Справка о критической оценке системы налогообложения малого и среднего бизнеса в Евросоюзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

В настоящее время экономика Евросоюза во многом обязана развитию малого и среднего бизнеса. При этом малые и средние западноевропейские страны особенно зависят от динамичного развития предпринимательства этого уровня.
Бельгия, как и большинство других небольших стран Западной Европы, не имеет предприятий мирового масштаба. В ее экономике доминируют малые и средние предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Справка о критической оценке системы налогообложения малого и среднего бизнеса в Евросоюзе.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)

Справка о критической  оценке системы налогообложения  малого и среднего бизнеса в Евросоюзе   
 
В настоящее время экономика Евросоюза во многом обязана развитию малого и среднего бизнеса. При этом малые и средние западноевропейские страны особенно зависят от динамичного развития предпринимательства этого уровня.  
 
Бельгия, как и большинство других небольших стран Западной Европы, не имеет предприятий мирового масштаба. В ее экономике доминируют малые и средние предприятия.  
 
Поэтому логично, что как на национальном уровне, так и в рамках Евросоюза в целом принимаются различные меры по стимулированию этого вида предприятий, которые выражаются в упрощении процедуры создания предприятий малого и среднего бизнеса, в предоставлении им различных льгот, в том числе налоговых и социальных, которые призваны стимулировать создание таких предприятий и обеспечить их быстрое развитие. В Евросоюзе в настоящее время действует Регламент № 70/2001, принятый 12 января 2001 г., которым установлены рамки содействия государств – членов ЕС малым и средним предприятиям. 
 
Вместе с тем, не следует полагать, что в этой области отношений в рамках Евросоюза решены все проблемы. Сами предприятия малого и среднего бизнеса не вполне довольны состоянием дел в данной сфере и считают, что в Евросоюзе делается еще далеко не все для их динамичного развития. 
 
В начале марта 2003 года в Риме прошел съезд Европейского Союза ремесленников, малых и средних предприятий, сокращенно называемый «l'UEAPME» (Sommet de l'Artisanat, et des Petites et Moyennes Entreprises sur l'avenir de l'Europe). 
 
В принятой на указанном съезде 8 марта 2003 года Декларации об европейской налоговой политике в отношении малого и среднего бизнеса (Déclaration de Rome sur la politique fiscale européenne) отмечается, что в этом секторе экономики остаются нерешенными многие проблемы, которые, по мнению авторов, сводятся к следующему:  
 
 
Действующие в странах Евросоюза налоговые системы не совпадают 
 
Малые и средние предприятия, действующие на рынке Сообщества, вынуждены сталкиваться с 15 налоговыми системами (скоро их станет 25), которые во многом не совпадают между собой, что порождает для таких предприятий неприемлемые административные расходы. С одной стороны, общее налоговое бремя слишком завышено, а, с другой стороны, налоговое регулирование стало одним из основных препятствий, которое мешает предприятиям малого и среднего бизнеса осуществлять трансграничные коммерческие операции. Подобное регулирование является тормозом на пути экономического роста и создания дополнительных рабочих мест.  
 
В Декларации особо отмечается следующие существующие в этой области проблемы: 
 
а) Ставки налогообложения, применяемые к предприятиям малого и среднего бизнеса выше, чем применяемые к крупным европейским предприятиям.  
 
Крупным по размеру многонациональным европейским предприятиям удается использовать в своей деятельности различные налоговые системы государств-членов Евросоюза, а также использовать политику установления цен дискриминационным и волюнтаристическим образом (так называемые «трансфертные цены») с целью оптимизации прибыли в налоговых целях для того, чтобы использовать наиболее благоприятный налоговый режим. Предприятия малого и среднего бизнеса не могут использовать этот режим, поскольку они в основном действуют на конкретных национальных рынках, где они не имеют возможности воспользоваться «налоговым инжинирингом», как это делают многонациональные компании. 
 
Проведенные исследования показывают, что предприятия малого и среднего бизнеса подвергаются налоговому бремени на 23% больше, чем крупные предприятия. Поэтому зачастую малые предприятия и ремесленники, которые обычно облагаются налогом на базе доходов, должны платить еще больше. 
 
б) Административные расходы малых и средних предприятий более высокие, чем у крупных предприятий 
 
То, что ставки различных административных сборов, взимаемых при прямом налогообложении различными национальными налоговыми системами, а также ставки сборов, взимаемых через систему многочисленных договоров об освобождении от двойного налогообложения, завышены было признано на уровне Комиссии ЕС. К этому следует прибавить дополнительные расходы, связанные с уплатой НДС, действующие в разных государствах Евросоюза. Авторы Декларации считают это действительным серьезным препятствием, мешающим малым и средним предприятиям воспользоваться преимуществами, предоставляемыми единым внутренним рынком. 
 
в) Высокие расходы, помимо зарплаты, которые несут малые и средние предприятия, являются причиной параллельной экономики 
 
Увеличение расходов, помимо зарплаты, приходящихся на рабочие руки, которые введены в ответ на снижение ставок налогообложения обществ в некоторых государствах-членах ЕС, приводит к ситуации, в которой малые и средние предприятия сталкиваются с сильной конкуренцией параллельной экономики. Такая ситуация благоприятна для отраслей промышленности с использованием больших инвестиций и угрожает выживанию малых и средних предприятий, которые используют в основном рабочие руки и зачастую сталкиваются с черным рынком. Для решения этой проблемы, по мнению авторов Декларации, следует сократить разрыв в налогообложении между зарегистрированной и незарегистрированной в налоговом плане рабочей силой с тем, чтобы сделать последнюю менее привлекательной в экономическом смысле. 
 
 
Ремесленники, малые и средние предприятия Европы нуждаются в налоговых реформах  
 
Учитывая срочность, с которой необходимо реформировать налоговую систему в отношении малых и средних предприятий, Европейский союз ремесленников, малых и средних предприятий решил поставить налоговую реформу во главу повестки дня лоббируемых ею вопросов на предстоящие годы. 
 
В ходе съезда, проведенного в 2003 году в Риме, европейские организации, входящие в Союз, приняли эту декларацию с целью начать необходимые дебаты по данному поводу на всех политических уровнях. 
 
 
 
По мнению авторов, политика налоговых реформ в Евросоюзе должна строиться на следующих принципах: 
 
 
Ставки налогообложения должны быть одинаковы как для малых и средних предприятий, так и для крупных предприятий. Для этого необходимо:  
 
- принять и внедрить в практику систему мер в налоговой области (ликвидация лазеек для обхода налогового законодательства, исключение специального и прямого льготного регулирования для иностранных инвестиций и холдингов); 
 
- обеспечить прогресс в работе по координации систем по налогообложению предприятий с целью исключить «налоговый инжиниринг» (трансфертные цены); 
 
- установить одинаковые по уровню расходы для крупных предприятий создающихся, как правило, в форме акционерных обществ и для малых и средних предприятий, которые в основном строятся на принципе объединения лиц (простые и коммандитные товарищества); 
 
- устранить налоговые расходы, связанные с платежами между предприятиями, принадлежащими одному и тому же собственнику; 
 
- с целью подготовки предложений по устранению положений налогового законодательства, которые дискриминируют малые и средние предприятия, создать постоянно действующую рабочую группу экспертов государств-членов Евросоюза и профессиональных организаций. 
 
 
Административные расходы, связанные с прямым и косвенным налогообложением трансграничных коммерческих обществ, должны быть уменьшены для малых и средних предприятий. Для этого необходимо:  
 
- выработать пилотный проект нормативного акта по налогообложению (в отношении налогов на коммерческие общества и налогообложения доходов) для всех видов малых и средних предприятий; 
 
- добиваться значительно большей совместимости положений договоров об исключении двойного налогообложения, заключенных между государствами-членами Евросоюза; 
 
- добиваться единообразного регулирования в отношении НДС применительно к коммерческим обществам, которые не имеют своих постоянных представительств в других государствах; 
 
- добиваться всеобщей гармонизации административных обязательств, связанных с системой уплаты НДС; 
 
- осуществлять возмещение сумм уплаченного НДС в разумные сроки; 
 
- обеспечить облегченный доступ к информации, связанной с обязательствами по уплате НДС, включая информацию на иностранных языках. 
 
 
Должна быть сокращена разница в налогообложении между задекларированной и не задекларированной работой в сфере предоставления услуг, в которых в значительной степени используются рабочие руки, с тем, чтобы сделать менее привлекательной параллельную экономику. Для этого необходимо:  
 
- распространить на все виды услуг результаты эксперимента по сокращению ставок НДС на услуги, при предоставлении которых в значительной степени используются рабочие руки; 
 
- сократить расходы, не связанные с выплатой заработной платы при предоставлении услуг, в которых в значительной степени используются рабочие руки, и разработать другие меры по налоговой поддержке применительно к этому виду предпринимательства (сервисные чеки, налоговые вычеты). 
 
 
Европейская Конвенция должна предоставить малому и среднему бизнесу другие инструменты с целью обеспечения принятия необходимой для них налоговой реформы.  
 
Единогласное голосование государств-членов ЕС во всех налоговых секторах, предусмотренное в проекте Европейской Конвенции, представляет собой главное препятствие на пути проведения европейских налоговых реформ. Европейская Конвенция и предстоящая межправительственная конференция должны создать новые инструменты, позволяющие продвинуться вперед по пути налоговой европейской политики. Для этого необходимо: 
 
- внедрить голосование, основанное на мажоритарном квалифицированном большинстве, в отношении налоговой политики, которая напрямую влияет на функционирование внутреннего рынка; 
 
- обеспечить такой регулируемый уровень законодательства, который должен позволить странам евро-зоны добиваться прогресса в вопросах, связанных с налогообложение. При этом, однако, необходимо избежать негативного влияния таких процессов на внутренний рынок государств-членов Евросоюза, не являющихся пока членами евро- зоны; 
 
- использовать возможности договоров о сотрудничестве и взаимопомощи, положения которых могут быть включены в межправительственные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения. 
 
 
 
 
 
По материалам
Rustrade.org

Информация о работе Справка о критической оценке системы налогообложения малого и среднего бизнеса в Евросоюзе