Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:46, курсовая работа
Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.
Применение предложенных рекомендаций в данной курсовой работе повысит эффективность труда управляющего персонала и организационную культуру принимаемых решений управленческой деятельности.
Введение……………………………………………………………………......5
1.Теоретические основы разработки организационной структуры системы управления предприятием…………………………………………………….6
1.1 Сущность и понятие организационной структуры …………………….6
1.2 Методы проектирования организационной структуры управления
предприятием………………………………………………………………….12
1.3 Классификация организационных структур……………………….…....15
2. Анализ организационно-управленческой структуры ЗАО
«Энерготекс»…………………………………………………………………..25
3. Совершенствование организационной структуры………………………..29
3.1 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры
системы управления предприятием ЗАО «Энерготекс»……………………29
3.2 Снижение численности работников функциональных
подразделений и уровней управления………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35
Приложения…………………………………………………………………….37
Сторонники
ситуационного подхода исходят
из того, что структура преуспевающих
организаций соответствует
Сторонники ситуационного подхода считают, что менеджеры имеют право выбора, но ограниченное необходимостью адаптации структуры к внешним условиям, определяющей приемлемые результаты деятельности организации (5, с. 600-602).
Решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители низового и среднего управления лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более крупных организациях – и предлагая структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством.
В широком смысле задача состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая больше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. "Наилучшая" структура это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью (2, с. 331).
Нет
точного ответа на вопрос, какой
способ лучше всего подходит для
построения структуры организации.
Наилучшей организационной
Одна из основных ошибок, совершаемых слишком многими фирмами, состоит в том, что новую стратегию они просто налагают на существующую структуру фирмы. Так не должно быть. Структура зависит от стратегии, и этап формирования структуры в процессе планирования может представлять наиболее важную стадию успешной реализации стратегического плана (2, с.303).
Объективные факторы и условия определения разнообразия организационных структур:
-
размер деятельности
-
специализация на выпуске
-
характер выпускаемой
-
сфера деятельности
-
масштабы заграничной
вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).
Помимо
перечисленных факторов, влияющих на
выбор ограниченной структуры, можно
отметить динамизм внешней среды, технологию,
отношение к организации
Динамизм внешней среды является очень сильным факторам, определяющим, какую организационную структуру должна выбирать организация. Если внешняя среда стабильна, то организация может с успехом применять механистические организационные структуры.
В случае динамичности внешней среды, организационная структура должна быть органической.
Влияние технологии на организационную структуру проявляется в следующем:
1) структура привязана к той технологии, которая используется в организации. Число структурных единиц и их взаимное расположение сильно зависят от используемой в организации технологии;
2)
организационная структура
Организационная структура в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организаций.
Признаки оптимальной структуры:
-
небольшое число уровней
-
небольшие подразделения или
автономные группы с
-
целенаправленная работа на
- предусмотрение изменений или быстрая реакция на них;
-
высокая производительность и
низкие затраты – высокая
Поскольку предназначение организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации и переменных внешней среды, в которой она осуществляет свои операции. Структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегия и внешняя среда меняются, то необходимы соответствующие изменения и в организационных структурах, применение новых организационных форм структур. Необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организационной структуры управления на основе системного подхода. Системность подхода к формированию структуры проявляется в следующем: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления; исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления; обеспечить ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении (2, с. 272-295).
Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной степени универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям: 1) формирование общей структурной схемы аппарата управления; 2) разработка состава основных подразделений и связей между ними; 3) регламентация организационной структуры.
Разработка организационной структуры управления предприятием включает:
- определение состава органов управления и их количество;
-
установление уровня
-
установление количественного
-
формирование применяемых
-
определение состава
Основные элементы организационной структуры управления предприятием:
- состав и структура функций управления или процессов по обеспечению потребностей и запросов потребителей;
-
численность работников
-
состав самостоятельных
-
количество уровней управления
или автономных групп (бизнес-
-
централизация или
- информационные взаимосвязи.
Согласно классической теории организации структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования. Вначале необходимо осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи – подобно тому, как в планировании сначала формулируются общие задачи, - а потом составляются конкретные правила.
Последовательность действий следующая:
1.
Осуществляется деление
2.
Устанавливаются соотношения
3.
Определяются должностные
Существуют три главных этапа в проектировании любой организационной структуры управления:
1)
определение характера
2)
распределение работы между
3)
классификация элементов
1.
Определение характера
Выделяются следующие направления исследований, которые необходимо провести на рассматриваемом этапе построения организационной структуры. Они включают анализ:
1)
деятельности: определение той
работы, которая должна
2)решений: какого вида решения будут приниматься и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
3)отношений, то есть
4)лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;
5)
влияния, оказываемого на
2.
Распределение работ между
3.
Классификация элементов
Информация о работе Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием