Современные методы принятия индивидуальных и коллективных решений, организация выполнения и контроль реализации решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:55, контрольная работа

Описание

Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности образуют содержание такого понятия как «организация». Организация преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в её распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы и с помощью этого обеспечивает достижение целей входящих в неё лиц. В этом и состоит её главная функция. Но основным элементом организации, определяющим её характер, основные цели, направленность развития, остается все же коллектив. Ведь она – это, прежде всего совокупность людей, а не вещей.

Содержание

1.Организация как объект управления. Характеристика организации как системы управления, взаимосвязь ее элементов.
2. Современные методы принятия индивидуальных и коллективных решений, организация выполнения и контроль реализации решений.
3. Задача №1
4. Задача №2
5. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая к.р.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

Содержание.

1.Организация как объект управления. Характеристика организации как системы управления, взаимосвязь ее элементов.

2. Современные методы принятия индивидуальных и коллективных решений, организация выполнения и контроль реализации решений.

3. Задача  №1

4. Задача  №2

5. Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организация как объект управления. Характеристика организации как системы управления, взаимосвязь ее элементов.

Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности образуют содержание такого понятия как «организация». Организация преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в её распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы и с помощью этого обеспечивает достижение целей входящих в неё лиц. В этом и состоит её главная функция. Но основным элементом организации, определяющим её характер, основные цели, направленность развития, остается все же коллектив. Ведь она – это, прежде всего совокупность людей, а не вещей.

Во-первых, под организацией понимается деятельность по упорядочению каких-то объектов или процессов, превращение их в единое целое, в рамках которого они находятся в определенном, заранее заданном соотношении. Во-вторых, под организацией понимается уже достигнутое состояние упорядоченности. Расширение рыночных отношений ведет к усилению роли организации в жизни общества.

Виды организационных  структур:

-техническая – совокупность  материальных объектов и процессов;

-социальная – совокупность  людей, групп и их отношений;

-социотехническая –  совокупность технологически связанных рабочих мест.

Признаки организации:

1. Наличие цели придающий  смысл существования организации;

2. Обособленность от  окружения, проявляющаяся в замкнутости  внутренних процессов и наличии  границ, отделяющих организацию  от внешнего окружения;

3. Взаимосвязь отдельных  частей. Эти связи бывают экономическими, технологическими, управленческими,  информационными, социальными и  т.п. и обеспечивают единство  всех частей организации.

4. Способность к саморегулированию  с помощью внутриорганизационного центра, предполагающая самостоятельное решение тех или иных вопросов внутренней жизни и возможность по-своему, с учетом конкретных обстоятельств реализовать внешние команды.

5. Организационная культура, представляет собой единство  норм поведения и ценностей коллектива, с одной стороны, и соответствующих материальных элементов – с другой.

6. Устойчивость к внешним  и внутренним возмущениям, т.е.  способность функционировать и  развиваться в условиях внешних  и внутренних возмущающих воздействий,  сохраняя при этом равновесие.

Функционирование современных  организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые  и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью  обычных технологий разработки и  реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части проблем может быть не по силам как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как один из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организацией. Ее изучение и совершенствование – постоянная задача руководителя.

Система управления (СУ) – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

Для системы управления организаций необходимо:

  • разработать миссию организаций;
  • распределить функции производства и управления;
  • распределить задания между работниками;
  • установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;
  • приобрести или модернизировать технологию производства;
  • наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;
  • организовать производство.

Осуществление перечисленных  мероприятий требует создания СУ, которая должна быть согласована с системой производства организации

 
Система управления организаций

СУ состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления

 
Структура элементов системы управления организацией

Методология управления включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.

Процесс управления – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.

Структура управления – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.

Техника и технология управления включают компьютерную и организационную  технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.

Методология и процесс управления характеризуют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления – как явление. Все элементы, входящие в СУ, также должны быть профессионально организованы для эффективной работы компании в целом.

Основными элементами составляющими систему управления компанией, являются: цель, процесс управления, метод, коммуникации, задача, закон, принцип, организационные отношения, функция, технология, решение, характеристики информационного обеспечения, система документооборота, организационная структура.

 
Взаимосвязь элементов системы управления

Цели компании разделяют  на группу конкретных задач, которые  объединяют по сфере деятельности: экономические, технические, социальные, экологические задачи и т. д.

Для решения задач формируют набор функций или операций, которые необходимо выполнить. Так, для решения экономических задач необходимо выполнение следующих функций: бухгалтерский учет, труд и заработная плата, маркетинг и др.

Для решения ряда различных  задач могут потребоваться одинаковые функции. Поэтому весь набор функций анализируется, группируется и затем составляется функциональная структура компании. В зависимости от условий функционирования компании процесс выполнения функций может быть циклическим и разовым, непрерывным и дискретным, последовательным и параллельным.

Выбранная схема процесса определяет приоритет тех или  иных организационных отношений. Исходя из функциональной схемы, процесса и  организационных отношений, определяют состав персонала по численности и квалификации. Этих данных достаточно, чтобы построить организационную структуру управления (линейно-функциональную, иерархическую, матричную и др.).

Зная перечень всех должностей, выполняемых функций и подчиненность, можно рассчитать техническое оснащение рабочего места персонала. После этого в соответствии с делегированными полномочиями работники могут разрабатывать, согласовывать, принимать, утверждать и реализовывать решения. Кроме того, практически на все элементы распространяются законы и правила (принципы) профессиональной деятельности. С этого момента компания считается приступившей к работе.

 

2. Современные методы принятия индивидуальных и коллективных решений, организация выполнения и контроль реализации решений

Основным моментом в  процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.

Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Коллективные формы  групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п.

Наиболее распространен  такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

Если предстоит решение  сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" – это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

Метод Дельфы получил  название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там  мудрецами – предсказателями  будущего.

Метод Дельфы – это  многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок.

Первый тур анкетирования  проводится без аргументации, во втором – отличающийся от других ответ  подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

Японская, так называемая кольцевая система принятия решений  – "кингисё", суть, которой в  том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно.

Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными  предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью  одного из следующих принципов:

-        принципа большинства голосов – выбирается то решение, которое имеет наибольшее число сторонников;

-        принципа диктатора – за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

-        принципа Курно – используется в том случае, когда коалиций нет, т. е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;

-        принципа Парето – используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;

-        принципа Эджворта – используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу.

Индивидуальным решением называется процесс выбора способа  действия из множества возможных  решений лицом, принимающим решение.

Специфика индивидуальных решений заключается в том, что ЛПР осуществляет выбор и несет ответственность за него единолично, руководствуясь личными предпочтениями. При этом анализ ситуации и разработка альтернатив, а также их оценка могут выполняться специалистами (работниками организации, в том числе аналитиками и экспертами).

Феномены индивидуальных решений обусловлены особенностями  человеческой системы переработки  информации и приводят к отклонению поведения человека от рационального.

Одна из групп феноменов –  группа феноменов оценки вероятностей случайных событий. Необходимо отметить, что оценки исходов случайных событий и их вероятностей всегда носят субъективный эвристический характер. Применение эвристик (упрощенных правил анализа ситуации, а также разработки и оценки альтернатив) позволяет уменьшить затраты ресурсов при разработке решения. Так как ЛПР стремится принять пусть не оптимальное, но, по крайней мере, наилучшее решение, то принятое решение чаще оказывается приемлемым, обеспечивающим требуемую эффективность, т. е. обеспечивается эффективность операции от единицы и выше до некоего оптимального значения, которое в случае применения эвристик не определяется.

Использование эвристик позволяет разработать и осуществить  выбор приемлемого решения, но вместе с тем их применение может приводить  к серьезным ошибкам.

Информация о работе Современные методы принятия индивидуальных и коллективных решений, организация выполнения и контроль реализации решений