каждой подпроблемы;

 

4.   оценка всех найденных  путей решений по критериям  исходящих подпроблем, сведенным к материальной или иной общей стоимости.

 

 

2.3 Области применения  системного анализа в экономике  и управление

 

Вряд ли возможно классифицировать все ситуации экономического управления, при которых возникает потребность  в системном анализе. Следует  отметить наиболее распространенные типы ситуаций управления, в которых возможно применение системного анализа:

 

1.Решение новых проблем.  С помощью системного анализа  формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать,  кто должен знать.

 

2. Решение проблемы предусматривает  увязку целей с множеством  средств их достижения.

 

3. Проблема имеет разветвленные  связи, вызывающие отдаленные  последствия в разных отраслях  народного хозяйства, и принятие  решения по ним требует учета  полной эффективности и полных  затрат.

 

4. Решение проблем, в  которых существуют различные  трудно сравнимые друг с другом  варианты решения проблемы или  достижения взаимосвязанного комплекса  целей.

 

5. Случаи, когда в народном  хозяйстве создаются совершенно  новые системы или коренным  образом перестраиваются старые  системы.

 

6. Случаи, когда осуществляется  улучшение, совершенствование, реконструирование производства или экономических отношений.

 

7. Проблемы, связанные с  автоматизацией производства, а  особенно управления, в процессе  создания автоматизированных систем  управления в любом звене.

 

8. Работа по совершенствованию  методов и форм экономического  управления, ибо известно, что ни  один из методов экономического  управления не действует сам  по себе, а только в определенном  сочетании, во взаимосвязи.

 

9. Случаи, когда совершенствование  организации производства или  управления проводится на объектах  уникальных, нетипичных, отличающихся  большой спецификой своей деятельности, где нельзя действовать по  аналогии.

 

10. Случаи, если принимаемые  на будущее решения, разработка  плана или программы развития  должны учитывать фактор неопределенности  и риска.

 

11. Случаи, когда планирование  или выработка ответственных  решений о направлениях развития  принимается на достаточно отдаленную  перспективу.

 

Таким образом, системный  анализ — это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным  проблемам политического, военного, социального, экономического, научного, технического характера. Центральной  процедурой в системном анализе  является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы  и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения  близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов  действий к желаемому, сравнительных  затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к  различным нежелательным внешним  воздействиям.

 

 

3. Практическая часть.  Разработка управленческого решения  создания службы управления персоналом  в соответствии с технологией  применения системного анализа  к решению сложных задач

I. Общая информация:

 

1. ООО "Компьюсервис"

 

2. Дата создания 01.07. 2005г

 

3. Московская область,  г. Раменское, Ул. К. Маркса 22, оф.3 Тел.47-09-63 Факс 47-09-64

 

4. Руководство:

 

- Завыленков Михаил Александрович - генеральный директор; специалист в сфере менеджмента;

 

- Ростов Александр Валерьевич - директор в сфере маркетинга; специалист в сфере сбыта;

 

- Зорин Андрей Александрович  – директор финансового отдела; специалист в сфере бухгалтерии;

 

- Медков Александр Валерьевич  – директор по производству; специалист в сфере высоких технологий.

 

II. Предприятие:

 

1. Предприятие специализируется  по оказанию услуг и сервиса  в сфере информационных технологий, а так же продаже компьютеров.  Опыт работы персонала в данной  отрасли не менее 3-х лет.

 

2. Основные виды продукции:  фирма специализируется на оказании  услуг в сфере информационных  технологий: разработка веб-сайтов, монтажа видео и цифровых фото снимков, установке и настройке программного обеспечения, подготовке презентаций; Кроме вышеперечисленных услуг фирма занимается IT консалтингом (монтаж локальных сетей под ключ, автоматизация бизнес процессов и т.д.)

 

3. Основные потребители:  основными потребителями услуг  нашей фирмы являются граждане, преимущественно со средним или  высоким доходом, имеющие ПК, но  не являющимися профессионалами  в области информационных технологий. Потенциальными потребителями услуг являются мелкий и средний бизнес, имеющий или желающий приобрести компьютерную технику, но не располагающие в штате специалистами по обслуживанию компьютерной техники.

 

II. Разработка службы управления  персоналом.

 

Необходимость в создании подразделения по управлению персоналом в данной организации стала очевидной.

 

Данная организация спокойно существует уже несколько лет  без службы персонала. Оформлением  трудовых книжек занимается бухгалтерия; поиск новых сотрудников ведется  исключительно через знакомых; собеседования  с претендентами на открытые вакансии проводят непосредственно руководители подразделений. Казалось бы, система, в  определенном смысле, отлажена, и, вроде  бы, даже все довольны.

 

Однако, в какой-то момент обнаруживается, что самые высококвалифицированные специалисты постепенно уходят, а найти им адекватную замену не удается: резерв «по знакомым» давно исчерпан; текучка усиливается и на менее значимых позициях; понятие «трудовой дисциплины» постепенно растворяется в дыму бесконечных перекуров; между подразделениями и отдельными сотрудниками то и дело вспыхивают конфликты. Нередко, к сожалению, именно в такой, уже до предела накаленной ситуации руководство предприятия и принимает, наконец, решение о создании службы персонала.

Информация о работе Системный анализ управленческих решений в организации