Современные принципы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:00, реферат

Описание

Успешное руководство и управление организацией требует, чтобы они осуществлялись систематическим и очевидным способом. Успеха можно добиться в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом запросов всех заинтересованных сторон.

Работа состоит из  1 файл

Современные Принципы Управления.docx

— 23.07 Кб (Скачать документ)

Современные Принципы Управления 

Успешное руководство  и управление организацией требует, чтобы они осуществлялись систематическим и очевидным способом. Успеха можно добиться в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом запросов всех заинтересованных сторон.

Для содействия достижению целей в области определены восемь принципов менеджмента. Ими  являются:

1) организация, ориентированная  на потребителя

Организации зависят  от своих потребителей и, следовательно, должны понимать их настоящие и будущие  запросы, выполнять требования потребителей и стремиться превзойти их ожидания.

2) роль руководства

Руководители  устанавливают единство целей, направленности и внутренней среды организации. Они создают окружающую среду, в  которой работники могут быть полностью вовлечены с достижение целей организации.

3) вовлечение работников

Работники всех уровней составляют сущность организации. Полное вовлечение работников дает возможность  использовать их способности на благо  организации.

4) подход как к  процессу

Желаемый результат  достигается более эффективно при  руководстве соответствующими ресурсами  и деятельностью как процессом.

5) системный подход  к менеджменту 

Вклад в эффективность  и результативность организации  вносят идентификация, понимание и  управление системой взаимосвязанных  процессов, направленных на достижение поставленной цели.

6) постоянное улучшение

Непрерывное улучшение  является постоянной целью организации.

7) метод при принятии  решения, основанный  на фактах

Эффективные решения  базируются на логическом и интуитивном  анализе данных и информации.

8) взаимовыгодные отношения  с поставщиками

Взаимовыгодные  отношения между организацией и  ее поставщиками повышают способность  обеих сторон создавать ценность.

Классификация принципов управления

В литературе нет  единого подхода к классификации  принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые  из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей  или органов управления, некоторые  вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация  принципов должна основываться на отражении  каждым из выделенных принципов различных  сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

1) научность; 

2) системность  и комплексность; 

3) единоначалие  и коллегиальность; 

4) демократический  централизм;

5) сочетание  отраслевого и территориального  подхода в управлении.

Принцип научности 

Этот принцип  требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных  основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку 

Внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает  внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности  — противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных  научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к  сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость  организации процесса управления в  конкретных условиях, для решения  конкретных задач требует ограничения  во времени процесса познания. Это  противоречие разрешается путем  активного исследования научных  проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального  использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это  противоречие имеет универсальный  характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.

Принцип системности и  комплексности 

Этот принцип  требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость  использования элементов теории больших систем, системного анализа  в каждом управленческом решении. Комплексность  в управлении означает необходимость  всестороннего охвата всей управляемой  системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может  быть учет всех особенностей структуры  управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Таким образом, системность означает попытки структурировать  проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более  тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к  горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при  этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются  несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим  функциям.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности  в выработке решений 

Любое принимаемое  решение должно разрабатываться  коллегиально (или коллективно). Это  означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение  проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность  за выполнение определенных и точно  очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и  другим направлениям несут полную ответственность  за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут  возникать качественно новые  задачи, решение которых не предусмотрено  регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех  или иных задач и выполнение тех  или иных работ, но и подчиненные  проявить разумную инициативу.

Принцип демократического централизма 

Этот принцип  является одним из важнейших и  означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного  и децентрализованного начал  в управлении. На уровне государства  это соотношение между центром  и регионами, на уровне предприятия  — соотношение прав и ответственности  между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать  как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов — предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.

Принцип единства отраслевого  и территориального управления

Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого  и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость  углубления специализаций, повышения  концентрации производства. Территориальное  же управление исходит из других целевых  установок. Проблемы наиболее рационального  размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования  рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все — региональные проблемы. Любой предприниматель  должен сделать для себя соответствующие  выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления. Интересы фирмы, которую он представляет, должны быть тесно увязаны с интересами местных властей жителей региона, где он собирается проявлять свою деловую активность — строить филиал предприятия, складировать и реализовывать продукцию и т. д. Местные власти и население должны быть его активными сонниками, зная, какие выгоды для региона последуют активной деятельности тех или иных фирм.

2. Принципы управления  на основе выделения  различных школ

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов  вперед. Скорее, это было несколько  подходов, которые часто совпадали. Объекты управления – это и  техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных  с управлением областях, таких  как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области  знания, исследователи в области  управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти  знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к  управлению.

В то же самое  время мир становился ареной быстрых  перемен. Все более частыми и  значимыми становились научно-технические  нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили  представителей управленческой мысли  глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.

К настоящему времени  известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад  в развитие теории и практики управления. Подход с позиций выделения различных  школ в управлении заключает в  себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается  с трех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного  управления, человеческих отношений  и науки о поведении.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут  быть перечислены в следующем  порядке:

1. Школа научного  управления;

2. Административная  школа;

3. Школа психологии  и человеческих отношений.

Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений  полагали в свое время, что им удалось  найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более  поздние исследования и неудачные  попытки применить теоретические  открытия школ на практике доказали, что  многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в  ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамкам данных школ. Следует также учитывать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. И в рамках одной организации можно найти элементы всех подходов.

3. Новые принципы  управления

Новые принципы управления строятся на признании  в качестве системообразующих элементов инновационного процесса его непрерывности, но в то же время неупорядоченности, низкой предсказуемости результатов. Реорганизация управления инновационной деятельностью предполагает создание таких организационных отношений, которые позволили бы более полно использовать творческий потенциал коллектива. При всем многообразии современных конкретных форм подобных связей представляется возможным выделить ряд общих черт:

• безоговорочная поддержка инновационной деятельности со стороны руководства. Ценностные установки руководителей фирмы  во многом способствуют созданию в  организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и  реализации нововведений;

• всемерное  содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности реализовать их новаторские идеи (в продуктах, процессах, организационных методах). В этом менеджеры фирмы видят эффективный метод борьбы с бюрократизацией и косностью мышления, убивающими свежие, нетривиальные идеи;

• высокий уровень  и постоянное совершенствование  коммуникаций. Когда проблема «штурмуется» с разных сторон, образуются новые информационные комбинации и связи на каждом уровне управления, возникает более широкий ряд решений. Поэтому инновационные структуры стремятся усилить циркуляцию информации между подразделениями и отдельными сотрудниками;

• использование  комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и  методы материального поощрения  инновационной деятельности, и, кроме  того, широкий набор мер социально-психологического воздействия на работников. Данная практика основана на том, что наибольшую творческую активность люди проявляют  в случае, если руководство организации  поддерживает в них чувство социальной значимости и защищенности, ответственности  и возможности профессионального  и должностного роста;

• применение стиля, называемого участием в управлении. Работники должны быть вовлечены  во все фазы инновационного процесса и принятия решения. Такое участие  предупреждает сопротивление персонала  технологическим и организационным  нововведениям, способствует улучшению  показателей производственной деятельности;

• непрерывность  обогащения сотрудниками своих знаний. В условиях обострившейся конкуренции, в которой решающее значение приобретают  новизна и качество услуг, высокий  профессионализм персонала, его  способность и желание творчески  осваивать современные технологии, разрабатывать новые продукты превращаются в важнейший фактор коммерческого  успеха. Поэтому процесс подготовки и переподготовки кадров всесторонне  поддерживается высшим руководством и  расценивается им как составная  часть работы предприятия, как один из главных рычагов сохранения его  приоритетных позиций в современном  быстроменяющемся мире.

Решающее значение для обеспечения инновационного климата в организации имеет  поддержка новаторства со стороны  руководства. Настоящим руководителем  можно назвать лишь того, кто обладает способностью побуждать людей, будь то словами или собственным примером, к полному проявлению своих потенциальных  возможностей; предоставляет им поле деятельности и свободу для реализации их устремлений. Основной задачей менеджера  становится умение не столько единолично находить правильные решения и брать  на себя все вопросы, сколько создать  атмосферу творческого поиска в  руководимом коллективе. В этом кроется  большой смысл, так как сами подчиненные  вовлекаются в процесс разработки, а главное - реализации решения, воспринимаемого  ими или как собственное, или  как лучшее из всех.

Информация о работе Современные принципы управления