Современные концепции управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:36, реферат

Описание

Современная теория и практика управления персоналом основана на 4 основных концепциях:
– Концепция использования трудового ресурса (экономическая).
– Концепция управления персоналом (организационно-административная).
– Концепция управления человеческими ресурсами (организационно-социальная).
– Концепция управления человеком (гуманистическая).

Работа состоит из  1 файл

Современные концепции управления персоналом.docx

— 14.72 Кб (Скачать документ)

Современные концепции управления персоналом 

Современная теория и практика управления персоналом основана на 4 основных концепциях:  
– Концепция использования трудового ресурса (экономическая).  
– Концепция управления персоналом (организационно-административная).  
– Концепция управления человеческими ресурсами (организационно-социальная).  
– Концепция управления человеком (гуманистическая). 

 
Концепция использования  трудового ресурса  
Цель – максимальное использование трудового потенциала работников.  
Теоретическая основа – теория научного управления Ф. Тейлора.  
Парадигма управления – экономическая ("человек – строка в ведомости на получение зарплаты").  
Роль человека – фактор производства.  
Место человека – элемент процесса труда.  
Требования к "качеству" сотрудника – техническая подготовленность, исполнительность, дисциплинированность, подчинение личных интересов общему делу.  
Типичный стиль управления – авторитарный.  
 
Основная задача управления: Отбор способных работников, стимулирование, нормирование.  
Условия эффективности: Четкие задачи для использования. Внутрипроизводственные факторы для успеха предприятия важнее, чем факторы внешней среды.  
Особые затруднения: Сложность адап тации к меняющимся условиям, использование ограниченных возможностей персонала.  
Сфера применения: Предприятия с серийным массовым производством при низкоквалифицированном труде.  
 
Таким образом, основным содержанием управления персоналом является организация труда и заработной платы, стимулирование эффективной работы осуществляется методом оплаты рабочего времени.  
 
Концепция управления персоналом  
 
Цель – использование трудового и личностного потенциала человека.  
Теоретическая основа – теория бюрократической организации А. Файоля.  
Парадигма управления – организационно-административная "человек – позиция в штатном расписании".  
Роль человека в системе управления – ресурс организации.  
Место человека в системе управления – элемент формальной организационной структуры.  
Требования к "качеству" сотрудника – профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности.  
 
Основная задача управления: Отбор работников с профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности. Изучение специфики потребностей и разработка программ их удовлетворения.  
 
Условия эффективности: Выделение различных подсистем управления персоналом.  
 
Особые затруднения: Превращение людей в ресурс, который нужно развивать в ущерб праву личности на выбор.  
 
Сфера применения: Предприятия с четкой организационной структурой обычных отраслей.  
 
Таким образом, основным содержанием управления персоналом является управление системой полномочий и ответственности на всех фазах и стадиях "жизненного цикла" человека в его трудовой деятельности в организации.  
 
 
Концепция управления человеческими ресурсами  
 
Цель – максимальное использование потенциала человека путем создания оптимальной окружающей среды.  
Теоретическая основа – теория "человеческих отношений" Элтона Мэйо и постбюрократическая теория организации. 
Парадигма управления – организационно-социальная "человек – невозобновляемый организационный ресурс, элемент социальной организации".  
Роль человека в системе управления – ресурс организации. Место человека в системе управления – элемент социальной организации.  
Требования к "качеству сотрудника" – профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности, и соответствие психологическому климату, корпоративной культуре организации.  
 
Основная задача управления: Отбор работников c профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности и корпоративной культуре организации. Обучение персонала, углубление как специализации, так и универсализации.  
 
Условия эффективности: Повышение внимания к "экологии" внутри и межорганизационных взаимодействий.  
 
Особые затруднения: Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса.  
 
Сфера применения: Средние и крупные предприятия высоко-технологических отраслей в условиях конкуренции.  
 
Таким образом, управление распространяется как на формальную (выполнение должностных обязанностей), так и неформальную (социальные отношения внутри организации, физическое и психологическое состояние работников и т.д.) организацию.  
 
 
Концепция управления человеком  
 
Цель – создание условий для самореализации человека.  
Теоретическая основа – философия японского менеджмента.  
Парадигма управления – гуманистическая "не человек для организации, а организация для человека".  
Роль человека в системе управления – главный субъект организации.  
Место человека в системе управления – член организационной системы.  
Требования к "качеству" сотрудника не предъявляются, внутриорганизационные отношения зависят от желаний и способностей сотрудников.  
 
Основная задача управления: Адаптация развития культуры организации.  
 
Условия эффективности: Понимание того, что эффективное организационное развитие – это не только изменение структур, технологий, навыков, но и изменение ценностей.  
 
Особых затруднений нет.  
 
Сфера применения: Малое предпринимательство, сфера искусства.  
 
Таким образом, основным содержанием управления является самоуправление, стимулирование эффективной работы осуществляется повышением качества трудовой жизни. 

Информация о работе Современные концепции управления персоналом