Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:49, курсовая работа
Одним из первых теоретические основы понятия «стратегия управления персоналом» и ее роли в управлении предприятием в целом и повышении эффективности его функционирования стал разрабатывать в 20–30-х годах XX века Анри Файоль. Сегодня в коммуникационной сфере многих людей, связанных с выполнением управленческих функций, фигурируют термины «стратегия», «стратегическое управление» и «стратегическая область деятельности», однако, как показывают результаты проведенных исследований, многие из них даже не догадываются о том, что их использование не только в качестве речевых конструкций, но и в качестве реальных управленческих механизмов может значительно повысить эффективность работы их предприятий.
Приватизация госсобственности, высвобождение рабочей силы и создание конкуренции на рынке труда не разрешили данную проблему до сих пор, так как они не побуждают к формированию сильной трудовой мотивации. С точки зрения мотивационных принципов, главная задача сегодня состоит в том, чтобы сделать каждого работника собственником своей рабочей силы. Решая проблему кризиса труда, каждая социальная группа пытается наиболее полно реализовать свои интересы в ущерб интересам общества и других групп. Только общество в лице государства должно способствовать развитию мотивации высокопроизводительного труда.
Одним из первых теоретические основы понятия «стратегия управления персоналом» и ее роли в управлении предприятием в целом и повышении эффективности его функционирования стал разрабатывать в 20–30-х годах XX века Анри Файоль. Сегодня в коммуникационной сфере многих людей, связанных с выполнением управленческих функций, фигурируют термины «стратегия», «стратегическое управление» и «стратегическая область деятельности», однако, как показывают результаты проведенных исследований, многие из них даже не догадываются о том, что их использование не только в качестве речевых конструкций, но и в качестве реальных управленческих механизмов может значительно повысить эффективность работы их предприятий.
В конце 50-х годов XX века в условиях возросшего количества проблем адекватного реагирования на изменяющиеся условия внешней среды происходит окончательное заимствование термина «стратегия» из милитаризированной сферы в так называемые мирные, «гражданские» отрасли, где он претерпевает контекстуальное изменение. В результате сегодня под стратегией понимается «определение перспективных целей развития организации, методов и времени их достижения, а также системы оценки степени реализации этих целей; общий курс действий организации на определенный период».
В эффективно управляемых предприятиях стратегии разрабатываются во всех сферах и по всем направлениям их деятельности и ориентированы на решение таких задач, как:
Как
показывает практика, эффективное развитие
предприятия невозможно без адекватной
стратегии управления персоналом. Она
включает в себя совокупность действий
по отношению к сотрудникам
В рамках стратегии управления персоналом, прежде всего, деятельность руководства ориентирована на решение вопросов оптимизации деятельности сотрудников организации, внедрения и реализации различных методов стимулирования и мотивации их деятельности, предоставления сотрудникам различных льгот, проявления заботы о них и тому подобных.
Типология
предметов, на которые направляется
мотивационно-стимулирующее воздействие,
может иметь разные основания. В таблице
1 приводятся возможные акценты стимулирования,
которые определяются в зависимости от
приоритетов действующей организации.
При построении иерархии акцентов стимулирования
должны учитываться очень многие факторы:
стадия жизни организации, сложившиеся
традиции, стратегия дальнейшей жизни
организации, направленность корпоративной
культуры, характер кадровой политики
и т.д., и т. п. В связи с этим дать единственно
верную систему приоритетов для стимулирования
представляется вряд ли возможным.
Таблица 1 – Типология предметов, на которые направляется мотивационно-стимулирующее воздействие
Предметы стимулирования | Акценты стимулирования |
субъект стимулирования | отдельный работник
группа коллектив организации в целом |
нормативная адекватность | нарушение нормативных
показателей
соответствие нормативным показателям превышение нормативных показателей |
уровень профессионализма | соответствие
уровню квалификации
повышение уровня квалификации повышение уровня образования расширение набора специальностей передача мастерства коллегам |
степень
напряжения
при выполнении работы |
физическое
эмоциональное умственное организационное |
степень ответственности | минимальная
средняя высокая |
предмет ответственности | оборудование
помещение качественность материалов адекватность технологии своевременность технического обслуживания качество продукции уровень издержек в производстве безопасность сотрудников дообучение сотрудников и т.п. |
степень риска | здоровье
деньги |
экономия | рабочего времени
материал финансов |
сопричастность в | увеличении
объема продаж
увеличении прибыли в загрузке производственных мощностей продвижении товара выполнении плана и т.д. |
стаж работы в организации | испытательный
срок
1 год работы в организации 2 года работы в организации 3 года работы в организации и т.д. |
восстановление энергетических затрат | краткосрочные
долгосрочные |
социальные выплаты и льготы | оплата праздничных
дней
оплата отпусков оплата за отсутствие больничных листов оплата больничных листов оплата декретных отпусков медицинское страхование дополнительное пенсионное обеспечение бесплатное питание и т.д. |
Рациональное предложение | внесение рационального
предложения
участие
во внедрении рационального за результат внедрения |
Смежную взаимопомощь | консультирование
выполнение части работы другое участие |
Руководство группами | созданная под
задачу творческая группа
отдел, подразделение |
Карьерный рост | рядового исполнителя
менеджера нижнего звена менеджера среднего звена обслуживающего персонала |
Способы мотивации могу быть экономические и неэкономические. Экономические способы мотивации – это способы, в результате реализации которых люди получают определённые выгоды, повышающие их благосостояние. Основной формой экономической мотивации является заработная плата, которая зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества труда. Другая важная форма экономической мотивации – система премирования, дополняющая основную и являющаяся действенным стимулирующим средством.
К
неэкономическим способам мотивации
относятся организационные и
моральные. Организационные способы
мотивации включают мотивацию целями,
мотивацию участием в делах фирмы
и мотивацию обогащением
В настоящее время отечественным предприятиям для повышения эффективности управления персоналом следует более широко использовать самые разнообразные способы мотивации работников. Многие руководители отечественных предприятий основное внимание уделяют финансовой и организационной сторонам предпринимательской деятельности. Что же касается мотивационной деятельности, то о ней, как правило, они забывают или отодвигают её на задний план. Следует отметить, что преобладающая на предприятиях и в организациях России слабость мотивации отрицательно сказывается на конечных результатах их деятельности. В сложившейся обстановке мотивацию трудовой деятельности работников необходимо изменять, т. к. от этого зависят и современные принципы управления персоналом.
Различают две основные формы мотивации: по результатам и по статусу. Мотивация по результатам применяется там, где можно сравнительно точно определить результат деятельности отдельного сотрудника или группы. При этом вознаграждение связывается с выполнением конкретной работы или относительно обособленного этапа работы.
Мотивация по статусу основана на интегральной оценке деятельности сотрудника, учитывающей его квалификацию, отношение к работе, качество труда и другие параметры, определяемые спецификой деятельности человека. Выбор той или иной формы мотивации определяется не столько содержанием работы, сколько принципами управления в данной организации, национальными традициями и корпоративной культурой.
Если же взять российскую действительность, то чётко прослеживается следующая тенденция. Основным направлением в мотивационной деятельности руководителей является повышение эффективности производственной деятельности работников путём увеличения уровня доходов работников, посредством:
Эти четыре статьи обычно рассматриваются как составляющие заработной платы, основной части дохода наёмного персонала.
В современных условиях предприятие самостоятельно определяет системы оплаты труда и формы её реализации, исходя из:
В результате предприятие может менять структуру доходов сотрудника, варьируя статьи себестоимости и прибыли, за счёт которых осуществляются основные и дополнительные выплаты.
Мотивация – это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности.
Процесс
мотивации имеет в своём
Высокая
мотивация персонала – это
не только способ привлечения и удержания
высококвалифицированных
Самым распространенным методом в нашей стране является система материального стимулирования. Разработка и внедрение справедливой и подходящей для организации и для работников системы оплаты за выполненную работу может быть важным фактором повышения уровня трудовой мотивации персонала и роста эффективности и конкурентоспособности организации в целом.
Подводя итог, следует заметить, что значение мотивации труда на предприятии очень важно для его успешного функционирования. Комплексное использование предложенных методов наиболее эффективно. Индивидуальный подход к каждому работнику предприятия, учет его потребностей и интересов позволит руководителю без крупных финансовых затрат повысить эффективность работы предприятия, удержать и привлечь новые высококвалифицированные кадры.
Информация о работе Современные методы управления мотивацией персонала