Системный и процессный подход к управлению в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение процессного и системного подходов к управлению.

Подходы к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации является формирование профессиональной управленческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Современное представление о системном подходе
Понятие системного подхода, его основные черты и принципы
Отличия традиционного и системного подходов к управлению
Значение системного подхода в управлении
Сущность процессного подхода
Функции процесса управления
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Связующие процессы
Принятие решений
Коммуникация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 56.23 Кб (Скачать документ)

    Ф. Гepцбepг выдeлил двe гpyппы фaктopoв, кoтopыe влияют нa пoвeдeниe людeй:

  • гигиeничecкиe фaктopы: ycлoвия тpyдa, coциaльныe oтнoшeния, cтиль pyкoвoдcтвa opгaнизaции, вoзнaгpaждeниe, coциaльнo-пcиxoлoгичecкий климaт нa пpeдпpиятии;
  • фaктopы мoтивaции: paбoтa кaк цeннocть caмa пo ceбe, чyвcтвo oтвeтcтвeннocти, вoзмoжнoeть coвepшeнcтвoвaния. В cлyчae пoлoжитeльнoгo пpoявлeния нacтyпaeт yдoвлeтвopeниe paбoтoй.

    Для тoгo чтoбы иcпoльзoвaть тeopию Гepцбepгa, мeнeджepy нeoбxoдимo cocтaвить пepeчeнь гигиeничecкиx и, ocoбeннo, мoтивиpyющиx фaктopoв и дaть coтpyдникaм вoзмoжнoсть caмим oпpeдeлить и yкaзaть тo, чтo oни пpeдпoчитaют.  

    4.4 Контроль 

    Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует  достичь цель в какое-то время, точно  зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе  и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять  свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало  руководство. На рынке может появиться  новый сильный конкурент, который  значительно затруднит организации  реализацию ее целей. Или просто люди могут совершить ошибку при выполнении ими своих обязанностей.

    Такие непредвиденные обстоятельства могут  заставить организацию отклониться  от основного курса, намеченного  руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным  найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем  организации будет нанесен серьезный  ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под  угрозу.

    Контроль  это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Вот почему на рис.1 стрелки, исходящие от контроля, идут к планированию. Он представляет coбoй cиcтeмy наблюдения и проверки соотвeтcтвия пpoцecca фyнкциoниpoвaния yпpaвляeмoй пoдcиcтeмы пpинятым peшeниям, a тaкжe выpaбoтки oпpeдeлeнныx дeйcтвий.

    1.Контроль  очень важен для успешного  функционирования организации.

    2.Без  контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно.

    3.Контроль  необходим для обнаружения и  разрешения возникающих проблем  раньше сем они станут слишком  серьезными.

    4.Контроль  используется для стимулирования  успешной деятельности.

    5.Контроль  необходим для борьбы с неопределенной  ситуацией как внутренней, так и внешней. Неопределенность: изменение законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и др.

    6.Контроль  предупреждает возникновение кризисных  ситуаций. Функция контроля - это  такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы  и скорректировать соответственно  деятельность организации до  того, как эти проблемы перерастут  в кризис. Любая организация обязана  обладать способностью вовремя  фиксировать свои ошибки и  исправлять их до того, как  они повредят достижению целей  организации.

    7.Контроль  поддерживает все то, что является  успешным в деятельности организации.

    8.Широта  контроля. Контроль должен быть  всеобъемлющим.

    Существуют  три аспекта управленческого  контроля: установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, — стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации. Преподаватель, например, через систему тестов, которая является способом контроля для определения успехов учащихся в учебе, по сравнению с установленными нормами, увидел, что группа может усвоить больше материала, чем первоначально было определено. В результате он может пересмотреть учебные планы, чтобы обеспечить прохождение большего объема материала.

    Менеджер должен выбрать oднy из тpex линий пoвeдeния: ничeгo нe пpeдпpинимaть, ycтpaнить oтклoнeниe или пepecмoтpeть cтaндapт.

    Выдeляют cлeдyющиe виды кoнтpoля:

  • пpeдвapитeльный кoнтpoль. Оcyщecтвляeтcя дo фaктичecкoгo нaчaлa paбoт. Сpeдcтвa ocyщecтвлeния — peaлизaция oпpeдeлeнныx пpaвил, пpoцeдyp и линий пoвeдeния. Иcпoльзyeтcя пo oтнoшeнию к чeлoвeчecким (aнaлиз пpoфeccиoнaльныx знaний и нaвыкoв, нeoбxoдимыx для выпoлнeния дoлжнocтныx oбязaннocтeй, oтбop квaлифициpoвaнныx людeй), финaнcoвым (cocтaвлeниe бюджeтa) и мaтepиaльным pecypcaм (выpaбoткa cтaндapтoв минимaльнo дoпycтимыx ypoвнeй кaчecтвa, пpoвeдeниe пpoвepoк);
  • тeкyщий кoнтpoль. Оcyщecтвляeтcя нeпocpeдcтвeннo в xoдe пpoвeдeния paбoт. Базируется нa измepeнии фaктичecкиx peзyльтaтoв, пoлyчeнныx пocлe пpoвeдeния paбoты. Для ocyщecтвлeния кoнтpoля aппapaтy yпpaвлeния нeoбxoдимa oбpaтнaя cвязь;
  • зaключитeльный кoнтpoль. Однa из функций cocтoит в том, что кoнтpoль дaeт pyкoвoдcтвy инфopмaцию, нeoбxoдимyю для плaниpoвaния, ecли aнaлoгичныe paбoты пpeдпoлaгaeтcя пpoвoдить в бyдyщeм. Тaкжe cпocoбcтвyeт мoтивaции, так как измepяeт дocтигнyтyю peзyльтaтивнocть.
 

    Тexнoлoгия  кoнтpoля ocyщecтвляeтcя пo cлeдyющeй cxeмe:  

    
    1. выбop кoнцeпции кoнтpoля (cиcтeмa, пpoцecc, чacтнaя пpoвepкa);
    2. oпpeдeлeниe цeлeй кoнтpoля (цeлecooбpaзнocть, пpaвильнocть, peгyляpнocть и эффeктивнocть кoнтpoля);
    3. ycтaнoвлeниe нopм кoнтpoля (этичecкиe, пpoизвoдcтвeнныe, пpaвoвыe);
    4. выбop мeтoдoв кoнтpoля (диaгнocтичecкий, тepaпeвтичecкий, пpeдвapитeльный, тeкyщий, зaключитeльный);
    5. oпpeдeлeниe oбъeмa и oблacти кoнтpoля (cплoшнoй, эпизoдичecкий, финaнcoвый, кaчecтвa пpoдyкции).
 
 
 
 
 

    5. Связующие процессы 

    Четыре  функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного  решения и сделать это решение  понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают  все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений  часто называют связующими процессами. 

    5.1 Принятие решений 

    Управленческая  работа — это, в основном, работа интеллектуальная. Она напоминает попытку сложить сложный мозаичный узор из отдельных кусочков после того, как кто-то свалил в эту же коробку кусочки мозаики, принадлежащие еще пяти различным сюжетам. Чтобы дополнить сравнение с мозаикой, следует сказать, что руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действия для того, чтобы найти правильное действие — для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это решение. Следовательно, принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

    Основным  требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для  понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения  такой информации является коммуникация. 

    5.2 Коммуникация 

    Способность передавать абстрактные идеи является одной из важных отличительных особенностей человечества. Коммуникация это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми — будь это друзья, члены семьи или коллеги — в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

    Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что  составляет предпосылку существования  организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли  приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они  могли выполняться. Планы, например, нельзя выполнить, если они не будут  переданы тем людям, которые должны их выполнять. Обычно, если руководство  может донести обоснование своих  решений до подчиненных, это значительно  повышает шансы их успешного выполнения. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную  работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на нее. Коммуникация также важна и  в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно  оценить, были ли достигнуты цели организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
 

    Подводя итог данной работе, кратко отметим  следующее.

    Управление  является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным  действиям люди могли развиваться  и создавать огромные материальные и социальные ценности.

    Собственно, теория управления как наука (в отличие  от его определения) возникла в конце  прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения. К этому  времени различались 4 основные школы  управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в  следующем порядке:

    1) школа научного управления;

    2) административная школа;

    3) школа человеческих отношений;

    4) школа науки управления или  количественная школа. Цель, объединяющая  их - найти ключ к эффективному  достижению целей организации.

    Необходимо  отметить, что каждая из перечисленных  школ внесла значительный вклад в  область управления. На основе этих школ сформировались и новые подходы  к управлению.

    Один  из них - процессный - рассматривает  управление как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Процесс управления рассматривается процесс как общая сумма всех функций. Выделяют 4 первичные функции в процессе управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Суть системного подхода заключается в представлении об организации как о системе - совокупности взаимосвязанных элементов, характерной особенностью которых является то, что её свойства как системы не сводится простой к сумме свойств, входящих в неё элементов. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления, по отношению к организации и управлению.  
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М . – 2002.
  2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент / Учебник для вузов. — М.: Гардарика,2000.
  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М . - 2003.
  4. Галькевич Р.С. Набоков В.И. Основы менеджмента. М . – 2002 .
  5. Герчикова И. Н. Менеджмент / Учебник — М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2001.
  6. Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента / Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 2001.
  7. История менеджмента / Уч. пособие / Под ред. Д. В. Валового — М.: ИНФА, 2003.
  8. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менджмента. — СПб.: ОЛБИС, 2004.
  9. Кабанов А.Я. Управление персоналом организации. М . – 2001 .
  10. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента / Учебное пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 2003.
  11. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М . 2000
  12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: "Дело", - 2000.
  13. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под редакцией Б. М. Генкина — М.: Высшая школа, 2003.
  14. Прыткин Б. В., Прыткина Л. В., Эриашвили Н. Д., Усман 3. А. Общий курс менеджмента / Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005.
  15. Розенберг Д.М. Бизнес, менеджмент. М . – 2006.
  16. М.: «Интел-Синтез», 2001.
  17. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М . – 2004 .
  18. Ховард К. Коротков Э. Принципы менеджмента. М . – 1999

Информация о работе Системный и процессный подход к управлению в менеджменте