Социальное исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:55, творческая работа

Описание

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

Работа состоит из  1 файл

tishina_tvorcheskaia_rabota.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Пушкинский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Исследование систем управления

Тема

Социологическое исследование

Фамилия студента

Тишина

Имя студента

Светлана

Отчество студента

Михайловна

№ контракта

01800090301137


 

Содержание

 

        Основные данные  о работе

        Содержание

        Основная часть

            Социологическое исследование

Основная часть

 Социологическое исследование

 

Социологическое исследование, как  и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

Социологическое исследование- один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.

Проведение любого социологического исследования начинается с конкретного заказа и осуществляется целым коллективом участников.

Вся работа разделяется на пять крупных  этапов:

Подготовительный (подготовка исследования)

Сбор первичной социологической информации.

Статистическая обработка собранной  информации.

Анализ обработанной  информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

В соответствии с характером поставленных целей и задач необходимо выбрать  вид социологического исследования, которые можно классифицировать по различным критериям. В основном выделяют следующие основные виды социологических исследований.

По задачам выделяют: 

разведывательное,

описательное 

аналитическое.

Выбирая вид исследования, следует  учесть, что разведывательное исследование - наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Его цель - получение оперативной социологической информации.  Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований.

Описательное исследование – сбор эмпирической информации с применением одного или нескольких методов сбора данных. Проводится в случае, когда объект исследований относительно велик и разнообразен.

Аналитическое исследование – самый сложный вид социологического анализа, Аналитическое исследование  не только описывает объект, но и умеет видеть его системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях, выявляет причины породившие данное явление, различные условия его функционирования и развития, систему его внутренних противоречий.

В зависимости от временных характеристик  исследование может быть разовым  и повторным.  Разовое исследование дает возможность получить знание о  состоянии социальных явлений и  процессов на текущий момент. Повторное  исследование рассматривает один и тот же объект через временной интервал и рассматривается по той же программе и методике. Это позволяет видеть процесс в динамике.

Проведение социологического исследования предполагает ряд этапов, которые  разворачиваются в определенной последовательности:

Разработка программы;

Сбор первичной социологической  информации

Обработка полученных данных;

Анализ и обобщение полученной информации;

Составление отчета.

Программа социологического исследования является документом, содержащим методологические и методико - технические предпосылки научного поиска ответов на вопрос, поставленный в социологическом исследовании.

Методологический раздел программы  начинается с формулировки проблемы исследования, определения объекта  и предмета социологического познания.

Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию. При  формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, научный  опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа, позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна являться формулировка темы исследовательского проекта, которая обязательно содержит в себе указания на предмет анализа.

Под объектом исследования, как правило, понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. В отличие от предмета исследования, который формулируется социологом в зависимости от целей, задач и предварительно изученных данных, объект исследования по своим эмпирическим свойствам не зависит от познающего субъекта.

Под предметом социологического исследования мы понимаем существенные свойства и  отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью  социолог.

Для облегчения социологического анализа  целесообразно разграничить предмет теоретического и эмпирического исследования. Предмет теоретического анализа — это идеализированный объект, а вернее, модель, описывающая всю систему взаимодействий (как внутренних, так и внешних) в теоретических понятиях и конструктах. Предметом эмпирического анализа является изучение (несомненно, на базе теории) реальных свойств объекта познания, например типа лидерства в малой группе. 

Так как социальные системы очень  мобильны, постоянно видоизменяются, то можно говорить, что мы изучаем  состояние нашего предмета анализа в какой-то конкретный временной период. Таким образом, предметная область исследования должна иметь как пространственные, так и временные ограничения.

Выделение объекта и предметной области анализа позволяет социологу на основе разработанной идеализированной модели описать (дать характеристику) изучаемого явления или процесса. Если мы говорим о социальных проблемах, носителями которых являются люди (индивиды, группы, общности), то мы характеризуем и состояние тех общностей, которые включены в структуру нашей системы, подлежащей изучению.

Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации, предметной области анализа  позволяет перейти к следующему методологическому разделу программы  — определению цели и задач  исследования. Под целью исследования мы понимаем тот конечный результат, который намерены получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формулируется в договоре наряду с темой.

Под задачами исследования мы подразумеваем  тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.

В формулировке задач исследования неоценимую роль играет описанная нами модель предмета анализа. Она позволяет  выявить, во-первых, основные факторы, определяющие проблемную ситуацию; во-вторых, факторы (или переменные), имеющие  второстепенное или последующее влияние на состояние проблемы.

Выдвижение задач исследования связано непосредственно с характером анализа. Если речь идет о теоретико-познавательных проблемах, то задачи и выводы исследования будут определяться теоретическими положениями и новыми концепциями, полученными в результате анализа. Если речь идет о прикладных исследованиях, то задачи и выводы будут ориентированы на социальную диагностику проблемы, практические рекомендации.

Целесообразно также разграничивать содержательную (проблемную) сторону задач исследования и программные задачи (как логику методики получения социологической информации).

Процедура разработки гипотез начинается с формулировки частных познавательных задач исследования. Они фиксируются  в форме отдельных предложений, отображающих зависимости между отдельными элементами концептуальной схемы. Эти зависимости будут служить основанием для формулировки гипотез.

Закончив процедуру формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы.

Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение о непосредственно не наблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.

Гипотеза определяется как "научное  предположение, выдвигаемое для  объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть".

С точки зрения задач исследования гипотезы классифицируются как основные и дополнительные, что соответствует  основным и частным познавательным задачам исследования. По степени  разработанности и обоснованности различаются первичные и вторичные гипотезы. Гипотезы разрабатываются в два этапа: при подготовке программы исследования и после пилотажа (пробного социологического исследования, проведенного на небольшой выборке опрошенных), когда они уточняются, корректируются и дополняются новыми.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.

Описательные гипотезы — предположения  о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как  в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам. Если, например, исследуется взаимосвязь конфликтных семей и уровня преступности несовершеннолетних, то на основе имеющейся статистической информации можно установить, какая часть обследованных лиц имеет прямую зависимость, а какая этой зависимости не имеет. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах.

Объяснительные гипотезы относятся  к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения  о причинно-следственных связях в  изучаемом объекте. На основании  объяснительных гипотез делаются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных в результате подтверждения описательных гипотез.

Любое явление или событие, имеющее  для социолога исследовательскую  значимость, включено в цепь событий, происходящих в тотальной системе, поэтому оно может проявляться как тенденция или закономерность. Отсюда следует необходимость разрабатывать не только объяснительные, но и прогностические гипотезы, отражающие еще один, более высокий, уровень познания социальной реальности. Такие гипотезы позволяют отразить множество явлений, выявить некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значение полученных выводов выходит далеко за рамки конкретных целей и задач и представляет ценность для конструирования статистических рядов, отражающих развитие социальных процессов в обществе. Например, в рассматриваемом нами вопросе влияния семьи на преступное поведение подростков мы можем спрогнозировать рост ожидаемой преступности в обществе и изменения, происходящие в современных семьях, имеющих несовершеннолетних преступников. Гипотеза в этом случае имеет не только внутреннее инструментальное, но и общечеловеческое значение, так как способствует некоторому научному вкладу в изучаемое направление.

Проверка объективности прогностической гипотезы по вполне понятным временным причинам происходит на более поздних этапах социального развития общества. Поэтому в выводах конкретного исследования она остается лишь гипотезой и часто недооценивается исследователями. В ряде случаев проверка и подтверждение гипотез дает описание того, что давно известно. Если строго подходить к этому моменту, то научное фиксирование даже давно известных истин имеет смысл, так как наблюдаемые в социальной жизни, но не осмысленные наукой явления или процессы для ученых практически не существуют.

В качестве социального факта могут  выступать: характеристики поведения  людей, групп, общностей; продукты человеческой деятельности; вербальные действия ; всевозможные взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому изучение и введение в научный оборот ранее не изученных явлений или процессов также является задачей науки, в том числе социологии.

Окончание процесса формулировки гипотез  дает исследователю возможность  разработки инструментария, т.е. перехода от теоретических конструкций к эмпирическим показателям, которые выражаются в вопросах анкеты, интервью и т.д. Эти показатели должны быть доступны наблюдению и измерению и отражают различные социально-психологические характеристики объекта.

В момент разработки гипотез социолог переходит от теории к конкретному измеряемому уровню, представляющему социальный предмет (индивида, группу и т.д.). Каким бы точным не было измерение, оно, как правило, относится к какой-либо одной стороне объекта, которая всегда значительно беднее его самого как целостности.

В результате разработки системы показателей (индикаторов) социолог составляет задание  для подготовки конкретных методик (инструментария). Здесь возникают  новые проблемы, среди которых  основной становится проблема отражения показателей в инструментарии — вопросах анкеты, интервью и т.д. Для того чтобы разрешить эту проблему, необходимо составить список показателей, которые целесообразно отобразить в анкете.

 

 

 




Информация о работе Социальное исследование