Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:30, контрольная работа
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Современное
состояние российского
рынка труда
В
системе экономических
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Рынок
труда является одним из индикаторов,
состояние которого позволяет судить
о национальном благополучии, стабильности,
эффективности социально-
Занятость
населения составляет необходимое
условие для его
Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, обеспечивающий за счет взаимодействия этих двух составляющих размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по различным сферам хозяйственной деятельности. В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда, наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. Однако продаваться может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть ничто иное как процесс. В таком случае, было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими современными учеными, данные понятия принято считать синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками. Они способствуют соединению рабочей силы с со средствами производства, тем самым удовлетворяется потребность работодателей в труде, а наемных работников - в заработной плате.
Анализ динамических изменений рынка труда основывается на оценке перемещения населения между тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической неактивности. Рассмотрим классификацию занятого и безработного населения применительно к российскому рынку труда, которая основана на методологии МОТ.
Все население Российской
1) Экономически
активное население включает
ту часть населения, которая
обеспечивает предложение
а) Занятые (выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени);
б) Временно отсутствуют на работе (из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам, либо самостоятельно обеспечивают себя работой);
в) Безработные (не имеют работу (доходного занятия), занимаются поиском работы, обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п., и готовы приступить к работе).
2) Экономически
неактивное население включает
в себя людей, не являющихся,
по сути, рабочей силой: учащихся
и студентов, посещающих
Границы рынка труда
1) Незанятые, но ищущие рабочее место;
2) Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие другую работу или дополнительное рабочее место;
3) Занятые, но рискующие потерять рабочее место.
Вышеперечисленные группы образуют так называемое предложение труда. Владельцы рабочих мест формируют спрос на труд, складывающийся из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену3.
Уровень безработицы является важнейшим показателем состояния рынка труда. Он определяется как удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения. Для более объективного осмысления и прогнозирования в области социально-экономической политики необходимо не только правильное определение данного ключевого макроэкономического показателя, но и анализ динамических изменений, переливов рабочей силы из одного состояния занятости в другое, постоянно происходящих на рынке труда.
Но здесь возникают свои подводные камни.
«Непрозрачность» трудовой сферы является на сегодняшний день одной из самых важных проблем, решение которой необходимо разрабатывать как можно быстрее. Наблюдается высокий уровень нерегистрируемой занятости, в том числе вторичной, и скрытой безработицы, скрытая занятость среди полностью и частично безработных, а также неофициальные выплаты заработной платы «черным налом», разного рода «превращенные» формы оплаты труда (выплата з/п или ее части продукцией предприятия, создание условий для «левой» работы на оборудовании предприятия и т.д. ). Все это резко снижает уровень гарантий, которые должны предоставляться работнику и снижает его возможности легальной защиты своих прав4.
Еще одна проблема российского рынка труда — низкие темпы создания рабочих мест. Даже новые рабочие места малопроизводительны, низкооплачиваемы, не требуют высокой квалификации. Это, вместе с другими особенностями российского рынка труда — неблагоприятной демографией и ростом издержек на труд — представляет угрозу экономическому росту. Хуже того, тенденции носят долгосрочный структурный характер, а их преодоление в краткосрочной и долгосрочной перспективе малореально. Негативное влияние этих тенденций можно лишь сдерживать и компенсировать.
Российский рынок труда реагирует на все потрясения изменением зарплат, а занятость меняется слабо. Новые рабочие места не создаются, старые не уничтожаются, обновление идет медленно. В развитых же странах до 60% роста производительности труда приходится на реаллокацию персонала, связанную с ликвидацией низкопроизводительных и созданием высокопроизводительных рабочих мест.
Трудовое законодательство (ТЗ) в России избыточно жесткое, возлагает на работодателей большие издержки. Они не свободны в вопросах найма, увольнений, продолжительности рабочего времени, выплаты премий и обременены немалым списком социальных обязательств. По жесткости ТЗ России превосходит почти все развитые страны и находится в одном ряду с самыми зарегулированными рынками труда — Мексики и Турции. Результат чрезмерной жесткости прост: нормы ТЗ в России соблюдаются выборочно.
Действующий Трудовой кодекс (ТК) способствует не повышению, а понижению социальной защищенности работников, выталкивая их за границы правового поля. ТК игнорирует реалии, ставшие нормой на рынке труда (дистанционная работа, заемный труд, работа физических лиц по найму, частичная занятость), дает значительные преимущества тем, кто уже имеет работу, но ослабляет позиции тех, кто ее ищет5.
Но и
это не единственные проблемы на российском
рынке труда.
Мировой
финансовый кризис и
рынок труда
Мировой финансовый кризис оказал своё влияние на трудовую сферу. Правительства многих стран попали в двойственную ситуацию.
С одной стороны, для улучшения экономического положения необходимо сделать доступными кредиты, стимулировать мелкий бизнес, снижать налоговое бремя. С другой стороны, чтобы избежать массовых акций протеста, необходима помощь пострадавшим от кризиса, то есть увеличение социальной нагрузки, что подразумевает, наоборот, увеличение налогового бремени, недоступность кредитов. Для развития экономики нужна государственная поддержка для самой активной, работающей части населения. Однако подобные действия вызовут недовольство тех, кто работы лишился. А поскольку голодающим безработным, как обычно, «нечего терять, кроме своих цепей», поддержка в первую очередь приходит в руки безработных. Причем эта ситуация справедлива как внутри государств, так и в отношениях между ними. Достаточно вспомнить, как на деньги европейских налогоплательщиков оказывалась поддержка Греции6.
Любая попытка заставить работников G20 трудиться больше приводит к национальным забастовкам, Во Франции после увеличения пенсионного возраста с 60 до 62 лет по всей стране прошли масштабные забастовки, результатом которых едва не стал энергетический кризис. Правительство страны было вынуждено уйти в отставку.В итоге на мировую экономику, и без того дышащую с трудом, ложится социальное бремя, намного более тяжелое, чем до кризиса. В этой ситуации сложно ожидать развития глобальной экономики и бума новых рабочих мест, которые как раз и нужны как воздух.
Наша
страна движется в русле мировых тенденций,
добавляя в палитру немного национального
колорита. Ситуация на нашем рынке труда
дополнительно осложняется советской
системой образования городов, когда вокруг
одного крупного предприятия возникал
населенный пункт, обслуживающий этот
завод. В итоге нерентабельным становится
не только одно, пусть даже крупное предприятие,
а целый город. Возникает заметная дифференциация
экономики и, как следствие, безработицы.
В Москве зарплаты выходят на докризисный
уровень, а в Дагестане в некоторых регионах
безработица достигает 70%. Дополнительно
ситуация усугубляется низкой мобильностью
населения. Так, в нашей стране лишь 2% работников
готовы сменить место жительства ради
нового места работы, в то время как в США
каждый пятый как минимум раз в жизни уезжает
в другой регион, получив предложение от работодателя.
Это неминуемо приведет к тому, что в стране
появятся депрессивные пояса безработицы.
К таким уже сегодня можно отнести Северный
Кавказ и Центральную Россию. В первом регионе
безработица зашкаливает, при этом население
не хочет переезжать в другие места, а работы
для него нет. Во втором регионе безработица
пока держится на низком уровне, однако
она может резко вырасти в случае банкротств
многочисленных убыточных производственных
предприятий. Притом, что уровень жизни
в Центральной России низок, а средняя заработная
плата составляет 8 тысяч рублей, уволенные
работники не смогут самостоятельно справиться
с безработицей. У них нет ресурса для смены
региона, нет накоплений и нет возможности
пройти переобучение и получить новую
работу в своем городе7.
Заключение
Проблему развития, поддержания и регулировния российского рынка труда нельзя решить без государственной поддержки. Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.
Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомничества - создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.
Осуществление
эффективной и перспективной
политики занятости требует
Список использованной литературы
1) Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике // Общество и экономика, 1, 2000г
2) Ведомости
«Как
будет развиваться российский рынок труда»
ст. от 23.08.2011 http://www.vedomosti.ru/
3) Зайниев
А.«Кризис может поразить рынок труда
России в 2012 году» ст. от 15.11.10 http://www.trud.ru/article/15-
4) Занятость и рынок руда: Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / отв. Редактор Л.С. Чижова. – М.: Наука, 2004
Информация о работе Современное состояние российского рынка труда