Современный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 12:41, контрольная работа

Описание

Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн. человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: материальным и моральным.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….….3

1 Сущность и классификация конфликтов…………….……………………………….…...4

2 Содержание и формы проявления современных конфликтов……………………….…..6

Заключение………………………………………………………………………………....11

Список использованных источников………………………………………………..……

Работа состоит из  1 файл

современный конфликт.docx

— 33.23 Кб (Скачать документ)

     Формы массовых конфликтных действий людей.

     Массовые  действия могут быть как слабо  организованными (паника, беспорядки, погромы), так и достаточно хорошо спланированными и подготовленными (митинги, демонстрации, войны, революции). Многое зависит от того, нашлись  ли организаторы и лидеры, способные  руководить большими массами людей, или нет.

            К формам массовых конфликтных действий относятся:

     1. Массовая истерия – состояние  всеобщей нервозности в социуме,  повышенной возбудимости и страха  у населения. Примерами массовой  истерии являются средневековая  «охота на ведьм», военная шпиономания,  поиск «врагов народа» в эпоху  сталинизма, нагнетание средствами  массовой информации реальной  угрозы «третьей мировой войны»  в 1960-е годы.

     2. Распространение слухов – это  передача от человека к человеку  определенных сведений, которые  возникают из анонимных источников, и быстро распространяется по  неофициальным каналам среди  всего населения социума. Слухи  могут быть ложными и истинными,  в последствии они подтверждаются или не подтверждаются. Как правило, они возникают в ситуации дефицита информации или в тех случаях, когда население просто уже не верит официальной информации СМИ. Совокупность людей, которые активно распространяют слухи, составляет аудиторию слуха. Аудитория слуха – не просто сумма пассивных получателей информации. Многие не только передают новость дальше, но и что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности, либо полностью искажают её смысл. Распространение слухов, как массовое действие, построено на четком распределении ролей. Одни исполняют роль «посыльного» и только распространяют слух. Вторые играют роль «интерпретатора», добавляя к полученной новости собственные соображения. Третьи оказываются в ситуации либо «скептиков», сомневающихся в достоверности данного слуха, либо активных «сторонников», горячо отстаивающих его. Большинство населения остается в роли простых слушателей.

     3. Паника – форма массового поведения,  когда люди столкнувшись с  некоторой опасностью, принимают  нескоординированные действия. Участники  паники действуют самостоятельно, часто, мешая, и травмируя друг  друга. Паника часто случается  в экстремальных условиях: кораблекрушение,  пожар, землетрясение, ливень, наводнение, внешнее нашествие. Когда индивид  убеждается, что все известные  ему средства, годившиеся в обычных  условиях, не срабатывают, он теряет  самообладание. Появляется страх,  парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек  замечает, что и другие люди  тоже охвачены паникой. Возникает  цепная реакция панических действий.

     4. Демонстрация – это организованное  коллективное шествие в защиту  каких-то прав или в знак  протеста против чего-либо. Демонстрация  требует определённой подготовки: разрешения властей, изготовления  транспарантов, выбора маршрута  движения, порядка выступающих. Демонстрации  способны вызвать серьёзные социальные  изменения в обществе. Перестройка  1980-х годов вызвала волну демонстраций  и забастовок в разных регионах  СССР. Хотя в них принимало  участие менее 10% населения страны, демонстрации и акции социального  протеста оказались весьма эффективными: распалась советская держава,  сменился общественно-политический  строй, распалась международная  коммунистическая система.

     5. Беспорядки и погромы – коллективные  акты насилия, предпринятые неконтролируемой  и эмоционально возбужденной  толпой против чужой собственности  или конкретной личности. Погром  часто принимает вид шовинистского  выступления против какой-либо  национальности или иной социальной  группы населения, сопровождающейся  грабежами и насилием. Погром  – спонтанный всплеск насилия,  подогреваемый не убеждениями,  а страстями. До революции в  России было несколько еврейских  погромов. Подвыпившая молодежь  часто устраивает погромы в  метро и электричках. Футбольные  фанаты устраивают погромы после  очередных неудачных матчей. Ярким  примером погрома являются так  называемые «суды Линча» –  самосуд, устраиваемый толпой  белых над «провинившимися» неграми.

     6. Бунт – собирательное понятие,  обозначающее целый ряд стихийных  форм массового социального протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.  Причиной их возникновения служит  недовольство чем-либо или кем-либо (чаще всего властными структурами). Бунт может относиться к конкретной  организации (бунт на корабле)  или к социальной группе (бунт  крестьян). Эмоциональное состояние  (недовольство) переходит сначала  в стихийное действие (массовое  негодование), а затем в организованное  массовое поведение (погромы,  поджоги, разрушение тюрем, захват  административных зданий). Бунт означает  открытое неподчинение и сопротивление  официальным властям. Студенческие  бунты, во время которых молодые  люди баррикадировали аудитории,  происходили во Франции совсем  недавно, в Америке 1960-х (против  войны во Вьетнаме). Известны бунты  в армейских гарнизонах, в негритянских  гетто.

     7. Война – организованная вооруженная  борьба между государствами, классами, большими социальными группами  средствами вооруженного насилия.  Война – массовое конфликтное  действие, связанное с коренной  сменой характера отношений между  крупными социальными субъектами (государствами, нациями, большими  социальными группами) и переходом  противоборствующих сторон от  применения ненасильственных форм  конфликтных действий и способов борьбы к прямому применению оружия и других имеющихся в их арсенале насильственных средств для достижения своих определенных целей. По своей сущности война является продолжением политики правящих элит и лидеров больших социальных групп средствами вооруженного насилия.

     В современных условиях война представляет высшую, наиболее острую форму прямого  противоборства враждующих сторон. Главным  средством ведения войны являются вооруженные силы государства или  незаконные военизированные формирования. Вместе с тем, в войне используются как военные, так и невоенные  формы борьбы, в том числе организация  информационной блокады, саботаж, диверсии, террористические акты на территории противника. Ход и результат войны, формы и способы ее ведения  зависят от ресурсных возможностей воюющих сторон, морального состояния  социума и армии, боевой мощи сторон и других факторов. Войны тесно  связаны с политикой и экономикой. Политика определяет цель и характер войны. Вместе с тем, война оказывает  обратное воздействие на политику, замедляет или ускоряет развитие социально-политических процессов. Таким  же образом война требует коренной перестройки экономики, мобилизации  всех ее возможностей для нужд вооруженных  сил.

Основная  форма борьбы сторон в войне –  вооруженная. Она заключается в  организованном применении вооруженных  сил и других военизированных  формирований. Поведение субъектов  в войне представляет собой совокупность военных действий различного масштаба, и может характеризоваться различной  интенсивностью, размахом и продолжительностью. В ходе вооруженной борьбы сочетаются наступательные, оборонительные, обеспечивающие и другие действия. Вооруженная борьба может вестись в стратегическом, оперативном и ограниченном масштабах, в форме операций, сражений и боев. В зависимости от конкретных условий  войны вооруженная борьба может  быть ограничена по средствам и способам ее ведения.

     Войны бывают:

             - по своим целям: завоевательные и освободительные;

             - по своим масштабам: локальные и мировые;

             - по политическому характеру: внутригосударственные (гражданские) и межгосударственные;

             - по способам ведения: партизанские, фронтовые, тотальные. 
 

                                                              

                                                              Заключение 

       Любое общество содержит потенциальные  возможности конфликта в силу  периодически возникающего столкновения  между требованиями личностей.  Характер общества будет существенно  влиять на особенности этих  конфликтов, в частности на их  функции. Чем отношения между  членами общества ближе, тем  конфликт интенсивнее. Высокая  частота взаимодействия способствует  интенсификации эмоциональных проявлений  личностей, в том числе и  враждебности, возникновение которой  опять же в силу тесного  взаимодействия, будет восприниматься  как опасность. 

       Позитивными для общества будут  являться те конфликты, которые  не затрагивают основы его  существования, способствуя лишь  переориентации норм и отношений,  принятых в обществе, соответственно  возникшей необходимости. Если  конфликт связан с важнейшими  ценностями общества, он подрывает  ее основы и несет в себе  тенденцию к ее разрушению. Существенное  значение для конфликта внутри  общества будет иметь характер  отношений общества с внешней  средой. Общество, находящееся в  состоянии более или менее  постоянного противоборства с  другими обществами, будут иметь  тенденцию к более полному  личностному вовлечению своих  членов в общую деятельность  и к подавлению отклонений  от единства. Большая терпимость  к конфликтам внутри общества  будет характерна для обществ,  отношения которых с внешней  средой более уравновешены.

     Конфликт  внутри общества может являться механизмом трансформации норм применительно  к новым условиям. Гибкие структуры  выигрывают от конфликтов, которые, модифицируя  старые нормы и помогая созданию новых, обеспечивают преемственность  в новой ситуации. Если конфликты  подавлять, а не решать, ведя его  развитие в конструктивном направлении, то усиливается напряжение в обществе и увеличивается опасность разрушения.

     Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная  проблематика актуализирована в  реалиях общественной жизни и  в сознании общества. Осознается необходимость  создания механизмов и институтов регулирования  конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как  никогда велика потребность людей  в помощи психологов по самым разнообразным  вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследования и практической работы в области  конфликтов. 

                                   

                       Список использованных источников 

     1 Храмовских Т.Н. Основы кадрового менеджмента: учебный материал / Т.Н. Храмовских. – М.: ДВГАЭУ – 2003.

            2 Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика / Э.А. Уткин. – М.: ЭКМОС – 1998.

     www.azps.ru- А.Я. Психология.

     4  Гришина Н.В. Психология конфликта  / Н.В. Гришина. – 1996. 

Информация о работе Современный конфликт