Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:55, творческая работа
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Пушкинский |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Исследование систем управления |
Тема |
Социологическое исследование |
Фамилия студента |
Тишина |
Имя студента |
Светлана |
Отчество студента |
Михайловна |
№ контракта |
01800090301137 |
Основные данные о работе
Содержание
Основная часть
Социологическое исследование
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.
Социологическое исследование- один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.
Проведение любого социологического исследования начинается с конкретного заказа и осуществляется целым коллективом участников.
Вся работа разделяется на пять крупных этапов:
Подготовительный (подготовка исследования)
Сбор первичной социологической информации.
Статистическая обработка
Анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.
В соответствии с характером поставленных целей и задач необходимо выбрать вид социологического исследования, которые можно классифицировать по различным критериям. В основном выделяют следующие основные виды социологических исследований.
По задачам выделяют:
разведывательное,
описательное
аналитическое.
Выбирая вид исследования, следует учесть, что разведывательное исследование - наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Его цель - получение оперативной социологической информации. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований.
Описательное исследование – сбор эмпирической информации с применением одного или нескольких методов сбора данных. Проводится в случае, когда объект исследований относительно велик и разнообразен.
Аналитическое исследование – самый сложный вид социологического анализа, Аналитическое исследование не только описывает объект, но и умеет видеть его системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях, выявляет причины породившие данное явление, различные условия его функционирования и развития, систему его внутренних противоречий.
В зависимости от временных характеристик исследование может быть разовым и повторным. Разовое исследование дает возможность получить знание о состоянии социальных явлений и процессов на текущий момент. Повторное исследование рассматривает один и тот же объект через временной интервал и рассматривается по той же программе и методике. Это позволяет видеть процесс в динамике.
Проведение социологического исследования предполагает ряд этапов, которые разворачиваются в определенной последовательности:
Разработка программы;
Сбор первичной
Обработка полученных данных;
Анализ и обобщение полученной информации;
Составление отчета.
Программа социологического исследования является документом, содержащим методологические и методико - технические предпосылки научного поиска ответов на вопрос, поставленный в социологическом исследовании.
Методологический раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания.
Анализ проблемной ситуации должен
начинаться с выявления противоречий,
характеризующих данную ситуацию. При
формулировке указанных противоречий
большое значение имеют знания, научный
опыт социолога и некоторая
Под объектом исследования, как правило, понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. В отличие от предмета исследования, который формулируется социологом в зависимости от целей, задач и предварительно изученных данных, объект исследования по своим эмпирическим свойствам не зависит от познающего субъекта.
Под предметом социологического исследования
мы понимаем существенные свойства и
отношения объекта
Для облегчения социологического анализа целесообразно разграничить предмет теоретического и эмпирического исследования. Предмет теоретического анализа — это идеализированный объект, а вернее, модель, описывающая всю систему взаимодействий (как внутренних, так и внешних) в теоретических понятиях и конструктах. Предметом эмпирического анализа является изучение (несомненно, на базе теории) реальных свойств объекта познания, например типа лидерства в малой группе.
Так как социальные системы очень мобильны, постоянно видоизменяются, то можно говорить, что мы изучаем состояние нашего предмета анализа в какой-то конкретный временной период. Таким образом, предметная область исследования должна иметь как пространственные, так и временные ограничения.
Выделение объекта и предметной области анализа позволяет социологу на основе разработанной идеализированной модели описать (дать характеристику) изучаемого явления или процесса. Если мы говорим о социальных проблемах, носителями которых являются люди (индивиды, группы, общности), то мы характеризуем и состояние тех общностей, которые включены в структуру нашей системы, подлежащей изучению.
Теоретическое
моделирование изучаемой
Под задачами исследования мы подразумеваем тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.
В формулировке задач исследования неоценимую роль играет описанная нами модель предмета анализа. Она позволяет выявить, во-первых, основные факторы, определяющие проблемную ситуацию; во-вторых, факторы (или переменные), имеющие второстепенное или последующее влияние на состояние проблемы.
Выдвижение задач исследования
связано непосредственно с
Целесообразно также разграничивать содержательную (проблемную) сторону задач исследования и программные задачи (как логику методики получения социологической информации).
Процедура разработки гипотез начинается с формулировки частных познавательных задач исследования. Они фиксируются в форме отдельных предложений, отображающих зависимости между отдельными элементами концептуальной схемы. Эти зависимости будут служить основанием для формулировки гипотез.
Закончив процедуру
Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение о непосредственно не наблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.
Гипотеза определяется как "научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть".
С точки зрения задач исследования
гипотезы классифицируются как основные
и дополнительные, что соответствует
основным и частным познавательным
задачам исследования. По степени
разработанности и
По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.
Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам. Если, например, исследуется взаимосвязь конфликтных семей и уровня преступности несовершеннолетних, то на основе имеющейся статистической информации можно установить, какая часть обследованных лиц имеет прямую зависимость, а какая этой зависимости не имеет. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах.
Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. На основании объяснительных гипотез делаются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных в результате подтверждения описательных гипотез.
Любое явление или событие, имеющее
для социолога
Проверка объективности прогнос
В качестве социального факта могут выступать: характеристики поведения людей, групп, общностей; продукты человеческой деятельности; вербальные действия ; всевозможные взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому изучение и введение в научный оборот ранее не изученных явлений или процессов также является задачей науки, в том числе социологии.
Окончание процесса формулировки гипотез дает исследователю возможность разработки инструментария, т.е. перехода от теоретических конструкций к эмпирическим показателям, которые выражаются в вопросах анкеты, интервью и т.д. Эти показатели должны быть доступны наблюдению и измерению и отражают различные социально-психологические характеристики объекта.
В момент разработки гипотез социолог переходит от теории к конкретному измеряемому уровню, представляющему социальный предмет (индивида, группу и т.д.). Каким бы точным не было измерение, оно, как правило, относится к какой-либо одной стороне объекта, которая всегда значительно беднее его самого как целостности.
В результате разработки системы показателей (индикаторов) социолог составляет задание для подготовки конкретных методик (инструментария). Здесь возникают новые проблемы, среди которых основной становится проблема отражения показателей в инструментарии — вопросах анкеты, интервью и т.д. Для того чтобы разрешить эту проблему, необходимо составить список показателей, которые целесообразно отобразить в анкете.