Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:04, курсовая работа
В настоящее время экономика Евросоюза во многом обязана развитию малого и среднего бизнеса. При этом малые и средние западноевропейские страны особенно зависят от динамичного развития предпринимательства этого уровня.
Бельгия, как и большинство других небольших стран Западной Европы, не имеет предприятий мирового масштаба. В ее экономике доминируют малые и средние предприятия.
Справка
о критической
оценке системы налогообложения
малого и среднего
бизнеса в Евросоюзе
В настоящее время экономика Евросоюза
во многом обязана развитию малого и среднего
бизнеса. При этом малые и средние западноевропейские
страны особенно зависят от динамичного
развития предпринимательства этого уровня.
Бельгия, как и большинство других небольших
стран Западной Европы, не имеет предприятий
мирового масштаба. В ее экономике доминируют
малые и средние предприятия.
Поэтому логично, что как на национальном
уровне, так и в рамках Евросоюза в целом
принимаются различные меры по стимулированию
этого вида предприятий, которые выражаются
в упрощении процедуры создания предприятий
малого и среднего бизнеса, в предоставлении
им различных льгот, в том числе налоговых
и социальных, которые призваны стимулировать
создание таких предприятий и обеспечить
их быстрое развитие. В Евросоюзе в настоящее
время действует Регламент № 70/2001, принятый
12 января 2001 г., которым установлены рамки
содействия государств – членов ЕС малым
и средним предприятиям.
Вместе с тем, не следует полагать, что
в этой области отношений в рамках Евросоюза
решены все проблемы. Сами предприятия
малого и среднего бизнеса не вполне довольны
состоянием дел в данной сфере и считают,
что в Евросоюзе делается еще далеко не
все для их динамичного развития.
В начале марта 2003 года в Риме прошел съезд
Европейского Союза ремесленников, малых
и средних предприятий, сокращенно называемый
«l'UEAPME» (Sommet de l'Artisanat, et des Petites et Moyennes Entreprises
sur l'avenir de l'Europe).
В принятой на указанном съезде 8 марта
2003 года Декларации об европейской налоговой
политике в отношении малого и среднего
бизнеса (Déclaration de Rome sur la politique fiscale européenne)
отмечается, что в этом секторе экономики
остаются нерешенными многие проблемы,
которые, по мнению авторов, сводятся к
следующему:
Действующие в странах
Евросоюза налоговые
системы не совпадают
Малые и средние предприятия, действующие
на рынке Сообщества, вынуждены сталкиваться
с 15 налоговыми системами (скоро их станет
25), которые во многом не совпадают между
собой, что порождает для таких предприятий
неприемлемые административные расходы.
С одной стороны, общее налоговое бремя
слишком завышено, а, с другой стороны,
налоговое регулирование стало одним
из основных препятствий, которое мешает
предприятиям малого и среднего бизнеса
осуществлять трансграничные коммерческие
операции. Подобное регулирование является
тормозом на пути экономического роста
и создания дополнительных рабочих мест.
В Декларации особо отмечается следующие
существующие в этой области проблемы:
а) Ставки налогообложения, применяемые
к предприятиям малого и среднего бизнеса
выше, чем применяемые к крупным европейским
предприятиям.
Крупным по размеру многонациональным
европейским предприятиям удается использовать
в своей деятельности различные налоговые
системы государств-членов Евросоюза,
а также использовать политику установления
цен дискриминационным и волюнтаристическим
образом (так называемые «трансфертные
цены») с целью оптимизации прибыли в налоговых
целях для того, чтобы использовать наиболее
благоприятный налоговый режим. Предприятия
малого и среднего бизнеса не могут использовать
этот режим, поскольку они в основном действуют
на конкретных национальных рынках, где
они не имеют возможности воспользоваться
«налоговым инжинирингом», как это делают
многонациональные компании.
Проведенные исследования показывают,
что предприятия малого и среднего бизнеса
подвергаются налоговому бремени на 23%
больше, чем крупные предприятия. Поэтому
зачастую малые предприятия и ремесленники,
которые обычно облагаются налогом на
базе доходов, должны платить еще больше.
б) Административные расходы малых и средних
предприятий более высокие, чем у крупных
предприятий
То, что ставки различных административных
сборов, взимаемых при прямом налогообложении
различными национальными налоговыми
системами, а также ставки сборов, взимаемых
через систему многочисленных договоров
об освобождении от двойного налогообложения,
завышены было признано на уровне Комиссии
ЕС. К этому следует прибавить дополнительные
расходы, связанные с уплатой НДС, действующие
в разных государствах Евросоюза. Авторы
Декларации считают это действительным
серьезным препятствием, мешающим малым
и средним предприятиям воспользоваться
преимуществами, предоставляемыми единым
внутренним рынком.
в) Высокие расходы, помимо зарплаты, которые
несут малые и средние предприятия, являются
причиной параллельной экономики
Увеличение расходов, помимо зарплаты,
приходящихся на рабочие руки, которые
введены в ответ на снижение ставок налогообложения
обществ в некоторых государствах-членах
ЕС, приводит к ситуации, в которой малые
и средние предприятия сталкиваются с
сильной конкуренцией параллельной экономики.
Такая ситуация благоприятна для отраслей
промышленности с использованием больших
инвестиций и угрожает выживанию малых
и средних предприятий, которые используют
в основном рабочие руки и зачастую сталкиваются
с черным рынком. Для решения этой проблемы,
по мнению авторов Декларации, следует
сократить разрыв в налогообложении между
зарегистрированной и незарегистрированной
в налоговом плане рабочей силой с тем,
чтобы сделать последнюю менее привлекательной
в экономическом смысле.
Ремесленники, малые
и средние предприятия
Европы нуждаются в
налоговых реформах
Учитывая срочность, с которой необходимо
реформировать налоговую систему в отношении
малых и средних предприятий, Европейский
союз ремесленников, малых и средних предприятий
решил поставить налоговую реформу во
главу повестки дня лоббируемых ею вопросов
на предстоящие годы.
В ходе съезда, проведенного в 2003 году
в Риме, европейские организации, входящие
в Союз, приняли эту декларацию с целью
начать необходимые дебаты по данному
поводу на всех политических уровнях.
По мнению авторов, политика налоговых
реформ в Евросоюзе должна строиться на
следующих принципах:
Ставки налогообложения должны быть одинаковы
как для малых и средних предприятий, так
и для крупных предприятий. Для этого необходимо:
- принять и внедрить в практику систему
мер в налоговой области (ликвидация лазеек
для обхода налогового законодательства,
исключение специального и прямого льготного
регулирования для иностранных инвестиций
и холдингов);
- обеспечить прогресс в работе по координации
систем по налогообложению предприятий
с целью исключить «налоговый инжиниринг»
(трансфертные цены);
- установить одинаковые по уровню расходы
для крупных предприятий создающихся,
как правило, в форме акционерных обществ
и для малых и средних предприятий, которые
в основном строятся на принципе объединения
лиц (простые и коммандитные товарищества);
- устранить налоговые расходы, связанные
с платежами между предприятиями, принадлежащими
одному и тому же собственнику;
- с целью подготовки предложений по устранению
положений налогового законодательства,
которые дискриминируют малые и средние
предприятия, создать постоянно действующую
рабочую группу экспертов государств-членов
Евросоюза и профессиональных организаций.
Административные расходы, связанные
с прямым и косвенным налогообложением
трансграничных коммерческих обществ,
должны быть уменьшены для малых и средних
предприятий. Для этого необходимо:
- выработать пилотный проект нормативного
акта по налогообложению (в отношении
налогов на коммерческие общества и налогообложения
доходов) для всех видов малых и средних
предприятий;
- добиваться значительно большей совместимости
положений договоров об исключении двойного
налогообложения, заключенных между государствами-членами
Евросоюза;
- добиваться единообразного регулирования
в отношении НДС применительно к коммерческим
обществам, которые не имеют своих постоянных
представительств в других государствах;
- добиваться всеобщей гармонизации административных
обязательств, связанных с системой уплаты
НДС;
- осуществлять возмещение сумм уплаченного
НДС в разумные сроки;
- обеспечить облегченный доступ к информации,
связанной с обязательствами по уплате
НДС, включая информацию на иностранных
языках.
Должна быть сокращена разница в налогообложении
между задекларированной и не задекларированной
работой в сфере предоставления услуг,
в которых в значительной степени используются
рабочие руки, с тем, чтобы сделать менее
привлекательной параллельную экономику.
Для этого необходимо:
- распространить на все виды услуг результаты
эксперимента по сокращению ставок НДС
на услуги, при предоставлении которых
в значительной степени используются
рабочие руки;
- сократить расходы, не связанные с выплатой
заработной платы при предоставлении
услуг, в которых в значительной степени
используются рабочие руки, и разработать
другие меры по налоговой поддержке применительно
к этому виду предпринимательства (сервисные
чеки, налоговые вычеты).
Европейская Конвенция должна предоставить
малому и среднему бизнесу другие инструменты
с целью обеспечения принятия необходимой
для них налоговой реформы.
Единогласное голосование государств-членов
ЕС во всех налоговых секторах, предусмотренное
в проекте Европейской Конвенции, представляет
собой главное препятствие на пути проведения
европейских налоговых реформ. Европейская
Конвенция и предстоящая межправительственная
конференция должны создать новые инструменты,
позволяющие продвинуться вперед по пути
налоговой европейской политики. Для этого
необходимо:
- внедрить голосование, основанное на
мажоритарном квалифицированном большинстве,
в отношении налоговой политики, которая
напрямую влияет на функционирование
внутреннего рынка;
- обеспечить такой регулируемый уровень
законодательства, который должен позволить
странам евро-зоны добиваться прогресса
в вопросах, связанных с налогообложение.
При этом, однако, необходимо избежать
негативного влияния таких процессов
на внутренний рынок государств-членов
Евросоюза, не являющихся пока членами
евро- зоны;
- использовать возможности договоров
о сотрудничестве и взаимопомощи, положения
которых могут быть включены в межправительственные
двусторонние и многосторонние договоры
и соглашения.
По материалам Rustrade.org