Системы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:43, реферат

Описание

Движение за улучшение качества продукции в России существовало с пе¬риода проведения индустриализации. С течением времени становилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться пу¬тем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

Работа состоит из  1 файл

Реферат-1.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТРЕСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ДАГЕСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

На  тему: 

«Системы  управления качеством» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:       

Проверил:   
 
 
 
 
 
 

МАХАЧКАЛА 2011

 

      Системы управления качеством в России

     Движение  за улучшение качества продукции  в России существовало с периода проведения индустриализации. С течением времени становилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

     Факторы влияющие на качество продукции, укрупненно могут быть представлены тремя блоками: качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого фактора и внешних условий.

     ТАБЛИЦА 1

     Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции (по данным конца 80-х г. ХХ в.).

     Факторы
     ТЕХНИЧЕСКИЕ      ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ      ЭКОНОМИЧЕСКИЕ      СОЦИАЛЬНЫЕ
     - вид изготавливаемой продукции  и серийность ее производства;

     - состояние технической документации;

     - качество технологического оборудования, оснастки, инструмента;

     - состояние испытательного оборудования;

     - качество средств измерения и контроля;

     - качество исходных материалов, сырья,  комплектующих изделий

     - обеспеченность материалами, сырьем и т.д.;

     - техническое обслуживание оборудования, оснастки и т.п.;

     - планомерность и ритмичность работы;

     - организация работ с поставщиками;

     - организация информационного обеспечения;

     - научная организация труда, культура  производства;

     - организация питания и отдыха

     - форма оплаты труда и величина зарплаты;

     - премирование за высококачественную работу и продукцию;

     - удержание за брак;

     - соотношение между КП, себестоимостью  и ценой;

     - организация и проведение хозрасчета

     - состояние воспитательной работы;

     - подбор, расстановка и перемещение кадров;

     - организация учебы и повышения  квалификации;

     - взаимоотношения в коллективе;

     - жилищно-бытовые условия;

     - организация отдыха в нерабочее  время 

     Проследим шаг за шагом последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению КП в отечественной практике.

     1. Система БИП

     В 1950-е годы получила распространение  саратовская система организации  бездефектного изготовления продукции  и сдачи ее с первого предъявления (БИП).

     Цель  системы – создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации.

     Основным  критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи продукции с  первого предъявления, который исчисляется  как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных ОТК.

     От  процента сдачи продукции с первого  предъявления зависело по определенной шкале материальной и моральное стимулирование исполнителя.

     Внедрение системы БИП позволило:

  • обеспечить строгое выполнение технологических операций;
  • повысить персональную ответственность рабочих за качественные результаты своего труда;
  • более эффективно использовать моральное и материальное поощрение рабочих;
  • создать предпосылки для широкого развертывания движения за повышение качества продукции.

     Моральное стимулирование привело к появлению  званий «Мастер золотые руки», «Отличник  качества» и др. Со временем изменились функции ОТК – контроль велся  выборочно, а в основе стал самоконтроль. Именно последний выявил дефекты, не зависящие от рабочего, что привело к проведению среди руководства «Дней качества» и созданию постоянно действующих комиссий по качеству. На ряде предприятий процент сдачи с первого предъявления партий продукции был заменен процентом числа рабочих дней без брака от общего числа рабочих дней.

     Вместе  с тем система БИП имела  ограничительную сферу действия, она распространялась только на рабочих цехов основного производства.

     Система работала по принципу «есть дефект – нет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции.

     В принципе БИП воплотилась в зарубежных программах «ноль дефектов» и  сохранилась во всех отечественных. Более того, когда отмечалось десятилетие КСУКП, то она была зарегистрирована только на 30000 предприятиях, а БИП к этому времени – на 60000.

     2. СБТ

     Львовский вариант саратовской системы  – система бездефектного труда 

     (СБТ)  впервые разработана и внедрена  на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова в начале 60-х годов.

     Цель  системы – обеспечить выпуск продукции  отличного качества, высокой надежности и долговечности путем повышения  ответственности и стимулирования каждого работника предприятия и производственных коллективов за результаты их труда.

     Основным  критерием, характеризующим качество труда и определяющим размер материального  поощрения, является коэффициент качества труда, который вычисляется для каждого работника предприятия, каждого коллектива за установленный промежуток времени (неделя, месяц, квартал) путем учета количества и значимости допущенных производственных нарушений. В системе устанавливается классификатор основных видов производственных нарушений: каждому дефекту соответствует определенный коэффициент снижения. Максимальная оценка качества труда и максимальный размер премии устанавливаются тем работникам и коллективам, которые за отчетный период не имели ни одного нарушения.

     Внедрение СБТ позволило:

  • количественно оценить качество труда каждого работника, каждого коллектива;
  • повысить заинтересованность и ответственность каждого работника, каждого коллектива за качество своего труда;
  • повысить трудовую и производственную дисциплину всех работников предприятия;
  • вовлекать в соревнование за повышение качества продукции всех работников предприятия;
  • сократить потери от брака и рекламации, повысить производительность труда.

     Львовская СБТ, так же как и саратовская  система БИП, заключалась в том, что она распространялась главным образом на стадию изготовления продукции. Известны попытки применения принципов бездефектного труда в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, однако широкое применение СБТ получила на промышленных предприятиях для оценки и стимулирования исполнительского (не творческого) труда.

     3. Система КАНАРСПИ

     Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) впервые разработана и внедрена на машиностроительных предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) в 1957-1958 гг. В этой системе был сделан упор на повышение надежности изделий за счет укрепления технической подготовки работы КБ и технологов производства, на долю которых приходилось 60-85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и производились их исследовательские испытания. Значительное развитие получило опытное производство, стандартизация и унификация, общетехнические системы стандартов, такие, как Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП).

     Характерным для системы КАНАРСПИ является то, что она выходит за рамки стадии изготовления продукции и охватывает многие виды работ на стадии исследования и проектирования и на стадии эксплуатации. На стадии исследования и проектирования при изготовлении опытного образца большое внимание уделяется выявлению причин отказов и их устранению в допроизводственный период.

     Решение этой задачи осуществляется за счет развития исследовательской и экспериментальной базы, повышения коэффициента унификации, широкого применения методов макетирования и моделирования, ускоренных испытаний, а также конструкторско-технологической отработки изделий в процессе технологической подготовки производства. Результаты эксплуатации изделий рассматриваются в системе как обратная связь и используется для совершенствования конструкции изделия и технологии его изготовления.

     В КАНАРСПИ широко используются принципы бездефектного труда и бездефектного изготовления продукции.

     планирование  улучшения качества продукции и  управления КП по этому критерию, а  также распространение внимания к качеству по всему жизненному циклу продукции получили развитие в системе НОРМ.

     4. Система НОРМ

     Система НОРМ (научная организация труда  по увеличению моторесурса) впервые  была разработана и внедрена на Ярославском  моторном заводе в 1963-1964 гг.

     Цель  системы – увеличение надежности и долговечности выпускаемых  двигателей.

     В основу системы НОРМ положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей и узлов, лимитирующих моторесурс, основным показателем в системе является ресурс двигателя до первого капитального ремонта, выраженный в моточасах. Рост этого показателя в системе планируется.

     Организация работ в системе построена  по принципу цикличности. Каждый новый  цикл по повышению моторесурса начинается после достижения в производстве ранее запланированного уровня моторесурса и предусматривает определение его фактического уровня, выявление деталей и узлов, лимитирующих моторесурс; планирование оптимального уровня увеличения моторесурса; разработку и проверку инженерных рекомендаций по обеспечения планируемого уровня моторесурса; разработку комплексного плана конструкторско-технологических мероприятий по освоению двигателя с новым ресурсом в производстве; проведение комплекса конструкторско-технологических мероприятий и опытно-исследовательских работ; закрепление достигнутого ресурса в производстве; поддержание достигнутого уровня в эксплуатации.

     На  стадии производства система НОРМ включает в себя положения системы БИП  и СБТ, на стадии проектирования –  основные положения системы КАНАРСПИ.

     Внедрение системы НОРМ позволило увеличить  ресурс ярославских двигателей до первого капитального ремонта с 4000 до 10000 часов, увеличить гарантийный срок на двигателе на 70%, снизить потребность в запасных частях более чем на 20%.

     Достижение  запланированного уровня качества стало возможным за счет комплексного подхода к УКП путем обобщения опыта предшествующих систем по всем стадиям жизненного цикла продукции. 

     5. КСУКП

     В 1975 году на передовых предприятиях Львовской области появились  комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП).

     Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей  лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники. С 1978 года Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций УКП. В связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства (МОП), многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, на предприятиях и в объединениях стали разрабатываться программы качества, вводилась аттестация продукции, получила широкое развитие сеть головных и базовых организаций, а также – сеть учреждений по повышению квалификации специалистов в области УКП, в вузах были введены в программы обучения курсы по стандартизации и УКП. В 1985г. отмечалось, что за десятилетие с помощью КСУКП удалось создать и успешно реализовать конкурентоспособную продукцию, повысить удельный вес продукции высшей категории качества в 2-3 раза, значительно сократить потери от брака и рекламаций, уменьшить в 1,5-2 раза сроки разработки и освоения новой продукции. Вместе с тем указывалось, что на многих предприятиях при создании систем управления качеством (СУК) нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму в этой работе и, по существу, к отсутствию системы. Основные причины этого – экономическая не заинтересованность предприятий в улучшении КП, а следовательно, и в системе, внедрение СУК на предприятиях излишне административными методами. Это породило у многих мнение, что СУК себя не оправдали и ими не следует заниматься. Вместе с тем уже при перестройке экономики и переходе на хозяйственный расчет стало ясно, что КП становится основным условием жизнеспособности предприятий, особенно на внешнем рынке.

Информация о работе Системы управления качеством