Современные научные взгляды на сущность самоменеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:36, контрольная работа

Описание

Hесколько ранее понятие „самоменеджмент” было введено в научный оборот Л. Зайвертом, руководителем Института рационального использования времени в Германии. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний.
Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:
• возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития;
• нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;
• превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

Hесколько ранее понятие  „самоменеджмент” было введено  в научный оборот Л. Зайвертом,  руководителем Института рационального  использования времени в Германии. Интерес к этой проблеме не  случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний.

Самоменеджмент как  новое направление в современном  менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:

• возрастание масштабов  и динамизм изменений в предпринимательстве  и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития;

• нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных  формах жизнедеятельности организаций  и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;

• превращение творческого  потенциала работника в самый  ценный капитал организации выдвигает  требование сохранения и развития этого  потенциала, в том числе и самими работниками;

• исчерпание возможностей многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.

Рассмотрим концептуальный подход к самоменеджменту Л. Зайверта. В его определении самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального, осмысленного использования своего времени. Деловая карьера с позиций менеджмента человеческих ресурсов рассматривается как самореализация работником своего творческого потенциала в процессе его служебного и профессионального продвижения и соответствующей работы над повышением уровня своих деловых и личностных качеств.

Соответственно основная цель самоменеджмента — максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Hа самоменеджмент  возлагается выполнение определенных  функций, в виде которых представлено ежедневное решение разного рода задач и проблем. Функции находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.

Подобный процесс самоменеджмента  представлен как своего рода круг правил, наглядно демонстрирующих связи между отдельными функциями самоменеджмента (схема 1).

Во внешнем круге  обозначены пять функций:

1 — постановка целей  (анализ и формирование личных  целей);

2 — планирование (разработка  планов и альтернативных вариантов

своей деятельности);

3 — принятие решений  (принятие решений по предстоящим  делам);

4 — реализация и  организация (составление распорядка  дня и организация личного  трудового процесса для осуществления  поставленных задач);

5 — контроль (самоконтроль  и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей)).

Во внутреннем круге  размещена функция 6 — информация и коммуникация (поиск и обмен  информацией, осуществление коммуникационных связей, необходимое на всех фазах  процесса самоменеджмента).

К преимуществам самоменеджмента Л. Зайверт относит:

1) выполнение работы  с меньшими затратами; 2) лучшая организация труда; 3) лучшие результаты труда; 4) меньше спешки и стрессов; 5) больше удовлетворения от работы; 6) большая мотивация труда;

7) повышение квалификации; 8) меньшая загруженность работой; 9) меньше ошибок при выполнении своих функций; 10) достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Главным преимуществом  Л. Зайверт считает рациональное использование и сбережение самого дефицитного и важного личного ресурса — собственного времени. Оценивая полезность этой концепции самоменеджмента, мы должны сразу оговориться, что проблемы карьеры в ней не рассматриваются.

Следующая концепция  самоменеджмента (заметим, что сами авторы — М. Вудкок и Д. Френсис — этот термин не употребляют) построена на идее ограничений1. Под ограничением понимают фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы “системы” организации в целом, группы или индивида. Теории ограничений предлагают в качестве быстрейшего и наиболее практичного способа осуществления ускоренного саморазвития изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Авторы полагают, что  внимание нужно сосредоточивать  на том, что препятствует полной реализации всех личных возможностей. Поступая таким образом, можно обеспечить быстрый прогресс, и этот успех позволяет поверить в реальность перемен в самом себе.

Ориентиром в саморазвитии служат критерии эффективного управления, которое  требует наличия у менеджера: способности управлять собой; разумных личных ценностей; четких личных целей; упора на постоянный личный рост; навыка решать проблемы; изобретательности и способности к инновациям; высокой способности влиять на окружающих; знания современных управленческих подходов; способности руководить; умения обучать и развивать подчиненных; способности формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Следовательно, эта концепция и  техника самоменеджмента вполне применимы для осуществления  деловой карьеры, поскольку предлагают целостную методику самоусовершенствования деловых качеств менеджера, повышения его творческого потенциала, что способствует росту возможностей для успешной карьеры.

Переходя к рассмотрению отечественных  концепций самоменеджмента, заметим, что большинство из них носит прикладной, практический характер; в них имеется центральная, стержневая идея, для реализации которой формируется блок технологий самоменеджмента. В отличие от них В. Карпичев предпринял попытку обозначить контуры как бы междисциплинарной модели самоменеджмента, опирающейся на совокупность человековедческих наук. Контуры модели очерчены следующими концептуальными положениями.

1. Острая необходимость в рациональной  организации самодеятельности индивида, создании личностных предпосылок  для выполнения управленческих  функций вызвана все более  усложняющейся человеческой деятельностью.

2. Самоменеджмент — система,  к которой вполне подходит определение “управляемая анархия”. В данном аспекте он принадлежит к объектам, изучаемым социосинергетикой как теорией самоорганизации открытых, динамических, неравновесных социальных систем. Самоменеджмент направлен на субъект управления и раскрывается такими понятиями, как самоуправление, самоорганизация, саморегуляция, самовоспитание.

3. Самоменеджмент — это многоуровневый  процесс самодеятельности, возвышения  личности. Он представляет собой  смену состояний, качеств, что  предполагает наличие определенных тенденций, этапов.

4. Самоменеджмент предполагает  опережающее отражение действительности. Для него характерно управление  по слабым сигналам, ориентация  на стратегические неожиданности.  Самоменеджмент не ограничивается  внутренними процессами, он включает проектирование внешней социальной среды в интересах субъекта управления.

5. Самоменеджмент — это способ  организации жизни. Его нельзя  воспринимать как элементарный  набор тех или иных правил, зафиксированных житейской мудростью  в пословицах и поговорках. Он исходит из факта уникальности индивидуальной жизни. Построенный на плюралистических системах ценностей, самоменеджмент тесно соприкасается и с религиозным способом организации жизни, особенно в плане поиска новых возможностей, укрепления духа и воли, укрощения неадекватных желаний, обогащения жизненных представлений. Развитие личности менеджера в самоменеджменте — важнейшая проблема, имеющая методологическое значение.

6. Самоменеджмент всегда ситуативен, разрушает любой стереотип, порой  алогичен. Это — искусство открывания себя в мире, следовательно, всегда тайна, прикосновение к которой увлекательно и бесконечно. Включая обобщенный и теоретически осмысленный опыт мировой цивилизации, самоменеджмент глубоко индивидуален, окрашен талантом и личным опытом.

Определенный интерес для осуществления  деловой карьеры представляет концепция  самоменеджмента, предложенная В. Андреевым.

Она основана на стремлении к саморазвитию в себе творческой личности. Центральная идея концепции состоит в выделении в качестве интегральной обобщенной характеристики современного менеджера, творческого характера его личности, то есть личности, способной к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном, а чаще всего в нескольких видах профессионально-творческой деятельности.

Подобный подход ценен тем, что раскрывает механизм самосозидания человека-творца — психолого-педагогический механизм саморазвития личности, включающий все процессы “самости” в их интегрированном виде: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самоконтроль, самосозидание, самооздоровление, а также процесс самореализации себя в одном или нескольких социально обусловленных видах творческой деятельности.

Еще одна концепция самоменеджмента  основана на идее культуры деловой жизни, постижение которой и является целью самоменеджмента. Через определение культуры автор концепции А. Хроленко раскрывает структуру целевых ориентиров самоменеджмента, которые проявляются в умении жить в согласии с другими, вести беседу и организовать совещание, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовать свою жизнь и отдых. В соответствии с таким пониманием самоменеджмент представляет собой набор полезных сентенций, рассуждений и практических деловых советов для повышения своего уровня деловой культуры в различных ее аспектах. Речь идет о технике личной работы, культуре делового письма, культуре взаимоотношений с людьми, искусстве деловой беседы, организации делового совещания, методике выступления, образе жизни менеджера.

Связь самоменеджмента с деловой карьерой прослеживается в том, что расширение профессиональных возможностей личности в результате работы по совершенствованию своих деловых качеств создает основу для служебного роста.

Как видим, и эта концепция самоменеджмента  оказывает косвенное влияние на карьеру — через повышение делового потенциала работника. В то же время в ней отсутствует блок самооценки, что делает методические советы пригодными для “общего употребления” без учета возможностей и направленности конкретной личности.

К тому же, как и в предыдущих концепциях самоменеджмента, остаются неучтенными механизмы и закономерности процесса деловой карьеры.

Завершим рассмотрение концепцией самоменеджмента, которая по своей  направленности наиболее сориентирована именно на карьеру. Авторы концепции Бербель и Хайнц Швальбе в качестве центральной идеи выбрали связь карьеры с успехом1. Именно ориентация на достижение успеха, то есть результата деятельности, соотнесенного с ожиданиями, системой ценностей, жизненными целями индивида, а также получающего положительную общественную и социальную оценку, служит главным мотивом продвижения по ступеням деловой карьеры.

Отметим справедливость наблюдения авторов, что люди, ориентирующиеся на успех, надеются прежде всего на свои деловые  качества. Поэтому путь к успеху лежит через самопознание и совершенствование своих деловых качеств. Предлагая читателям ряд практических советов и методик по саморазвитию совокупности деловых качеств для достижения успеха, исследователи предостерегают: тренировка способностей, которые даны от природы, или совершенствование личностных качеств — это еще половина дела, важно уметь трансформировать результаты, добытые упорным трудом самосовершенствования, в деловой или профессиональный успех.

 


Информация о работе Современные научные взгляды на сущность самоменеджмента