Способы избрания органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:21, реферат

Описание

Роль местного самоуправления неуклонно возрастает и приобретает общегосударственное значение. Актуальность данной работы заключается в том, что муниципальные органы сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы людей, они являются важнейшим слагаемым в деле формирования гражданского общества в современной России.

Работа состоит из  1 файл

Способы избрания органов местного самоуправления.docx

— 25.24 Кб (Скачать документ)

Введение 

      Роль местного самоуправления неуклонно возрастает и приобретает общегосударственное значение. Актуальность данной работы заключается в том, что муниципальные органы сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы людей, они являются важнейшим слагаемым в деле формирования гражданского общества в современной России, составляют одну из основ демократического строя.

      Принятие  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и вступление его в силу с 1 сентября 1995 г. стало новым этапом в процессе формирования местного самоуправления в современной России. Накопленный к этому времени опыт показал, что на пути реализации Федерального закона возникает много проблем, связанных не только с созданием необходимой материально-финансовой базы местного самоуправления, но и с оценкой Закона, толкованием его отдельных положений и норм, пониманием самой концепции местного самоуправления, лежащей в основе Закона, наконец, содержания Общих принципов организации местного самоуправления. 

      Целью данной работы является раскрытие способов избрания органов местного самоуправления.

      Информационной  базой являются федеральные законы, нормативно-справочные материалы, информационные ресурсы Интернет.       

 

1 Понятие «Орган местного самоуправления» 

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130). При определении  понятия местного самоуправления в  Федеральном законе № 131 - ФЗ акцент делается на деятельности населения  и (или) органов местного самоуправления, решающих вопросы местного значения. Отсюда следует два вывода.

      Во - первых, органы местного самоуправления наряду с отдельными гражданами, населением всего муниципального образования  или его частим являются основными  субъектами в системе местного самоуправления. При этом в силу того. Что органы местного самоуправления формируются  на основе волеизъявления населения, граждане считаются первичными субъектами местного самоуправления, а органы - вторичными.

      Во - вторых, поскольку местное самоуправление - одна из форм осуществления народом  своей власти, то все органы местного самоуправления (как выборные так  и не выборные) должны приобрести свои властные полномочия через процедуру, прямо или косвенно связанную  с проявлением воли граждан на выборах. Значит другими (не выборными) органами местного самоуправления могут  считаться не любые структуры, решающие вопросы местного значения, а лишь те, которые сформированы органами или должностными лицами, получившими  свои полномочия на муниципальных выборах.

      Именно  эти две возможности формирования органов местного самоуправления - непосредственно на выборах или  путем образования представительным органом - отражены теперь в Федеральном  законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 - ФЗ. В статье 2 этого закона органами местного самоуправления называются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как видим, в этом определении указан еще один важный признак - самостоятельность органа в виде наличия у него собственных полномочий по решению вопросов местного значения. В процитированной статье 2 ничего не сказано о том, каким образом должно происходить наделение собственными полномочиями, но в статье 34 об органах местного самоуправления содержится ключевое положение о том, что все органы (обязательные, необязательные и иные) должны быть предусмотрены уставом муниципального образования.

      Если  обратиться к положениям статьи 44 об уставе муниципального образования, то увидим, что в уставе обязательно  следует определить:

  • наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления,
  • структуру и порядок их формирования.
  • срок полномочий,
  • основания и порядок прекращения полномочий,
  • виды ответственности,
  • подотчетность и подконтрольность.

      Следовательно, чтобы структурная единица в  поселении получила статус органа местного самоуправления. В уставе поселения  для неё должны быть установлены  все названные выше параметры.

      Исключение  составляют вновь созданные муниципальные  образования. Правовой статус органов  местного самоуправления в них может  быть установлен не в уставе, а в  ином нормативно-правовом акте, например в решении местного референдума. Важно, что бы перед формированием  каждого органа (перед выборами или  наделением полномочий иным способом) этот статус был ясен для голосующих жителей или депутатов представительного  органа.

      Еще одним признаком органом местного самоуправления является их организационная  обособленность из системы органов  государственной власти. Так, в части 4 статьи 35 Федерального закона № 131 - ФЗ повторена конституционная норма  о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

      Таким образом, можно выделить следующие  критерии отнесения структурной  единицы, входящей в систему муниципального управления поселения, к органу местного самоуправления этого поселения:

  • орган сформирован путем избрания населением поселения на муниципальных выборах. Либо избрания депутатами из своего состава (для главы муниципального образования) либо образован представительным органом поселения;
  • орган указан в уставе как входящий в структуру органов местного самоуправления;
  • в уставе поселения определены наименование органа, порядок его формирования, собственная компетенция, подотчетность. Подконтрольность и другие вопросы организации и деятельности органа, позволяющие ему принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции и участвовать тем самым в решении вопросов местного значения поселения;
  • орган наделен собственными полномочиями по решению вопросов;
  • не предусмотрено, что формирование органа, назначение его должностных лиц происходит органами и (или) должностными лицами органов государственной власти (подконтрольность может быть предусмотрена только по исполнению отдельных переданных государственных полномочий).

      Таким образом, не любые структурные единицы  или должностные лица. Участвующие  в решении вопросов местного значения, можно считать органами местного самоуправления. Например, депутатская комиссия, отраслевой департамент, бюджетное учреждение, управление, межведомственные рабочие группы и тому подобные структуры, как правило, не имеют правового статуса местного самоуправления. Эти структуры не обладают самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения, их полномочия производны от полномочий иных органов, в состав которых данные структуры входят. Полномочия данных структур установлены не уставом муниципального образования, а иными нормативными актами, например положениями об органах, в состав которых эти структуры входят, и положениями о данных структурах.

      В практической деятельности муниципалитетов  бывали случаи, когда документы и  решения, подписанные руководителем  комитета по управлению муниципальным  имуществом, созданного и действующего как подразделение местной администрации, были признаны судом не имеющими юридической  силы из-за отсутствия правого статуса  органа местного самоуправления у данного  комитета.

      Важно, чтобы статус органа местного самоуправления получили те организационные структуры  в системе местного самоуправления данного поселения, которые созданы  для принятия самостоятельных решений, касающихся непосредственно граждан, общественных объединений, субъектов  хозяйственной деятельности, а также  органов публичной власти, то есть любых физических или юридических  лиц, находящихся на территории этого  поселения.

      Для малых поселений может быть достаточно, чтобы статус органа имели глава  поселения, местная администрация  и представительный орган, а также  контрольный орган, в том числе  единоличный (например, ревизор), при  условии его формирования. Несмотря на то, что названные органы могут  состоять из структурных единиц, созданных  с целью обеспечения деятельности этих органов, подготовки проектов и  их решений, сами решения будут принимать и подписывать органы, в полномочиях которых это входит согласно уставу поселения.

      Для более крупных поселений, а также  муниципальных районов и городских  округов статус органа местного самоуправления могут получить также финансовый орган, комитет по управлению имуществом, территориальные подразделения  местной администрации, созданные  в отдельных населенных пунктах  данного поселения или района и другие органы. Такие органы будут  относиться к категории иных в  структуре органов метисного  самоуправления данного муниципального образования. Компетенция каждого  из них должна быть зафиксирован в  уставе, тогда они будут в праве  сами принимать и подписывать  решения в рамках своей компетенции. 
 

2 формирование органов  местного самоуправления 

      Важнейший принцип организации местного самоуправления - формирование его руководящих органов  посредством выборов.

      На  основании федерального законодательства и в соответствии с заключенными Российской Федерацией международными договорами, Европейской хартией  о местном самоуправлении наличие  выборных органов местного самоуправления является обязательным, а выборы проводятся в сроки, установленные законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.

      Подготовку  и проведение выборов в органы местного самоуправления осуществляют территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии, которые  вместе с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации  и Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации  несут всю полноту ответственности  за обеспечение избирательных прав российских граждан. Именно поэтому  принципиально важно, чтобы избирательные комиссии в пределах своей компетенции проявляли независимость от органов государственной власти и местного самоуправления, и в то же время - обеспечили деятельное взаимодействие с законодательными, исполнительными и судебными органами, работали в тесном контакте со средствами массовой информации, а  избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, используя собственные полномочия, обеспечивали бы контроль за соблюдением избирательных прав граждан и единообразным применением законодательства, оказывали организационно-методическую, правовую и иную консультативную помощь комиссиям, непосредственно организующим выборы на местах.

      В России накоплен значительный опыт подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления.

      Выборы  проводятся на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании, что отвечает демократическим принципам и  международным стандартам. Граждане наделены правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления независимо от пола, расы, языка, социального и  имущественного положения, профессии, образования, отношения к религии  и политических убеждений. Голоса избирателей  имеют одинаковый вес, а носителей  мандатов определяют исключительно  сами избиратели. Выборы в органы местного самоуправления, как и все другие, обычно проводятся на альтернативной основе (практика показывает, что на один депутатский мандат претендуют от 2 до 12 кандидатов).

      В формировании органов местного самоуправления принимают участие общественные объединения. Чаще всего - это наиболее крупные объединения, способные  организовать предвыборную агитацию в  пользу своих сторонников и обеспечить общественный контроль за проведением  выборов.

      В России, также как и во многих европейских странах, существует несколько  способов формирования органов местного самоуправления.

      Представительные  органы местного самоуправления избираются непосредственно населением. В отдельных  случаях их полномочия осуществляют собрания (сходы) граждан.

      Составной частью системы органов местного самоуправления является исполнительные органы - местная администрация - занимающаяся повседневным управлением на подведомственной территории. Руководят местной администрацией, как правило, выборные должностные  лица - главы местного самоуправления. В городах это чаще всего мэр, либо глава администрации, глава  города; в районах - глава местного самоуправления, глава района; на других территориях - глава муниципального округа, сельсовета  и так далее. Глава местного сообщества избирается либо непосредственно населением, либо из состава представительного органа. Он может быть нанятым по контракту  или занимать эту должность в  силу избрания его председателем  соответствующего представительного  органа (в большинстве - почти 2/3 - субъектах  Федерации главы местного самоуправления избраны населением в ходе выборов  тайным голосованием).

      В большинстве субъектов Федерации  имеется необходимая законодательная  база, обеспечивающая реформирование органов местного самоуправления. Наряду с  конституциями и уставами субъектов  Российской Федерации на местах действуют  законы:

Информация о работе Способы избрания органов местного самоуправления