Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:11, контрольная работа
Совместное предприятие – относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. Совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций.
Введение 3
Совместное предпринимательство 4
Понятия и признаки совместного предпринимательства 4
Виды и классификация совместного предпринимательства 7
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Содержание
Введение
Совместное
Понятия и признаки совместного
предпринимательства
Виды и классификация
совместного
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Совместное
Совместное предприятие
– относительно новая организационно-
Общим признаком конкретных форм совместного предпри-нимательства является необходимость согласовать экономические интересы всех участников такого рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки их позиций (по кадровой, производственной и торговой политике, способам управления, оплате труда и т.п.), и обеспечивать движение товаров (услуг) от производителей к потребителям. В основе совместного предпринимательства лежит объединение усилий, финансовых средств, материальных ресурсов и участие в прибыли, в риске и т.п.
Совместное предпринимательство
Одно из общепризнанных в мировой практике определений гласит: «Совместное предприятие (СП) – это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которые объединили свои усилия с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса»1.
Учреждение совместной фирмы всегда основывается на договоре, которым определяются права и обязанности партнеров по отношению друг к другу и перед третьими лицами. Совместные предприятия могут быть созданы как только национальными компаниями, так и иностранными. Учитывая, что в данной статье речь идет о формах осуществления международного бизнеса, под совместным предприятием будем понимать предприятие с долевым участием иностранного капитала, т.е. международное СП.
Понятия и признаки совместного предпринимательства.
Понятие международного совместного предприятия
используется для обозначения предприятий
(фирм), находящихся в совместной собственности
двух или более владельцев (юридических
и физических лиц), основанных на смешанной
собственности разных стран. Именно такого
вида предприятия были наиболее распространены
в России в начале 90-х годов. Причем в те
годы достаточно часто встречались терминологические
ошибки. Многие считали, что СП – это организационно-правовая
форма осуществления бизнеса. А ведь совместное
предпринимательство – это только отражение
сути операций международного бизнеса,
при этом организационно-правовая форма
может быть любой (общество с ограниченной
ответственностью, акционерное общество
и т.п.)2.
Важным
признаком СП является совместная собственность
партнеров на конечный продукт. По этому
признаку отличают совместную компанию
от организационного оформления других
операций международного бизнеса. Этот
признак кладется в основу и определяет
порядок расчетов между партнерами. СП являются единственно возможной
формой совместной собственности на средства
производства и потому, по сути, ориентированы
на взаимную заинтересованность и взаимное
стремление партнеров к эффективному
и долгосрочному сотрудничеству. Любые
другие операции международного бизнеса,
будь то импортно-экспортные контракты,
кооперационные соглашения, аренда оборудования
за рубежом или торговля лицензиями, франчайзинг,
ориентированы на определенные сроки
действия, порой близкие по времени к моменту
заключения соглашений. Создание СП связано
с решением множества проблем стандартизации
и сертификации производства, материально-технического
обеспечения, обхода существующих во многих
странах экспортных ограничений.
Важными побудительными мотивами
создания совместных предприятий выступают
трудности самостоятельного проникновения
на внешние рынки, недостаточное
знание зарубежной хозяйственной среды
и необходимость объединения
усилий партнеров в условиях растущей
неопределенности экономического развития,
а порой и национальное законодательство,
ограничивающее 100%-ную иностранную
собственность в отдельных
Многие иностранные
компании понимают, что привлекая при
учреждении нового предприятия на территории
другого государства местный капитал,
стремясь установить хорошие связи с местными
властями, они подыгрывают национальным
чувствам и снижают остроту критики в
свой адрес (тем самым уменьшая опасность
национализации или экспроприации), а
также получают возможность контроля
продаж на местном рынке. В случае создания
СП риск иностранного инвестора значительно
ниже, чем при покупке зарубежной фирмы
или создании филиала (представительства)3.
Несмотря на важность всех
вышеперечисленных факторов, основная
причина совместного владения собственностью
за границей кроется все-таки в стремлении
получить и усилить синергетический
эффект, т.е. взаимодополняющее действие
активов двух или нескольких предприятий,
находящихся в разных странах, совокупный
результат которого намного превышает
сумму результатов отдельных действий
этих предприятий.
Компании также иногда вынуждены объединять
свои ресурсы для борьбы с более крупными
и мощными конкурентами. Порой для сокращения
издержек, неизбежных при открытии новых
предприятий, группы иностранных инвесторов
создают совместные компании в третьих
странах.
Цели совместного
─ получение современных зарубежных технологий (в отличие от традиционного лицензирования при совместном предпринимательстве продавец лицензий становится совладельцем использующего их предприятия, крайне заинтересованным в получении высокой прибыли), преодоление барьеров протекционизма в международной передаче технологий;
─ повышение конкурентоспособности продукта на рынке; расширение экспорта продукции, выход на внешний рынок за счет:
─ изучения специфических потребностей зарубежных рынков, проведения комплекса мероприятий по маркетингу;
─ организации производства продукции в соответствии с характерными для мирового рынка параметрами качества или в соответствии с нормами, принятыми в странах, где планируется осуществлять ее сбыт;
─ привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов, возможность использования имеющихся в распоряжении одного из учредителей СП ресурсов по ценам, значительно ниже средних цен мирового рынка;
─ снижение затрат на производство продукции на основе использования трансфертного (внутрифирменного) ценообразования, экономия издержек на сбыт продукции;
─ улучшение материально-технического обеспечения за счет получения от зарубежного партнера дефицитных материальных ресурсов, не изготавливаемых ими полуфабрикатов, комплектующих узлов и деталей.
Виды и классификация СП
Помимо различных
целей совместного предпринимательства
существуют и разные виды СП. Выбор вида
предприятия влияет в дальнейшем на его
функционирование. Совместные предприятия
различаются в зависимости от того, где,
с кем, с какой долей участия партнеров,
с какой целью они создаются и как управляются.
С учетом этого можно выделить 5 основных
признаков для характеристики СП, а также
их классификации4:
1. Местонахождение СП и его
учредителей. Совместные предприятия
могут быть созданы как компаниями одного
государства (национальным капиталом),
так и представителями разных государств.
По признаку принадлежности учредителей
СП к различным странам можно выделить
следующие комбинации: промышленно развитые
страны – промышленно развитые страны,
промышленно развитые страны – развивающиеся
страны, развивающиеся страны – развивающиеся
страны.
2. Форма собственности создаваемого
СП. Могут быть выделены следующие типы
СП: с участием лишь частного капитала,
с участием частных фирм и государственных
предприятий или организаций и с участием
национальных и международных организаций.
3. Доля участия партнеров
в капитале СП. В зависимости от этого
признака предприятия можно классифицировать
следующим образом: предприятия, созданные
на паритетных началах (равная доля участия
партнеров в капитале СП), предприятия
с преобладающим участием иностранного
капитала и предприятия с меньшей долей
участия иностранного партнера. До недавнего
времени налоговые льготы СП предоставлялись
в зависимости от доли иностранного капитала
в уставном фонде совместной компании.
4. Вид деятельности. В зависимости
от целевых установок партнеров можно
выделить следующие типы СП: СП научно-исследовательского
характера, СП производственного характера,
закупочные СП, сбытовые СП, комплексные
СП, при которых сочетаются различные
виды деятельности.
5. Характер участия партнеров
в управлении деятельностью СП. Можно
выделить предприятия, все участники которого
активно участвуют в управлении, сообща
формируют рыночную стратегию и решают
технические вопросы. К другому типу относятся
СП, в которых роль всех сторон за исключением
одной (чаще всего – принимающей) сводится
к пассивному участию в финансировании
капитальных вложений, приобретению крупного
пакета акций, но без какого-либо участия
в процессе оперативного управления.
Совместное
предпринимательство получило довольно
широкое распространение при осуществлении
международного бизнеса. При этом наиболее
часто приводятся следующие его основные
преимущества:
─ ориентация на долгосрочное сотрудничество
сторон в одной или нескольких сферах
хозяйственной деятельности;
─ объединение собственности партнеров (денежных средств, зданий и сооружений, машин и оборудования, прав интеллектуальной собственности и т.п.) для достижения общей цели; совместное формирование уставного капитала;
─ невысокая потребность в денежной наличности для осуществления капитальных вложений, зачастую более существенным вкладом в уставный капитал СП является лицензия на современный технологический процесс и т.п.;
─ участие в прибылях СП, полученных в результате использования технологии и производства продукции, работ, услуг; распределение прибыли СП между его учредителями, как правило, пропорционально их вкладу в уставный капитал;
─ возможность глубокого изучения соответствующего рынка и приобретения опыта, необходимого для расширения деятельности на нем в долгосрочной перспективе;
─ снижение затрат на производство продукции, поступающей от СП иностранной фирме-партнеру по кооперационным связям;
─ формирование органов управления СП (Совета директоров, правления), не зависимых от органов управления предприятий (фирм) – учредителей СП;
─ относительная экономия на административных, управленческих и сбытовых расходах, связанных с деятельностью СП, по сравнению с расходами на те же цели в случае открытия за рубежом предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также представительств и филиалов иностранных юридических лиц;
─ восполнение недостающих производственных мощностей за счет предприятий партнера;
Хотелось бы отметить, что существует некоторое различие между нашим понятием «совместного предприятия» и западным толкованием этого термина5. СП за рубежом создаются на паях двумя или несколькими национальными фирмами (хотя среди них могут быть и иностранные) обычно на короткий срок для производства какого-либо продукта. Для них характерен узкий ассортимент продукции, короткий срок существования, совсем не обязательно иностранное участие.
Заключение
Таким образом,
термином «совместное предпринимательство»
в современной западной экономической
литературе обозначаются различные формы
межфирменного сотрудничества или кооперации.
В более узком смысле СП определяется
как созданная двумя или более партнерами
экономическая единица – предприятие,
где обе стороны имеют помимо вклада в
качестве денежного капитала право на
принятие решений, влияющих на управление
данным предприятием.
За последние
годы число предприятий с иностранными
инвестициями значительно возросло и
продолжает расти. Однако темп их роста,
масштабы привлечения иностранного капитала,
отраслевая структура и география размещения
далеки от потенциальных возможностей
такой страны, как Россия, которая со своим
емким рынком сбыта, большим научно-техническим
потенциалом, природными ресурсами, квалифицированной
и дешевой рабочей силой может быть одним
из основных объектов приложения иностранного
капитала в мире.
В России имеются
благоприятные факторы для привлечения
иностранного капитала: емкий непритязательный
рынок машино-технической продукции, дешевые
электроэнергия и рабочая сила, низкая
арендная плата, особенно в периферийных
городах. Как известно, основная часть
заводов машиностроения и металлообработки
расположена за пределами Центра России.
По этим причинам зарубежные инструментальные
фирмы создают совместные предприятия
и представительства во многих регионах.
Так, можно ожидать дальнейшей интернационализации
российского станкостроения и инструментального
производства, что вызовет приток новых
технологий благодаря образованию совместных
предприятий с участием крупных зарубежных
компаний.
Список используемой литературы
1 Балабанов П.Т. Новая форма организации предприятий /Совместные предприятия. - М: 2008-49с.
2 Смирнова Е.Е.,Хвалынска Н.В.: Совместное предприятие: зако-номерности развития и перспективы. –М.:ИНФРА-М,2010-412с.
3 Миркин Я.М. Деньги и кредит /Российские и иностранные банки: сотрудничество, организация и условия деятельности .-М.:ИНФРА-М, 2008. - 32с.
4 Гарнов А. Денисов А. Экономист /Совместное предпринимательство - преимущества и возможности №2.-М.: 2006. – 70с.
5 Курс экономики: Учебник. — 2-е изд., доп./Под ред. Райзберга Б.А.. — М.: ИНФРА. 2007. -716 с.