Содержание и элементы процесса организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:29, реферат

Описание

Слово «организация» происходит от латинского «organize» — делать сообща, стройный вид, устраиваю.
Б.З. Мильнер: «Организация представляет собой сознательно координируемое, социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели»1.

Работа состоит из  1 файл

содержание и элементы процесса организации.docx

— 26.94 Кб (Скачать документ)

Содержание и  элементы процесса организации.           

             

 Слово «организация»  происходит от латинского «organize» — делать сообща, стройный вид, устраиваю.           

 Б.З. Мильнер: «Организация представляет собой сознательно координируемое, социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели»1. Следовательно, организация - это образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой, управляемых руководством организации и работающих на постоянной основе для достижения общих целей.              До сих пор единого понимания организации не выработано. Организация рассматривается как явление (объект) и как процесс.           

 Как явление организация  (предприятие) - это физическое объединение  реальных элементов для выполнения  программы или цели, например, набор  элементов, составляющих предприятие по производству холодильников «Стинол»; является средой деятельности менеджера. В России организации как явление регулируются Гражданским кодексом РФ.            

 Как процесс организовывания - совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (процесс организовывания), например процесс создания работоспособного коллектива; выступает одной из основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). Организация как процесс регулируется законами о труде и уголовным кодексами.            

 Организация как процесс  организовывания - одна из основных функций управления (планирование, организация, мотивация и контроль). Под функцией управления понимают совокупность повторяющихся управленческих действий, объединенных единством содержания. Поскольку организация как процесс служит функцией управления, любое управление представляет собой организационную деятельность, хотя и не сводится к ней. Управление - это особым образом ориентированное воздействие на систему, обеспечивающее придание ей требуемых свойств или состояний. Одним из атрибутов состояния организации служит структура. Организовывать - значит, прежде всего, создать или изменить структуру.

В организации постоянно  протекают сложные внутренние процессы, в которых выражается ее функционирование и развитие.             

 Суть функционирования  состоит в достижении организационных целей на основе использования и преобразования окружающей среды и ее элементов; при этом организация сохраняет себя как целое в первоначальном виде.              

 Развитие организации  заключается в ее постоянном  преобразовании в соответствии  с изменяющейся внутренней и  внешней средой. Путем таких преобразований  и перехода к новому состоянию организация пытается восстановить нарушившееся в результате ее изменений равновесие, в котором она пребывала прежде и без которого ее нормальное функционирование невозможно. В зависимости от стоящих перед организацией целей и способов их достижения развитие организации может быть прогрессивным, нейтральным или регрессивным.             

 Под развитием организации  понимается ее планомерное систематическое  совершенствование, которое находит  выражение в основных моментах:

- формирование новых и  рационализация существующих внутриорганизационных  структур;

- совершенствование трудовых, производственных и управленческих  процессов и их взаимодействие;

- регламентация функций  отдельных подразделений и работников.         

      Таким образом, можно выделить два вида внутриорганизационных процессов и функций: поддержание сложившихся отношений и связей для сохранения организации как таковой и решения стоящих перед нею задач с помощью совокупности действий по постановке целей, выработке и принятию решений, распределению прав и обязанностей, ресурсов и т.п. и совершенствование существующих и создание новых отношений и связей, обеспечивающих развитие организации в целом.              

 Структурными элементами  процесса организации являются:

1)              операции процесса организации;

2)              способы процесса организации;

3)              механизм процесса организации.               

 Операции процесса  организации.            

 Сбор информации для  осознания побудительных мотивов  деятельности. Под информацией понимается  продукт информирования: осведомление, сигнал, сообщение о чем-либо, например об особенностях процесса производства персональных компьютеров. Качество информации определяют свойства: актуальность, объективность, достоверность, полнота, правдивость.   

           Прогнозирование потребностей и возможностей. Так как стремление человека удовлетворить потребность сопряжено с ограниченной возможностью, то для этого требуется прогноз и того и другого для опережающего отображения наиболее вероятностного состояния действительности. Выбор способа моделирования прогнозируемого объекта зависит от исходных условий и среды его пребывания.            

 Результатом процесса  прогнозирования становится прогноз. Различают следующие виды прогноза: поисковый, нормативный, интервальный, точечный, оперативный, краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, перспективный. Весь процесс разработки прогноза можно разделить на этапы:

1.              анализ механизма, процесса роста и его особенностей,

2.              выбор методов и математических посылок,

3.              использование методов прогнозирования,

4.              объективизация результатов и количественная оценка прогноза.            

 Формулировка глобальной  цели и ранжирование локальных целей и задач. Процесс формулировки глобальной цели можно считать окончательным после ответа на вопросы, характеризующие атрибуты цели.

Рис.1

Процесс формулировки глобальной цели.

1. Предмет деятельности: что, для чего, с какой целью?

 

2. Количественная мера: сколько,  какой объем, какая мощность?

 

3. Количественная характеристика: какого качества (долговечность,

прочность, допуски в отклонениях  различных параметров)?

                            

 

4. Координация цели в пространстве: где, в каком месте (район

строительства, объект, оси, отметки и т.п.)?

 

5. Координация цели во  времени: когда, в какой момент  должна

свершиться цель (например, срок ввода в эксплуатацию дома)

 

6. Продолжительность достижения  цели: в течение какого време

ни будет достигнута цель


 

            

 Моделирование способов - это представление взаимосвязи процессов и взаимоотношений элементов исследуемого объекта на специально построенном по определенным правилам его аналоге, называемом моделью, которые, в свою очередь, можно разделить на два класса: физические (материальные: испытательные стенды, макеты, опытное изготовление конструкций, экспериментальное строительство объекта) и концептуальные (абстрактные: словесно-описательные, логические, аналитические, статистические, балансовые, имитационные, графические, модели массового обслуживания, модели теории игр).         

 Формулировка проекта  и принятие организационного  решения включает в себя три  важнейшие операции процесса  организации: 

1) обоснование вариантов  (альтернатив) достижения цели, которое,  как правило, совмещается с  моделированием; 2) формулировка (компоновка) проекта решения; 3) согласование действий, в результате чего обеспечивается коллективное мнение и одобрение проекта решения. Способы организации — совокупность действий или система действий, применяемых при выполнении какой-либо работы или осуществления какого-либо процесса.

Рис.2

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ

       
   

ОПЕРАЦИИ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ

       
   

-

Сбор информации для осознания  побудительных мотивов деятельности. Информация - это сведения, знания и сообщения. Виды информации: текущая, оперативная, первичная, вторичная, входящая, выходящая, выборочная

   

-

Прогнозирование потребностей и возможностей: стремление организации  удовлетворить потребность, которая ограничена возможностями, поэтому необходим прогноз и потребностей, и возможности

   

-

Фактографические, которые  базируются на информации о прошлом  состоянии и развитии объекта  прогнозирования (статистические, опережающие, методы аналогий)

       
     

Экспертные - основаны на информации, систематически обновляемой специалистами - экспертами (прямые и с обратной связью)

   

-

Моделирование способов - это  представление взаимосвязи процессов  и взаимоотношений элементов обследуемого объекта, на специально построенном по определенным правилам его аналогии, называемом моделью

     

Формулировка проекта  и принятия организационного решения. Включает операции: обоснование вариантов; компоновка проекта решения; согласование действий, в результате чего обеспечивается одобрение проекта решения

       
   

СПОСОБЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ

     

   

Совокупность действий, принимаемых  при осуществлении какого-либо процесса

   

-

На стадии идеи:

1.Составление программ  и разработка стратегии

2.Разработка схем развития  и размещения производственных  сил организации

3.Хозяйственное и инженерное  планирование

4.Организационное проектирование

5.Композиция схем

6.Конструирование

7.Разработка мероприятий

   

-

Способы организации вещей

продолжение организаторской  деятельности, зарождающееся на стадии идей:

1.Комплектование

2.Размножение

3.Оснащение и оборудование

       
 

Способы организации людей

происходят с осознанием целей, во имя чего и как скоро  потребуется реализация целей

1.              Обучение, воспитание и приобретение навыков

2.              Мобилизация

3.              Сплочение и объединение

4.              Организация правовых отношений

5.              Принуждение и подчинение

6.              Подбор и расстановка кадров

   
 

Способы взаимосвязи идей, вещей и людей

в реальном пространстве и  времени для того, чтобы был  возможен процесс производства товаров  и услуг

1.Распределение и разделение  труда, делегирование власти

2.Производственное планирование

3.Диспетчеризация, регламентация  и упорядочивание

МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Учет общественных потребностей и рыночной коньюктуры, два аспекта:

-                  наличие конкуренции;

-                  ресурсы ограничены, поэтому необходимо делать выбор

Действие объективных  законов организации и экономики (закон экономии времени, закон стоимости, закон денежного обращения)

   
 

Учет законодательных  актов, правил и норм

Критерий обоснования  вариантов достижения целей (это  мерило оценки и качества процессов)

   
 

Информационная структура  предмета организации, которая основана на функциональной структуре и ее управляющего


 

 

Рис. 3

Стадии процесса организации

Стадии

 

Органи

 

Органи

 

Организа

процесса

©

зация

 

зация

 

ция их

организации

 

людей

—►

людей и вещей

—►

взаимодеи-

ствия


Способы процесса организации  на различных стадиях.

Способы процесса организации на стадии идей

Способы процесса организации  на стадии вещей

Способы процесса организации  на стадии людей

Способы организации взаимосвязи идей, вещей и людей

1.Составление программ, разработка  стратегий.

2.Разработка схем развития  и размещения производительных сил, отраслей, производств, населенных пунктов.

3.Хозяйственное (директивное планирование).

4.Изыскание и инженерное  планирование.

5.Организационное проектирование.

6.Композиция схем размещения сооружений.

7.Конструирование.

8.Разработка мероприятий  по основанию, созданию, учреждению  чего-либо.

1.Комплектование.

2.Размещение.

3.Оснащение, оборудование.

1.Обучение, воспитание, освоение, приобретение и закрепление знаний и навыков.

2.Мобилизация.

3.Сплочение, объединение, учреждение для согласованных совместных действий.

4.Организация правовых отношений, условий взаимодействия юрид. лиц, объединений.

5.Принуждение, подчинение,

6.Подбор и расстановка кадров.

1.Распределение (разделение) труда, делегирование власти.

2.Производственное планирование.

3.Диспетчеризация, регламентация,  упорядочение.


Способы организации вещей - это продолжение организаторской  деятельности, зарождающейся на стадии идей.

Информация о работе Содержание и элементы процесса организации